Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путешествие на необитаемый остров.

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя: Сегодня у нас урок по теме " Наречие". Наша задача - так повторить тему, чтобы мы могли правильно употреблять наречия и без ошибок решать все орфографические задачи по теме. А чтобы вспомнить изученный материал, предлагаю вам отправиться в путешествие, но скажите, куда будет это путешествие?

Здесь солнце ярче, греет по-другому,
Тут обитает лишь моя душа.
Нет острова, подобно острову такому,
Здесь пальмы говорят со мной шурша.
И тёплый ветер дует ласково и нежно,
Он шепчет мне про звёзды и луну,
Песок на пляже золотой, прибрежный -
Его в прозрачную водичку окуну.
Мой остров омывает океан разлук,
Но воды океана благосклонны.
Волшебная вода целует мне запястья рук,
А ступни ног ласкают волны.

Звучит фрагмент песни из кинофильма " Про Красную шапочку" (стихи Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова).

- А вдруг ты завтра попадешь на остров в океане?
- На остров, вот здорово!
- А как же ты там проживешь без повара, без няни?
- А я найду кого-нибудь!
- Да хорошо бы кого-то, но мы то знаем,
Что этот остров необитаем.
- Необитаем?
- То есть абсолютно!

Итак, мы отправляемся на необитаемый остров.

Путешествие на необитаемый остров.

1. Ваш корабль потерпел крушение, вы оказались в незнакомом для вас месте, для того, чтобы прожить какое-то время на необитаемом острове, вам придётся достать кое - какие утонувшие вещи...

Задание: Прослушайте фрагмент песни (слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева, из м/ф " День рождения Леопольда") и выпишите из услышанного текста наречия.
Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал:
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно:
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.

- Докажите, что вы нашли именно наречия. - Вспомните определение наречия как части речи.

2. Вы достали вещи, кое-что привезли с собой с корабля и теперь хотите навести порядок в своих вещах, рассортировать их, посмотреть, для чего они вам нужны... Задание: Распределите наречия по группам данный набор слов: смело, рано, вблизи, назло, трижды, сослепу, твёрдо, всегда, здесь, сгоряча, поневоле, нарочно, вдвое, со зла, дружно, тотчас, оттуда, незачем, слишком, быстро, иногда, снизу, много.

Для учителя ответ: Как? / наречия образа действия/ Смело, твёрдо, дружно, быстро. Когда? / наречия времени/ Рано, всегда, тотчас, иногда. Где? / наречия места/ Вблизи, здесь, оттуда, снизу. Зачем? / наречия цели/ Назло, нарочно, незачем. Сколько? / наречия меры/ Трижды, вдвое, слишком, много. Почему? / наречия причины/ Сослепу, со зла, сгоряча, поневоле.

- На какие группы мы разделили наречия? (смысловые группы, по значению)

- Назовите смысловые группы наречий.

3. Трудно жить без крыши над головой. Но, к вашему счастью, у вас целая груда обломков корабля, из которых можно что-то построить...

Задание: Прибавить к данным словам или частям слов имеющиеся у вас приставки и суффиксы. / далек-, нов-, даль, долго, как, русск-, ласково, куда, треть, моему, трое.

Ответ: Из-далек-а, по-нов-ому, даль-ше, долго-долго, как-нибудь, по-русск-и, не-ласково, ни-куда, в-треть-их, по-моему, на-трое.

- От каких частей речи образуются наречия?

- Какими способами образуются наречия?

4. Наконец-то у вас появился друг - Пятница. Вам необходимо научиться объясняться с ним, используя минимум слов.

Задание: Замените фразеологизмы наречиями (фразеологизмы выведены на экран):

  • спит как убитый - крепко;
  • скакать во весь опор - быстро;
  • бежать во весь дух, во все лопатки, сломя голову - быстро;
  • кричать во все горло, во всю Ивановскую - громко;
  • знать как свои пять пальцев - хорошо;
  • яблоку негде упасть - тесно;
  • хоть глаз выколи - темно;
  • кот наплакал; раз, два - и обчелся - мало;
  • черепашьим шагом - медленно;
  • чуть свет, ни свет ни заря - рано;
  • рукой подать - близко;
  • из рук вон, никуда не годится - плохо.

