Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструктивизм и его значение для развития отечественного искусства в дизайне






Конструктивизм – художественное направление в советском искусстве 1920 – х годов, возникшее в 1917 году в рамках поздней «конструктивной» стадии стиля модерн. Начало массовому движению было положено в 1921 году с созданием рабочей группы конструктивистов, развернувшей активную деятельность в различных сферах художественного творчества. В первые годы советской власти формирование конструктивизма происходило в тесном взаимодействии архитекторов и дизайнеров с авангардистскими течениями изобразительного искусства (супрематизм, футуризм), на основе которого выросли формально – эстетические поиски главных представителей течения – А. Родченко, Э. Лисицкого, В. Татлина.

Если в Западной Европе формирование дизайна стимулировалось стремлением промышленных фирм повысить конкуретноспособность своих изделий, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн берет свои истоки в левых течениях художников и теоретиков.

В первом десятилетии 20 века мировой живописный авангард неуклонно двигался в сторону беспредметности. В 1910 – 1914 гг. в русском искусстве возникает несколько направлений беспредметного творчества. Первым представителем его был Кандинский, абстрактные работы которого появились в 1910 году. В 1914 году свои варианты беспредметности создали В.Татлин и К. Малевич. Художники – авангардисты рассматривали беспредметность как логическое продолжение форм прежнего искусства, ступень в лестнице, по которой движется мировое искусство.

Одним из первых русских авангардных течений в искусстве 20 века стал супрематизм. Термин был создан Казимиром Малевичем в 1910 году. Супремус – наивысший (лат.). Разновидность геометрической абстракции. Движение полностью игнорировало реальность изображаемого объекта. Супрематические композиции организуются из разноцветных плоскостей, имеющих форму квадрата, прямоугольника, круга, треугольника, креста. Сюжет, рисунок, пространственная перспектива в традиционном понимании отсутствует в них, главными компонентами становятся геометрическая форма и открытый цвет, а принципом выразительности – математически выверенная абстрактная композиция. Такие комбинации должны были выявить абсолютные, «высшие» начала реальности, постигнутые интуицией художника. Моментом рождения супрематизма можно считать 1913 год – год появления «Черного квадрата». Простая геометрическая форма – знак, не увязанная никакими ассоциативными, идейными или пластическими образами, с раннее уже существовавшими, стала свидетельством абсолютной свободы ее создателя. Малевич считал его высшей точкой развития искусства, «новым реализмом». Другие художники – супрематисты: Иван Пуни, Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюни, Николай Суетин, Илья Чашкин. Развитие супрематизма в творчестве Малевича привело к усилению роли геометрических плоскостей, цвет начал отходить на второй лан. Следующий шаг привел к формированию объемов, которые «выводили» супрематимзм в архитектуру. Здесь вступали в силу новые архитектонические закономерности. Малевич в свою концепцию супрематического преобразования мира включал архитектуру и предметную среду, но исторически сложилось так, что супрематизм на уровне проектно – композиционной стилистики сначала выплеснулся в виде орнамента и декора на стены домов, на плакаты, на ткань, на посуду, на трибуны, на трамваи и др.

Большую роль в выходе супрематизма в объем сыграло творчество Эль Лисицкого. Будучи не только архитектором, но и художником, он был поглощен супрематизмом без остатка. В 1919 – 1921 годах он создает свои «проуны» (проекты учреждения нового) – аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то как бы парящих в космическом пространстве. Лисицкий оказался своеобразным катализатором, ускорившим формирование объемного супрематизма.

В сер. 1920- х годов Малевич начинает создавать реальные объемные композиции в реальном пространстве – архитектон. Одновременно с этим он разрабатывает «планиты»: графические чертежи жилых домов «землянитов», представляющие собой сложные композиции из примыкающих друг к другу и взаимно пересекающихся параллелепипедов.

Влияние К. Малевича на стилеобразующие процессы огромно. Он последовательно и основательно прошел через ряд сменявших друг друга художественных течений, усваивая из них прежде всего то, что определяло стилеобразующую линию. Работы и теоретические труды Малевича оказали влияние на творческие поиски голландской группы «Де Стейл», и на художественные принципы немецкого Баухауза, на работы многих советских архитекторов.

Родоначальником конструктивизма считается Владимир Татлин с его всемирно известным проектом 400 метрового памятника III Интернационалу. Внутри опоясанной переплетенными решетчатыми спиралями башни предполагалось подвесить четыре объема, вращающихся с разной скоростью, предназначенных для размещения здесь главных учреждений государства будущего. Главная образно – символическая роль принадлежала ажурной спиральной металлической конструкции. Она оголена и вынесена наружу. Функциональные остекленные объекты подвешены внутри один над другим: куб, пирамида, цилиндр, полусфера. Куб – для международных съездов, конференций и законодательных собраний. Он делает один оборот в год вокруг оси. Пирамида с исполнительными учреждениями делает один оборот в месяц. Цилиндр –информационный центр вращается со скоростью одного оборота в сутки.

