Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Праздники






Картина культурной жизни гре­ческого города будет неполной, ес­ли не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праз­дников, некоторые из них продол­жались по несколько дней. Самые важные—Дионисии, Леней и Боль­шие Панафинеи. Именно в праз­дниках наглядно проявлялся всена­родный характер греческой культу­ры, ее демократизм и свойствен­ный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзой­ти других и тем самым достичь наивысшего совершенства. Праз­дники включали всякого рода со­стязания, массовые пляски, костю­мированные процессии, драматиче­ские представления.

Среди общегреческих праздников самыми известными были Олим­пийские игры, которые проходили каждые четыре года на юге Гре­ции, в Олимпии. Заранее назнача­лись судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии отправля­лись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие.

С раннего времени различные празднества и представления иг­рали важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом их проведения стал не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. В конце III — начале II в. до п. э. были учреждены также аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов — мегаленские игры и флоралии в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры, в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Каждое празднество состояло из нескольких отделении: 1) тор­жественное шествие во главе с магистратом — устроителем игр, на­зывавшееся помпой. 2) непосредственно состязания в цирке, риста­ния колесниц, конские скачки и т.д.. 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались пред­ставления обычно пиром, массовым угощением на несколько тысяч столов.

Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театраль­ные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических представ­лений. Большое число сценических дней в системе публичных пред­ставлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II—1 вв. до II. э. Видимо, это объясняется влиянием прекрас­ного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, кото­рое обычно посещало театральные представления.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гла­диаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью пуб­личных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести по­пулярность у римских граждан и быть избранным на государствен­ную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизация очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую Греко-римскую культуру.

Скорее всего, греческая культура оказала большое влияние на развитие римской за счёт того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и, конечно, добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому, рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что её особенности присущи и греческой культуре.

Античность явила миру различные формы организации человеческого сообщества – политические и социальные. Демократия родилась в Древней Греции, открыв огромные гуманистические возможности свободного волеизъявления полноправных граждан, соединения свободы и организованного политического действия. Рим дал примеры хорошо отлаженного республиканского строя жизни и управления, а затем империи – не только как государства, но как особой формы сосуществования многих народов с особой ролью центральной власти, как государственного " замирения" множества племен, языков, религий и земель. Рим открыл миру важнейшую роль права и регулирования всех видов человеческих отношений и показал, что без совершенного права не может быть нормально существующего общества, что закон должен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства – следить за соблюдением закона.

Античность завещала последующим эпохам максиму " человек – мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания.

В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока с единой цивилизацией, преодоления разобщенности народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.

Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую культуру и науку. Из античности человек вынес мысль о космическом происхождении и судьбе Земли и рода человеческого, о единстве природы и человека, всех обитавших и обитающих на нашей планете существ. Разум человеческий уже тогда достиг звезд. Знания, добытые в античности, показали его огромные возможности. Тогда были заложены основы многих наук.

О том, чем обязана античности современная наука, проще всего судить по названиям научных дисциплин, за каждой из которых стоят имена ее античных зачинателей: астрономия, ботаника, зоология, история, метеорология, математика вместе с геометрией и арифметикой, медицина и многие другие. Из того, что в этом перечне опущено, более всего выражает сущность античного вклада термин " школа". Античность была для современной цивилизации школой, притом такой, уроки которой непреходящи. Обращаясь, каждый раз к, казалось бы, античным элементарным учебникам типа созданного Евклидом, мы, к своему удивлению, обнаруживаем много такого, до понимания чего ранее не доросли.

Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур.

Список используемой литературы

1. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г.; М., Высшая школа, 1971

2. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М.; М., Мысль, 1989

3. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима; М., Высшая школа, 1990

4. Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980

5. История и культура античного мира. Под ред.Кобылина М.М.

6. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учебное пособие для ВУЗов. –М.: Юрайт, 1999. – С. 224 – 226.

7. История и культурология: учебное пособие для ВУЗов/Под ред. Н. В. Шишовой. – М.: Логос, 1999. – С. 96 – 100.

8. Малюга Ю. Я. Культурология: учебное пособие. – М.: Инфра – М, 1998. – С. 112 – 117.

9. Немировский А. И. и др. Античность: история и культура. –М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1999. – С.298 – 299.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.