Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вергилий






Энний

Анналы – погодичное изложение (анно – год).

Исторический принцип – особенность Рима.

В эпоху Октавиана Августа возникает новый латинский эпос.

Вергилий

Начал он с сочинений «буколики» в духе александрийской поэзии. У них была новая жанровкая форма, развившаяся потом в эллинизме. По сути, это беседы пастухов

«георгики» - дидактическая поэма. Четвертая часть была посвящена пчелам, потому что пчелиный улей – образ идеального государства. В остальных описывается сельское хозяйство.

Энеида – настоящий героический эпос. Песнь об Энее (Как Илиада – песнь об Илионе – Трое)

Вергилий работал долго, тщательно редактировал и отделывал каждую фразу. Существует автоэпитафия Виргилия: «Мантуя меня похоронила….пел я пастбища, села, вождей». Умер он в Неаполе

Лирические жанры. Мелос – песня, греки называли мелическим жанром. Разная стихотворная вариативная метрика, маленький размер, изначально были связаны с культом. Кроме гимнического, еще был культ плодородия. Поле для развития открывается за счет вариативности размера.

Конец 7-6 – начало 5 веков до н. э. – расцвет греческой лирики

Характер типизации: передаются общие типы чувств.

Появляется индивидуальный авторский голос, сила художественных выражений.

Группа элегических стихов (чередование гекзаметра и пентаметра)

Формы погребальных плачей.

Архаика: Тиртей (к. 7века), Миннерт, Солон (законодатель, один из 7 мудрецов, Феогнид (6 век) – у него всегда присутствует имя, к которому обращены тихи (алтер эго)

У Горация развилась тема бессмертия поэта и поэзии

 

 

Сапфо " Богу равным кажется мне по счастью..."

Богу равным кажется мне по счастью

Человек, который так близко-близко

Пред тобой сидит, твой звучащий нежно

Слушает голос

 

И прелестный смех. У меня при этом

Перестало сразу бы сердце биться:

Лишь тебя увижу, уж я не в силах

Вымолвить слова.

 

Но немеет тотчас язык, под кожей

Быстро легкий жар пробегает, смотрят,

Ничего не видя, глаза, в ушах же —

Звон непрерывный.

 

Потом жарким я обливаюсь, дрожью

Члены все охвачены, зеленее

Становлюсь травы, и вот-вот как будто

С жизнью прощусь я.

 

Но терпи, терпи: чересчур далёко

Все зашло...

 

Перевод знаменитого стихотворения Сапфо (фр. 2, сохранился в цитате в анонимном трактате «О возвышенном», 10), обращенного к ученице, которую она ревнует к жениху. Вот его подстрочный перевод (курсивом даны места, опущенные или измененные Катуллом):

Видится мне равен богам Тот мужчина, который напротив тебя Сидит и изблизи сладкий Слышит голос И желанный смех, а от этого мое Сердце в груди замирает: Довольно мне быстрого на тебя взгляда, и уже Говорить я не в силах, Но ломается мой язык, тонкий Тотчас пробегает под кожею огонь, Глаза ничего не видят, шумом Оглушен слух, Обливаюсь я потом, дрожь Всю меня охватывает, зеленее травы Становлюсь, и чтоб умереть, немного, Кажется, мне осталось; Но все нужно вытерпеть

Катулл вводит в стихотворение обращение к адресату — «Лесбия» (т. е. «лесбосская девушка»); видимо, после этого оно и стало для него постоянным псевдонимом его возлюбленной. Что Клодия стала «Лесбией» в честь самой Сапфо, — менее вероятно: Сапфо, по античному преданию, была чернява и некрасива. Катулл оборвал свой перевод на 3-й строфе, а 4-ю добавил от себя, чтобы она резко переосмыслила и весь предыдущий текст. В латинской поэзии такие повороты лирического сюжета были не редкостью (таков знаменитый второй эпод Горация с лирическим содержанием и сатирическими кавычками в концовке), но поэтам и филологам нового времени такой ход был непривычен, поэтому еще с XVI в. (комментарий Ахилла Стация, 1566) стало высказываться мнение, что 4-я строфа Катулла — или ошибка редактора, присоединившего к законченному стихотворению посторонний отрывок (как в № 2b, 14b, 78b), или подделка переписчика. Некоторые филологи держатся этого мнения до сих пор.

