Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение международной журналистики. Функции журналиста-международника в различных изданиях. Изменение парадигмы журналистики в XXI веке.






Журналистика – это сфера деятельности, направленная на сбор, авторскую обработку и распространение общественно ценной информации при помощи технических средств по соответствующим коммуникационным каналам, а также анализ, оценку общественно значимых событий и критическую их интерпретацию. (Определение из учебника Мисонжникова)

Можно выделить следующие характеристики современного российского журнализма как профессии:

  • Профессия глобализовалась при помощи электронных и сетевых СМИ
  • Стала разнообразной, многотипной
  • Стала интересней аудитории
  • Коммерциализировалась
  • Обульварилась, пожелтела
  • Переживает размывание этических и ценностных ориентаций

 

Задача журналистики – обеспечивать гласность и прозрачность в обществе, помогая этим функционированию рынка и системы права.

Также журналистика – это род профессиональной деятельности человека.

Профессия - это род трудовой деятельности людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. (Определение из учебника Свитича)

Профессия – это специализация и комбинация деятельности личности, которая является для этой личности шансом для получения постоянного дохода и обеспечения себя. (Определение Макса Вебера, немецкого социолога)

Международная журналистика (англ. International journalism) — раздел журналистики, изучающий международные аспекты деятельности журналистов и средств массовой информации; международные и региональные организации, разрабатывающие стандарты, правовые и этические нормы сбора, создания, обработки, хранения и распространения информации через каналы массовых коммуникаций. Особое внимание исследователей в области международной журналистики привлекают трансформация средств массовой информации в условиях формирования информационного общества, и появления " новых" СМИ (англ. new media) — средств массовой информации, возникших в результате синтеза мультимедиа и глобальных сетей связи.

Международная журналистика - Вид международной общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации. Международная журналистика занимается сбором и обработкой информации о событиях, происходящих в различных точках земного шара. Она занимается освещением политических, общественных и культурных событий, военных событий из " горячих точек", с крупных политических мероприятий, влияющих на отношения между народами.

МЖ – раздел журналистики, изучающий международные аспекты деятельности журналистов и СМИ; международные и региональные организации, разрабатывающие стандарты, правовые и этические нормы сбора, создания, обработки, хранения и распространения информации через каналы массовых коммуникаций.

Разделяется на интернациональную (освещает события и темы, происходящие за рубежом, жизнь других стран, народов) и глобальную (глобальное вещание: BBC, CNN и т.д.).

Функции журналиста-международника (функции по Прохорову):

· - коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет “исходной функцией журналистики”;
- непосредственно-организаторскую, в которой “наиболее наглядно проявляется роль журналистики как “четвертой власти” в обществе”;
- идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением “оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов”;
- культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, “чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека ”;
- рекламно-справочную, связанную с “удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)”;
- рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получения удовольствия).

· Gatekeeper (функции «сторожа») и gatewatcher (наблюдатель); «Беспристрастный наблюдатель, независимый участник» (Пёткер). «Четвёртая власть» (контролирует и критикует 3 другие ветви власти).

Особенно важна роль журналистов-международников в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например, тем, которые касаются экономики других государств, качества и инновационности производимых в них товаров и услуг, функционирования мировых рынков и т.п.

Существует различие между российской и западной журналистикой: в последней существует функция транспарентности (прозрачность; установление в обществе оптимальной прозрачности, формирование публичной сферы, гласности) и отсутствует функция идеологическая.

 

По Роберту Макчесни:

- быть «строгим сторожевым псом» по отношению к власть имущим и тем, кто стремится к власти;

- выискивать правду среди потока лжи;

- предоставлять широкий спектр мнений и позиций по ключевым вопросам.

Очень много вариантов типологии функций журналистики.

Изменение парадигмы:

На изменение повлияло три фактора:

• глобализация

• экономический фактор

• технологический фактор

 

Глобализация:

Связана с компьютеризацией и появлением интернета.

Люди получили возможность получать информацию из заграничных источников. В связи с этим, крупные информационные агентства строят новость так, чтобы каждая страна нашла информацию для себя (глобальный подход).

Практикуется использование местных журналистов в инф. агентствах (стрингер).

Тенденция монополизации информации (страны Запада и США – развивающиеся страны Восточной и Центральной Европы, бывшие республики СССР). Пример: приватизация второго румынского канала британско-канадским консорциумом Atlantic Television (25% - доля государства, 75 приватизировано).

Особенно возвысилось США, которое во многом формирует информационную картину мира.

Глобальная конкуренция. Программа ЮНЕСКО по увеличению публикаций материалов о странах «третьего мира». Информационный разрыв между старанами Европы и «третьего мира».

Повысилась роль журналиста-фрилансера. Например, Дэвид Экс, Паулина Тильманн и др. Повышается универсальность журналиста.

Тенденция к деспециализации (в журналистике работает не журналист). Особенно это проявилось тогда, когда инф. агентствам нужны журналисты на местах.

Сдвиг к журналистике мнений, что связано с появлением возможности писать в блоги.

Экономический фактор

Работодатели сокращают число журналистов-международников, потому что это очень дорого. Пример: французская газета «Котидьен», которая сократила штат, чтобы справиться с долгами. Это повлияло на качество материалов и, как следствие, на спрос со стороны покупателей в худшую сторону.

Закрываются информационные бюро в некоторых странах. Всё большая опора на информацию международных агентств. Журналисты не создают новое, а просто перерабатывают уже добытую кем-то информацию. Зачастую информация в разных СМИ взята из одного источника.

Сокращение традиционных (особенно печатных) СМИ из-за бесплатного распространения информации в интернете. Более лёгкое размещение рекламы в Интернете, что особенно актуально в условиях глобального кризиса (2001 и 2008 год). Разрушается бизнес-модель.

Происходит глобальная коммерциализация журналистики. Деньги стали основным.

Технологический фактор:

Основное технологическое достижение – Интернет. Отныне не таким большим спросом пользуется верстальщик, поскольку газета переходит в формат веб-сайта. Журналист может работать один, что налагает на него большую ответственность. Появление Интеренета стало началом такой тенденции, как сотрудничество гражданских, непрофессиональных сайтов в профессиональными СМИ (WikiLeaks, Ушихиди). Появление «гражданской журналистики» (конкурс ПТВ «Ты - журналист»).

 

Возрастает число блоггеров (как журналистов, так и непрофессионалов), что ведёт к ухудшению качества материалов, но в тоже время, расширяется информационный диапазон. Например, во время трагедии в Крымске, официальные СМИ (такие, как «1 канал») пользовались информацией, которую очевидцы и жители города публиковали в соц.сетях (эмоционально окрашенную, с потерями в объективности).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.