Башня стала символом нового искусства, визитной карточкой конструктивизма. Татлин помог архитекторам преодолеть психологический барьер при оценке новых конструкций в создании современного архитектурного образа.

В 1923 году Татлин поставил спектакль Зангези по поэме Велимира Хлебникова, где выступал как режиссер, сценограф и актер. В это время он также проектирует одежду, мебель, посуду. В 1929 – 1932 годах он с помощниками работает над уникальной моделью летательного аппарата «Летатлин», основанного на принципе действия птичьего крыла и выполненного из дерева, шелка, алюминия и др.

В своей педагогической деятельности во ВХУТЕМАСе Татлин много внимания уделял рациональности и функциональности формы, ее соответствию свойствам материала.

Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, объединению личного и общественного бытия, внедрению производственного искусства в жизнь и быт, провозгласили новые эстетические идеалы, такие, как простота, демократичность, утилитаризм предметного мира. Теория производственного искусства, основанного на принципах функциональности и лаконичной выразительности объекта, удобного для массового производства, дала огромный толчок развитию всевозможных форм дизайна – художественному конструированию мебели, посуды, созданию новых тканей, рабочей одежды, плакату, книжной графики, фотоискусству, театрально-оформительскому искусству.

Движение «Производственное искусство» уходит корнями в футуризм начала 20 века, проявляющееся в интеграции искусства и техники. Его сторонники отрицали станковое искусство, провозглашали «новое искусство», как новую форму практической деятельности. Производственники (художники и теоретики) как бы от имени и по поручению нового общества формулировали социальный заказ промышленности.

В советском дизайне (производственном искусстве) с самого начала его возникновения наряду с художниками существовала сильная группа теоретиков: О. Брик, Н. Пунин, Б. Арватов, Б. Кушнер, А. Ганн, С. Третьяков, Н. Тарабукин, Н. Чужак и др. Это помогло формированию советского дизайна. Но разделение труда между теоретиками искусства и его создателями имело свои недостатки. Теория производственного искусства начала формироваться до того, как появилось само это искусство. Развитие теории, таким образом, опережало развитие практики.

Социально – техническая (универсальная) целесообразность – единственный закон и критерий художественной деятельности. Чем лучше в смысле формообразования сделана вещь, тем она художественнее (Б. Арватов). Б. Кушнер считал, что художник должен войти в производство, заменив в нем инженера. Это было первое теоретическое обоснование новой проектной культуры, в которой искусство слито с инженерией в новом неведомом синтезе, на базе новейших достижений науки и техники, обладающей огромным социально – воспитательным, художественным потенциалом.

С производственным искусством связаны имена А. Родченко, Э. Лисицкого, В. Татлина, В.Степанова, А.Эскер.

В первые годы советской власти основными сферами массового внедрения зарождающегося дизайна были: оформление революционных праздников, плакат, реклама, книжная продукция, оформление выставок, театр и т.д. Художники стремились создать новый облик городской среды, отделить ее от старой «буржуазной» застройки города. От художника требовалось не включение в архитектурную композицию, а противопоставить ей иную художественную логику.

Грандиозные планы конструктивистов были связаны с архитектурой, где утверждались конструктивность, технологическая целесообразность архитектурной формы, на основе которой создавался функциональный метод проектирования зданий и градостроительных комплексов, принципы планировки и переустройства городов и поселков. Многие сооружения конструктивизма получили широкое мировое признание: среди них – дом К.Мельникова в Москве (1927 – 1929), драматический театр в Ростове – на – Дону (1930 – 1935) архитекторов В.Щуко, В.Гельфрейха.

В 1930 – х годах конструктивизм уходит с художественной арены, уступая место официальному стилю.

Основные постройки конструктивизма в СССР:

Архитектор Гинзбург. Жилой дом сотрудников Наркомпроса на Новинском бульваре в Москве.

Леонидов. Проект института В.И. Ленина. 1927

К. Мельников Клуб им. Русакова в Москве.

Павильон СССР на Парижской выставке. 1925

Архитекторами разрабатывались идеи новых форм социалистического быта. В 1920 г. Арх. Ладовский предложил проект – идею коммунального дома, гигантским кольцом охватывающего центральную площадь и имеющего все виды социального обслуживания.
В 1923 году Ладовский, Лисицкий, мельников составили ядро АСНОВА (Ассоциация Новых Архитекторов).Главноеи – поиски рациональных факторов восприятия. Здесь формировалось направление – рационализм. Для обеспечения проектных организаций архитектурными кадрами был создан ВХУТЕМАС (Высшие художественно – технические мастерские)

В 1925 году возникает ОСА (Организация современных архитекторов), лидерами которой стали братья Веснины, Гинзбург и др. Они стояли на позициях конструктивизма и считали, что создание архитектурной формы должно исходить из принципов чистой конструктивности, «без балласта изобразительности». Проекты Весниных наиболее последовательно отражали позиции конструктивизма, обладали четкими, реалистическими соотношениями объемов и пропорций и вместе с ним новизной и смелостью замысла.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.