По тому же образцу Сапфо сделано описание связи души с телом у современника Катулла — Лукреция (III, 152—157, пер. Ф. А. Петровского):

…Если же дух потрясен сильнейшей тревогой, мы видим, Что и душа целиком то же самое чувствует в теле: Пот выступает на нем, бледнеет вся кожа, немеет Оцепенелый язык, заплетается речь, застилает Мраком глаза, звон в ушах, подкосились колени, и видно Часто нам, как человек от ужаса падает наземь…

Ст. 8. Голос теряю … — Этот стих пропущен в рукописях Катулла и восстанавливается издателями по греческому тексту Сапфо.

Ст. 13—16. Праздность, мой Катулл, для тебя зловредна … — Общее место античной моралистики: ср. в латинской поэзии еще у Теренция, «Самоистязатель», 109: «Всему тому виною — праздность крайняя! В твои года я занят не любовью был…» и т. д., а потом — в тираде Овидия, «Лекарство от любви», 135—150: «Праздность рождает любовь и, родив, бережет и лелеет; Праздность — почва и корм для вожделенного зла…» и т. д. Цари и грады, погибшие от изнеженности, — Сарданапал, Крез, Александр в Вавилоне, сибариты в Сибарисе и пр. В каком соотношении находится содержание катулловой строфы и 5-й строфы Сапфо, от которой сохранилось лишь начало, указывающее на подобный же композиционный перелом, — мы не знаем.

 

1 февраля 2012 г.

Гомеровский эпос берет одну точку, которая длится 51 день (21 день – в первой песне)

Элемент дидактической поэзии – сообщение о каком-то знании.

Связь жанра, времени и поэзии.

Эпоха эллинизма породила множество новых форм, это еще и эпоха собирательства и классификации. Темы могли быть любые.

Первая крупная дидактическая эпоха Рима – самое начало 1 века, Лукреций «О природе вещей»

Тексты написанные до эпохи Октавиана Августа дошли в малом количестве

«Метаморфозы» Овидий – последняя дидактическая поэма. Овидий начинает с того, что просит музу помочь ему. Это типично для римлян обращаться к мифологии.

Цицерон настаивал, что отличие человека от животного в умении говорить.

У Овидия в Золотом векене плавали корабли – не насиловали море, не носили оружие, в безопасности жили без судей. Римляне гордились своими законами, регламентацией и порядком.

Гесиод говорит, что создали поколение золотое, к ним не приближалась старость, речь больше идет о людях, а не об их условиях. А у Овидия по-другому, он больше все описывает через НЕ

Отличие золотого века от серебряного у Овидия – появление времен года.

У Гесиода концентрация все времена фигуре человека, А Овидий старается описывать все объективно.

Основная идея: если ты не будешь слушаться моих наставлений, то Гесиод…

А Овидий излагает ретроспективный материал.

Прометей (метис – мысль) – мыслящий вперед, разумный, предугадывает действия и последствия

Использование Гомеровских моделей у Вергилия очевидно. Его упрекали, что он переводит Гомера. Но к Вергилию относились с почтением.

Но Вергилий не закончил Энеиду.

Эпические сравнения

У Вергилия пропадают типические повторы, о отличие от Гомера. Они пропадают, потому что У Гомера была устная традиция, они помогали организовывать текст, а у Вергилия авторский художественный текст.

Щит Ахилла и щит Энея. И там и там герой вступает в битву. У Ахилла нарисован весь мир, а у Энея – весь Рим, которого еще и в помине не было. Океан(обобщение) омывает два города, один мирный, а другой – враждующий. У Энея тоже река, но на ней корабли. Рим не приравнивается ко всему миру. Это заказ правителя Рима для Вергилия

Сильный образ, связанный с политикой Августа, образ ярости, связанной с войной.

Пророчества в Энеиде:

Пророчество не Энею: это разговор богов

Еще одно

Последнее: щит

У Вергилия герой наделен всеми героическими чертами, он выделяется, центральный герой.

Как эпический образец Энеида стала произведением номер один и стала школьным текстом. Ее учили. Для средних веков Вергилий получает даже колдовской ореол, его считали повелителем ветров Jлохи

Лирика:

Стихотворения Сапфо и Катулла

У Катулла есть прием парности. Когда 2 стихотворения одно строфой написаны

; строчки были присоединены к 51 стихотворению

8 Февраля 2012

Элегики: Овидий, Галл, Тибулл и Проперций +Катулл –

Форма определяет жанр

Катулл бедный, у него в кошельке одна паутина, он все время ноет, что он бессилен.

Топос – место, тот постоянный мотив, который переходит от одного поэта к другому. У него это проходит через стихи, как бедный, несчастный, но это не значит, что это на самом деле не так

Поэт должен быть чистым, а стихи – необязательно

У Катулла в таком шутливом стишке в середине очень серьезное заявление (программа) о своей позиции. У Катулла много разных личин

В Риме во время триумфа, когда всему войску позволено войти в город с полководцем, рядом сним шел человек, который на ухо нашептывал полководцу оскорбления, чтобы он не возгордился.(в форме резких стишков0

Одно из самых грубых стихотворений Катулла

1-60 стихи-полиметры, написанные маленькие стихи, эксперименты с метрикой,

С 61-68 – крупные стихи в традициях александрийской эпиграммы

Далее

Овидий был ритером по профессии, но он что-то там еще отказался от этого и стал поэтом, его элегии дают практику любви, теорию любви и

 

Структура хора: пролог, потом эписодии – диалог персонажей с хором, затем – стасим– стоячая песнь хора

Эсхил «Просительница» там нет разделения на герое и хор, они совмещены. Потом стала тенденция уменьшения хора

Хор фиванских старцев: первое, о чем они говорят – Спасите нас от этой заразы

В Эдипе тема обобщенная – тема гордыни, путь тирана, потом: так чей же он сын? И потом: нет никого несчастнее на свете, чем Эдип.

Обычно средняя песнь в трагедии вне связи с сюжетом, удаленная тема, а затем возвращаются в тему

В Антигоне мораль первого стасима: знаменитая песнь гимн человеку «человек всего чудеснее», затем это все заканчивается тем, что человек имеет выбор. В его власти и мысль, и власть, и ыбу может ловить и другие всякие бредни. Все это прекрасно до смерти и потом становится понятно: правильный ли человек сделал выбор

Во втором стасиме: о Богах, потом мини-гимн Зевсу и начинается главная тема: кто злое привык считать благом, тот в жизни узнает горе»

Стасим третий: рядом с тем, что Антигона должна умереть. А хор уводит тему и говорит об Эроте и об Афродите, которая побеждает все, появляется тема брака: хор подводит тему, предсказывает, что брак может свершиться и в вечности.

Стасим четвертый: плач хора, он упоминает Даная (женщина, к которой снизошел бог в виде золотого дождя), Ликурк (противился установлению культа Диониса) и Клеопатра, дочь Барея, которая умудрилась ослепить своих сыновей, мстя мужу.

Креонт за преступления платит жизнью сына

5ый стасим – гимн Дионису, просьба избавить город от…

Креонт: Я ничто

Последняя песнь о мудрости

14 февраля 2012 г.

Структура комедии и трагедии (они схожи):

Пролог

Выступление хора

Чередование речетативных частей, диалогов и песен хора – стасим

В конце хор уходит, песнь при выходе эксод

Декорации появляются в первой половине 5 века, при Софокле, сначала это были просто раскрашенные задники

Хор всегда говорит от имени «я», он может давать смутные намеки, предсказывать действие.

Роль хора: идеальный зритель, коллективное сознание, самый древний элемент трагического сознания

Эсхилл, Софокл, Эврипид – три трагика

Эсхилл принимал участие в греко-персидских войнах, он одержал победу вместе в войском.

Эти три имени можно сравнить.

Эсхилл: Аристократический идеал, который предполагал природную доблесть. Почему появляется трагические ситуация: противопоставление справедливости и преступление нравственности, тогда и появляется неизбежность гибели.

Антитеза двух прав: рабского персидского и доблестного нравственного греческого

«Семеро против Фив». У одного из братьев на щите написано» дике», хотя он идет против родного города и брата, а у другого написано «власть». Доблесстное бдагородство не меняется, главное – трагизм ситуации у Эсхилла. Иногда разрешение трагедии может быть без вмешательства богов

Софокл: жил в период расцвета правления Перикла, в отсутствие войн, над ним никогда не издевались, это была цельная фигура. У него основная трагедия – знание-незнание. Иногда это бывает просто трагедия судьбы (Царь Эдип). Нерв трагедии держится на движении от незнания к знанию.

Эврипид попадает немножко на другую эпоху, на философскую эпоху. Протагор: человек - мера всех вещей, правда та, которую человек видит, это отражается в том числе и на произведениях Эврипида. Он – фигура странная, над ним много смеялись, за всю жизнь он получил всего 4 награды. Смеялись над тем, что он один выходил на берег моря и декламировал свои стихи. Момент раскола внутри самого героя: кровавое завершение (медея), именно у Эврипида много трагедий, которые заканчиваются хорошо.

Самый новаторский –Эсхилл, Он и изменил состав хора, и добавил нового героя, и еще …У Эврипида добавляется только переживание личных чувств. У Эврипида выбор остается за человеком.

Эврипид изображал людей такими, какие они есть, по словам Софокла.

В Риме: не имеем ни одного цельного текста.

Луций Сенека связывается всегда с риторической разработкой текстов и с стоической философией, когда на самом деле мир ужасен, человек должен это вытерпеть и вести себя достойно. От него осталось 9 трагедий, которые совсем не предоставлялись для сцены, в Риме не было постоянного театра до 54 года до н э. Первый римский театр – Помпеи. Но это совершенно не то, что в Афинах. В Риме не было традиции театра

В трагедиях Сенеки практически нет хора, это декламационные трагедии, они читались для избранного круга.

Сенека разрабатывает тему власти судьбы над человеком. У Сенеки главной героине, стержнем является кормилица.

Новый стиль: главное - показать блеск авторского дарования, блеск мастерства. Фигура Сенеки была сильна своим морализаторством, он стал восприниматься чуть ли ни как предвестник христианства.

Комедии:

Комедии идут в противоположном от трагедии направлении, Движение, развитие комедии шло от актуальности, всегда было полно намеков о реальности, политической ситуации, это была, по сути, живая газета. Максимально приближено к реальности. В отличие от трагедии, где все было максимально обобщенно.

Темы еды, обжорства, избыточности постоянно обсуждается в комедиях. В Римской комедии к общим истокам добавились еще праздники типично римские праздники – сатурналии, а также посвященные Юпитеру и т д

Парабаса – выход хора прямо на авансцену к зрителям, это речь прямо от автора, произносилось все в быстром темпе. Прямое обращение к зрителю, трагедия этого не допускала, а в комедии позволялось этакая прямая импровизация от автора.

Приемы комического: мифологические в пародийной ситуации, появляются фигуры, представляющие общие понятия (правда, крик), могут выступать фигуры известных граждан, гиперболические фигуры

Среднеаттическая комедия: 4 век, практически исчезает комедия, появляется семейная комедия, персонажи: грубиян и т п, ситуация такеи же, как и в современном мире

21 февраля 2012

Низкая комедия

Низовые фигуры (повар, воин-вояка, очеь глупый, хвастливый, ничего не добивается)

Эти типажи были усвоены и в раннеримской комедии.Развитие ораторства повлияло на объект изучения.

Рання римская литература прибл в к3 нач 2 века до н.э. появляются сценические тексты. В Риме, в отличие от Афин, не было постоянного театра. Комедия оказалась нневероятно популярной и востребованной. Многие писали комедии, но саой яркой фигурой был Плавт, он стал даже объектом одной из первых работ по исследованию. Насчитывали до 130 комедий, но подлинные – 21, остальные приписывались ему.

Что сделали римляне с новоаттической комедией? Превращается в бытовую комедию, весь комизм – на ситуации. В Риме в к 3 века еще есть ситуации специфические, не свойственные грекам вообще. Было запрещено публичное высмеивание, поэтому пришлось использовать прием контаминации – это использование греческих нескольких комедий и элементы этих комедий по-своему сплетаются, соединение героев, сюжетов – и появляется новая комедия

Метатеатр – так называли римский театр, имена – грецезированные, одежды – обычно одеты в паллии – греческие короткие плащи, паллиата – комедия плаща.

Немного позже Плавта был второй комик Теренций (наало 2 века до н.э.) – у него более литер тексты. Меньше грубых шуток, феерической блестяшной игры. Он послужил образцом для школьной драмы, он был одним из спокойных авторов, но был очень популярен в средневековье, дети в монастырях ставили по нему комедии.

Гроцвита – немецкая поэтесса – христианизированная поэтесса, очень известна

Тит Макций Плавк. Ему подражал Теренций. Но все равно привнес что-то свое

У Плавта на первое место выходит персонаж – раб-помощник интриган, жулик, хитрец, ловкач (потом Фигаро). Этот герой не был свойственен аттической комедии, а у Плавта выходит вперед.

Имена все идут греческие, но он протаскивает римские реалии, пытаясь обходить закон. Намеки на рискую реалию, при чем сюжет помещен в греческую среду. Нет хора, но его видимо не было уже и в новоаттической комедии.Но было музыкальное сопровождение. Еще кантика - вставка чисто поэтич текста. Он может по ритму соответствовать сцене.

Как Плавт использует язык? Он играет не только на смыслах, но и на звуках. Бесконечные каламбуры, буквально понимаемые метафоры. «Он делает такие потряс соусы, что запах идет к самому Юпитеру» «Интересно, у апаха руки?» бред в общем.

Бесконечные неологизмы, Плавт постоянно играет с языком, использование чужого языка, как абракадабра. Выдуманные говорящие имена, например, раб Пиргополиник – воюющий против высоких башен (а сам дурак дураком) или Поделоругатель, никогданевозвращатель, девочкаторговец и т д

Грубых шуток там достаточно. Прямое обращение к зрителям – нарушение сценической иллюзии, но в то е время это использовалось

Главные приемы – подмена, кого-то принимают за кого-то. Также прием двойничества. Узнавание, перипетии, в конце – счастливый конец

Персонажи: раб – он строит сюжет(препятствие к достижению чего-то), закручивает и ведет интригу. Как он выглядел? Толстобрюхий, головастый, толстые ноги, красномордый, рыжая борода, Контраст – тоже присутствует, сила случая. Раб сложившуюся ситуацию оборачивает в свою сторону.

Сцена бегущего раба.

Специфическая форма комического поругания

У Теренция более литературный текст, но есть мнения, что текст писал не он. Но его популярность так была велика, что его постоянно циттировали «ну я же человек, и ничто человеческое мне не чуждо».

