Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заговоры погоды и охоты






Шаманы издавна заняты вызыванием погодных явлений. Естественно, это делается в разумных пределах; прекращение или вызывание дождя может оказать неблагоприятное действие, если делать это часто. Тэнг-рии и прочие духи верхнего мира обычно считаются распорядителями погоды, так что их и призывают, когда приходится иметь дело с погодными явлениями (чтобы узнать, какие тэнгрии управляют теми или иными погодными явлениями, обратитесь к Приложению второму). Призывая дождь, обычно камлают у обоо, дерева тургэ или иного воплощения гол. Чаще всего для вызывания дождя совершают призывание, брызгая водой из обрядовой деревянной ложки в сторону обоо или иного изображения средоточия мира (представленное в Приложении четвертом призывание Гэсэра особо действенно при совершении именно такого обряда). В случае жестокой засухи более действенным может оказаться путешествие в верхний мир.

Бури останавливают обычно призыванием, и делать это необязательно внутри обрядового пространства. Удары в бубен и вселение духов в состоянии весьма скоро остановить даже самую свирепую бурю. Я обнаружила, что призывание Татая, тэнгри бурь, останавливает дождь или сильную бурю почти мгновенно, особенно при сопровождении бубна. При наличии камней задай, обладающих огромной волшебной силой, останавливающей бурю или вызывающей дождь (см. раздел о волшебных камнях на с. 246—250), их следует класть вместе с онгонами при проведении обрядов, связанных с погодой.

Тамхинип бариааша — божница для подношений курева (табака) горным духам.

 

В Сибири охота составляет важную часть повседневной жизни, так что шаманы выступают ходоками перед духами — хозяевами животных, самым важным из которых считается Баян Хангай (Баян Ахаа), хозяин тайги. Предпринимая это путешествие, шаман просит хозяев охоты даровать удачу в травле зверя для своих сородичей. Но эти обряды совершаются лишь для промысловой, а не для потешной охоты, и сам шаман обычно не участвует в облаве на зверя. Призывание Баян Хангая в помощь охотникам вполне уместно, если вы знаете, что те охотятся ради пропитания, а не ради забавы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.