Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От средств к системе




Средства массовой информации, или массмедиа, считаются важнейшим функциональным компонентом коммуникативного пространства. Однако за известной аббревиатурой СМИ, обозначающей средства массовой информации, сегодня в содержательном смысле не стоит какого-либо реально существующего объекта.

В СССР (и не только в СССР) существовал государственный институт, с помощью которого государство внедряло в сознание публики информацию, соответствующую своей политике. Иными словами, речь шла исключительно об односторонней вещательно-пропагандистской стратегии работы средств массовой информации. В этой ситуации большее значение уделялось форме подачи информации и ее идеологическому наполнению, чем собственно ее содержанию и коммуникации как таковой. В массовое сознание внедрялись не только тщательно отфильтрованные факты, но и способы их восприятия сознанием индивида, т.е. фактически формировалось заранее приготовленное мнение. Необходимо признать, что советские пропагандистские технологии были достаточно долго сверхэффективны, так что понятия и мнения у советского народа были за редким исключением единообразны. Столь же единообразно, впрочем, было и мнение протестных (диссидентских) групп, формируемых СМИ идеологических противников, использующих в работе те же принципы.

Сегодня ситуация изменилась, но не столько благодаря политическим преобразованиям, сколько из-за того, что средства массовой информации фактически перестали существовать в качестве автономного централизованного общественного института. Произошло смещение от информирования к коммуницированию, в массмедиа прочно внедрился интерактив как один из основных принципов работы любого издания.

Конечно, серьезный вклад в этот процесс внес интернет. В первые годы своего существования интернет был игрушкой для достаточно узкого круга специалистов. Публикации в нем игнорировались традиционными СМИ. Фактически интернет на первых порах своего развития находился в зоне информационного андеграунда. Но как это бывает почти со всяким андеграундом, его влияние на официальные информационные структуры оказалось настолько значительным, что они начали видоизменяться только потому, что где-то рядом существовал интернет. Интернет преобразовал СМИ фактом своего рождения.

Принципы, лежащие в основе функционирования интернета, начали преобразовывать структуру СМИ. Особенно велика роль таких системных свойств интернета, как децентрализация (у интернета нет и не может быть центра управления), открытость, отсутствие пространственных и временных ориентиров. А это означает, что многие актуальные задачи, лежащие в сфере PR, политтехнологий, экономики, уже не могут эффективно решаться исключительно информационно (вещательно), а необходимо их коммуникационное решение.

Таким образом, за терминами «СМИ» и «массмедиа» стоит уже нечто иное. Ключевое слово «средство» здесь теряет свой изначальный медийный смысл, так как вслед за Маршаллом Маклюэном можно с уверенностью сказать, что средство само становится содержанием, поворачиваясь к нам своей сущностной изнаночной стороной1.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал