Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель олигополии со сговором (картель)






 

Модель картеля представляет собой крайний случай коопери­рованной олигополии. Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения кон­курентных сил на рынке и максимизации совокупной прибыли116. Картель предполагает явный сговор между продавцами: относительно принципа установления цен; раздела рынков сбыта; квот производства и сбыта участников; обмена патентами и другой информацией, имею­щей коммерческий интерес. Из современных легальных картелей наи­более известным является ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти. В современных условиях картели существуют в более гибких и разнообразных формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению научных разработок.

Выделяют два основных тина картелей, а) картели, преследу­ющие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли, и б) картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыноч­ных долей.

Существует два условия для успеха картеля:

1) стабильная организация картельного типа должна формировать­ся из участников, которые согласовывают цену и уровни производства, а затем придерживаются данного соглашения;

2) потенциал для монопольной власти. Даже если картель решит организационные проблемы, поднять цену не так просто, когда кривая спроса отрасли высокоэластична117.

В настоящее время явные соглашения картельного типа встреча­ются редко. Гораздо чаще можно наблюдать неявные (скрытые) согла­шения, тайный сговор. Тайный сговор - это негласное картельное со­глашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом118. Картельное объедине­ние способно максимизировать прибыль, если действует как монопо­лия, т.е. если члены картеля действуют как одна фирма. Подобная си­туация изображена на рис. 62.

Рис. 62. Прибылемаксимизирующий картель

Общей рыночной кривой спроса соответствует рыночная кри­вая MR. Кривая МС картеля является горизонтальной суммой кривых МС его членов. Прибыль максимизируется при выпуске Q* и цене Р* при МС = MR. Однако, договорившись по поводу картельной цены, члены картеля могут соперничать друг с другом, используя неценовую конкуренцию за получение большей доли от продаж Q*. Если же, с дру­гой стороны, члены картеля договорятся между собой о разделе рынка, то каждый из них получит соответствующую квоту119.

Однако картельные объединения недолговечны. Во-первых, тай­ный сговор противоречит антитрестовскому законодательству и высок риск его раскрытия. Во-вторых, олигополистам тяжело договориться о цене и объемах рынка, так как, даже выпуская схожую продукцию, они имеют различные предельные издержки и кривые спроса. В-третьих, участники тайного соглашения имеют серьезное искушение устроить демпинг с целью захвата рынка. И наконец, четвертая причина120. Жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижать­ся, фирмы будут вынуждены снизить цены, пытаясь вернуться к преж­нему объему выпуска с более низкими издержками.

 

56. Монополистическая конкуренция: основные черты

 

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, со­стоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцирован­ную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее рас­пространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построена абстрактная модель, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характери­зующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора, имеющегося у фирм.

Для этой модели рынка характерно наличие множества неболь­ших фирм. Естественно, в этом случае отдельная фирма производит от­носительно небольшую часть общей продукции, а стало быть, имеет ограниченные возможности влиять на цену товара. Число фирм в от­расли таково, что практически делает невозможным сговор фирм-мо­нополистов, в то же время каждая фирма столь независима, что может не обращать особого внимания на реакцию других конкурирующих фирм на принимаемые ею решения.

Товары фирм-конкурентов весьма дифференцированы, однотип­ны, но все-таки товар одной фирмы чем-то отличается от товара дру­гой фирмы. Дифференциация проду ктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы, т.е. реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ре­монта и др.

Вход в отрасль при монополистической конкуренции относительно свободен, поскольку небольшие фирмы не могут поставить серьезный барьер на пути входящем конкуренту. С другой стороны, и входящий в отрасль конкурент знает, что здесь существует равновесие, следователь­но, чтобы выделить свой товар, ему придется затратить значительные средства на рекламу. Это тоже становится дополнительным барьером.

Доступ к рыночной информации несколько затруднен, но получить ее все же можно достаточно легко, так как цена устанавливается отно­сительно свободно.

Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса парал­лельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции про­изводится меньше продукта. В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или ми­нимизирующие убытки, исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние сово­купные издержки и цена, как правило, выше. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополисти­ческая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Однако если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов по­требителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.

Монополистическая конкуренция широко распространена в произ­водстве предметов потребления, легкой и пищевой промышленности, сфере услуг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.