5. Наконец вас нашёл корабль. Но скоро начнётся отлив, и вам нужно очень быстро поднять свои вещи на борт корабля. А их за время жизни на острове накопилось немало...

Задание: У каждой группы на доске записано свое предложение. Спишите предложения, раскрывая скобки. Подчеркните выделенные слова как члены предложения. Укажите, какой частью речи они являются.

Карточка 1. Лыжники шли (по) старому следу. Когда они вышли на место прежней стоянки, там всё было (по) старому. Всё трудно лишь (с) начала. (С) начала сеанса прошло всего десять минут.

Карточка 2. (С) плеча да сгоряча ничего не делай. Сняв лопату (с) плеча, он начал рыть яму. Каждый ученик в школьной мастерской получил (по) ударному заданию и выполнил его (по) ударному.

Карточка 3. Путешественники возвращались (по) прежнему пути и (по) прежнему любовались красотой окружающей природы. Верхушки деревьев тянулись (в) высь. Сливаются оба голоса вместе и уносятся (в) высь безоблачную.

 

Карточка 4. (В) первые после ненастья установилась хорошая погода. (В) первые дни сентября уроков почти не было. Крепко не полюбилось Герасиму (в) начале его новое житьё. Раз (в) начале осени Кирилла Петрович собирался в отъезжее поле.

6. А теперь, чтобы немного отдохнуть после всех трудов и приготовиться к дальнейшим испытаниям, предлагаю маленькую разминку.

- Медленновстаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко наклонитесь, повернитесь влево, развернитесь направо, тихо сядьте за парту. Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?

(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижать их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опустить руки и слегка потрясти ими.)

- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки?

7. Прежде чем отправиться в путь и вернуться на родной берег, вам предстоит разгадать таинственное послание. Но здесь друзья не помогут. Каждому придётся рассчитывать только на себя, свои силы.

Тест

1) Какие из характеристик относятся к наречию?

1. Наречие - самостоятельная часть речи.

2. Наречие - служебная часть речи.

3. Наречие - изменяемая часть речи.

4. Наречие - неизменяемая часть речи.

1)1, 4

2)1, 2

3)2, 3

4)1, 3

2) Укажите слова, называющие признак действия:

1. Чтение вслух.

2. Читать вслух.

3. Бежать трусцой.

4. Бег трусцой.

1)1, 4

2)2, 4

3)1, 3

4)2, 3

3) Укажите слова, называющие признак признака.

1) Совершенно тихий.

2) Произведение совершенно.

3) Весело смеющийся.

4) Весело всем.

1)1, 3

2)1, 4

3)2, 3

4)2, 4

4) В каких примерах выделенные слова - наречия?

1) Не разговаривай (во)время еды - наделаешь беды!

2) Если в апреле земля перепреет, значит, (во)время май посеет.

3) (В)дали за рекою потух огонек.

4) (В)дали голубой столбом уж кружится песок золотой.

1)1, 3

2)2, 4

3)1, 4

4)2, 3

5) Определите, в какой строке неправильно определен разряд наречий.

1. Тотчас, рано, накануне - наречия времени.

2. Сгоряча, почему, поневоле - причины.

3. Назло, напоказ, нарочно - образа действия.

4. Влево, издалека, вниз - места.

Ответы: 1) 1; 2) 4; 3) 1; 4) 4; 5) 3;

8. Вы, люди, попавшие на необитаемый остров, как и все нормальные аборигены, тоже решили оставить о себе память - сделать наскальные рисунки... Составить рассказ с наречиями на тему “Круглый год”.

 

3. Подведение итогов. Слово учителя: Наше путешествие успешно завершилось, все - молодцы, показали себя знающими, умелыми, сообразительными, творческими людьми. - Что вам сегодня понравилось, а что нет? - Предлагаю каждому написать одним словом в тетрадях, используя наречия, как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке.

4. Домашнее задание: подготовиться к опросу по теме " Наречие".

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава девятая и последняя | I. Общие требования




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.