Квинтиллиан «Воспитание оратора», он был ритером, в 10 книге этого сочинения он как бы осматривает литературный процесс с точки зрения Греции и Рима. Сатура – целиком наша, то есть он приписывает эту форму только римлянам.

Сатура – это смесь, так могли называть салат. Первым автором, которого мы относим к этому жанру – Луцилий. Затем эту традицию продолжил Граций, но он не называл их сатурой, а это название пришло позже (беседы – ак называл их Гораций). Уже в императ эпоху идет Персий, очень темный автор, а затем Ювенал, написал 16 сатир, очень популярен в в средние века. Ювенал присвоил жанру сатиры совр значению. У Горация – это дидактика, а у Ювенала – уэе то что мы подразумеваем под этим словом. Дидакт атира вревратилась у Ювенала в поношение.

У ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НАПИСАНО ГЕКЗАМЕТРОМ

Морциал - -профессиональный поносит, писал резкие редкие эпиграммы. Его эпиграммы

Миниповы сатиры – от него не дошло ни одной строчки, но мы знаем, что он писал.

Отыквление Сенеки - -апофеоз императора Клавдия, об этом.. Второе сочинение – Сатирикон Петрония (даже не знаем, кто это). Особенность линии: соединение прозы и стихов (прозиметр), это породило очень длинную полемику. Бахтин, выстраивая традиции европейского романа, одним из истоков видит эту минипову сатиру.

Половина 5 века до н.э.

ПРОЗА во-первых, проза всегда воспринималась как утилитарный инструмент, не было идеи сладостного медового слога, в афинах разивается ораторская проза, появляются философские тексты или натурфилософские тексты. Проза, которая пытается осмыслить мир в прозаической форме.

Линия риторики: оратор должен воздействовать на своего слушателя, вторая линия – ораторство, то есть такими способами и по каким законам можно добиться своего. Время, которое вырабатывает именно это, рассказы о диковинных событиях, зарождается историческое сочинение. Появляются первые ритеры, обучение тому, как добиться своего через школы ритеров. Сократ обучал этому

Появляется первый историк – Геродот. Греки после персидских войн заинтересовались тем, что происходит за пределами Греции. ПРОЗА – логос, слово –рассуждение, убеждение, рассказ о диковинном. Интерес к новому.

Риторика была судебной, публичной, ораторство - украшательство, искусно составленная речь, которую приятно послушать

Филлипики – речи против царя Филлипа, он произносил эту серию блестящих речей против Филлипа

Лисий

Приблизительно появляются школы Исократа, а затем –Демосфена.

По существу, любой римлянин имел риторическое образование.. А первоначально с риторическими школами в Риме было паршиво. Так как после завоевания Греции в Рим хлынуло много греков, появилось много рабов-греков, которые были хорошо образованы. Потом уже стали приезжать крупные греческие святил, которым запретили учить римлян ораторству, так как они типо развращали римлян. Цезарь – ритер ничуть не хуже Цицерона, просто он занялся немного другим делом потом. В императорское время Нерона риторика выражается в формальные упражнения на развитие речи. Пишут о падении риторики, при императорах риторика реально не имела влияния на происходящее. Но зато оттачивались мастерства говорения.

Историографическая линия. Если Геродот начинает собирать интересные факторы о событиях. Впоследствии, его 9 книг назвали по именам муз. Геродот – крупное греч имя (5-4 век) Фукидид пытается найти причины, почему произошла война с персами, в отличие от Геродота, который просто излагал факты. Еще одна важная фигура Ксенофон, но он уехал из Афин и жил при Персидском дворе. Он оставил сочинение «Воспитание Кира», написание определенного портрета, выписывание личности, наставление, дающее образ идеального правителя.. «Зерцало принца» - тоже сочинение, дающее пример, каким должен был человек.

Полибий – жил очень долго в Риме. У него появляется первый раз идея понять закономерность, почему одни государства возвышаются, другие – падают и т д

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.