Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пресса в системе СМК






Средства Массовой Коммуникации (СМК) – это процесс, в ходе которого специфический организованные институты посредством технических средств производят и передают послания большой и рассеянной в пространстве аудитории. (Современный философский словарь. –Лондон, Франкфурт – на – Майне, Париж, Москва, Минск., 1998. – С. 469.)

Пресса или печатные СМИ занимают лидирующую позицию в системе массовой комунникации, т.к самым древнейшим источником информации является газета.

 

Одна из древнейших форм средств массовой информации, и сегодня она располагает большими специфическими возможностями оперативно, правдиво, адекватно или искаженно отобразить реальную действительность. Исследование американской аудитории с целью выяснения социальных факторов, определяющих популярность каналов коммуникации, показало, что наибольшую роль играет возрастной фактор. Аудитивный канал (радио, звукозаписи, фонограммы) популярны у молодежи до 20-ти лет, затем предпочтение отдается телевидению, после 30-ти лет внимание переключается на прессу. Была установлена оценка аудиторией источников информации. Наблюдения в течение 30 лет (1959–1988 гг.) показали, что лидирует телевидение (39–55%), затем следуют газеты (21–26%), радио (6–12%). Высокий рейтинг у местных, региональных газет (72%). В России же ведущее место занимает пресса, которая представляет различные точки зрения и ориентирована на различные слои населения. Определенную роль играет и традиционная вера в «печатное слово». Помимо этого, газетная пресса все еще остается самым доступным средством коммуникации как в России в целом, так и в Алтайском крае. Технические средства позволяют сегодня 98, 8% населения России принимать телевизионную информацию, однако современные технологии используются населением пока недостаточно. По количеству телевизоров (на 1000 жителей в нашей стране приходится 379 телеприемников) мы занимаем 20-е место в мире [36, с. 19].

Оставляет желать лучшего и техническая оснащенность региональных телекомпаний. Достаточно сказать, что в экономически отсталых районах Алтайского края, особенно отдаленных, до сих пор принимаются только два канала Центрального телевидения – РТР и ОРТ, а местный канал ГТРК «Алтай» транслируется на волнах, выделенных в сетке вещания холдингом ВГТРК. Все это создает значительные ограничения для аудитории в выборе и потреблении информации и повышает роль газетной прессы.

Ограничена аудитория, которая пользуется Интернетом. По данным социологических исследований, проведенных в России в 1998–1999 гг. [21, с. 12], можно констатировать, что аудитория российского Интернета – это специфическая группа населения, которая характеризуется следующими признаками: проживание в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах; наличие высшего (неоконченного высшего) образования; средний возраст около 35 лет; доходы средние или выше средних.

Помимо этого, по мнению доктора социологических наук, директора ВЦИОМ
Ю.А. Левады, «именно в газете настоящая аналитика и может быть. Только газета способна давать обоснованную, аргументированную точку зрения» [22, с. 355]. Тиражи сегодняшней прессы резко сократились в условиях рынка в сравнении с доперестроечным периодом в СССР. Но тем не менее пресса находит своего читателя во всех кругах нашего общества.

Пережив вместе с российским обществом в ХХ столетии революционные катаклизмы, современная газетная пресса в который раз изменила свои место и функции в системе средств массовой коммуникации.

Российской дореволюционная (1900–1917 гг.), партийно-советская (1917–1991 гг.) и, наконец, постсоветская (с 1991 г. по настоящее время) [23, с. 5] пресса всегда являлась тем самым каналом, который транслировал широкому населению культурные инновации, хотя позиции прессы не всегда были одинаковыми.

Сразу после революции 1917 г. В.И. Ленин в многочисленных статьях разработал теорию социалистической прессы, которая кардинальным образом отличалась от буржуазной. Пресса буржуазная, по мнению В.И. Ленина, уделяла слишком много внимания мелочам политики, отвлекая тем самым массы от насущных проблем жизни. Пресса новая, народная, должна была стать идеологическим орудием пролетариата в борьбе за мировой социализм, рупором идеи всеобщего равенства, она должна была воспитывать массы в духе коллективизма, выявлять все недостатки в хозяйственной практике коммуны. Таким образом, «в социалистическом обществе пресса превращалась из органа сообщения политических новостей в орган экономического воспитания масс» [23, с. 6].

Основными принципами провозглашались партийность, народность, массовость печати. Основными функциями – агитация, пропаганда и организация масс. Пресса практически являлась рупором партии, который выполнял партийные поручения литературными средствами [23, с. 7]. Знания о «реальном положении страны в СССР были монополизированы ее руководством, которое во имя «высших государственных целей» брало на себя миссию определения того, что положено знать гражданам, а что нет, и держало информационные потоки под жестким контролем» [24, с. 69].

После начала перестройки в российском обществе наметились новые тенденции: гласность и демократизация, которые в принципе изменили функции и место прессы в системе коммуникаций. На первый план в СМИ выступили задачи правдивого отражения действительности, информированность, компетентность, профессионализм. В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных средств массовой информации, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе. После 70-ти лет ограничений средства массовой информации заработали на полную мощность. Появилось много новых независимых изданий, получивших возможность писать на темы, которые раньше в прессе замалчивались, а сегодня особенно интересуют читательскую аудиторию.

Средства массовой информации получили возможность самостоятельно контролировать источники информации, формы ее подачи и информационную потребность аудитории. Господствующий ранее политический режим исключал саму возможность существования масс-медиа с такими функциями. До перестройки тотальный контроль перекрывал возможности свободного выбора информации в СМИ. Теперь же, решая задачу организации свободного информационного обмена, в рамках которого необходимы экспертный, независимый анализ и оценка событий, происходящих в культурной жизни страны, пресса перестала занимать позицию «подчиненности» и начала играть одну из важных ролей в формировании новых культурных приоритетов.

Наличие прессы новой ориентации объясняется рядом факторов. Главный из них связан с характером межсистемной общественной информации – переходом к демократии и рыночной экономике. В социально-политической сфере общества произошли кардинальные изменения. В России сложилась принципиально новая социальная практика, обусловленная наличием гражданских прав, политических свобод, потенциально широкими возможностями самостоятельно принимать решения. Это привело к разрушению старых стереотипов социальных отношений, выстраиванию новой картины мира, определению своего места в формировании новой системы ценностей и координат. Возникла, как следствие этого, острая потребность в новой информации и не просто информации, а, наряду с событийной картиной происходящего, аналитическом ее освещении.

Модернизировались и типологические характеристики средств массовой информации: вместо однородной партийно-советской печати, которая имела различия в основном по своему иерархическому строению, но почти не отличалась по содержанию и оформлению, по-явилась пресса самого разнообразного толка с чертами, свойственными СМИ рыночного общества. Печать разделилась на прессу для интеллектуалов и на массовую; на официозную, отражающую точку зрения правительства, и независимую, которая выражает мнение своего издателя, редакционного коллектива; на деловую и развлекательную и т.д. [23, с. 27]. Изменились и функции СМИ, и та роль, которую они играли в обществе. Получили распространение издания, цель которых – не политическое воспитание масс, а их широкое информационное обеспечение во всех сферах жизни [23, с. 67]. Необходимо отметить, что функции российской журналистики не изменялись с первых послереволюционных лет до нынешнего времени. После того, как В.И. Ленин продиктовал основные признаки советской печати, все исследования, проводимые в сфере теории журналистики вплоть до начала 90-х гг., однозначно утверждали, что функции журналистики сводятся к пропаганде, агитации и организации масс [25, с. 36]. Информация подавалась только в том ракурсе и только та, которая была выгодна партии.

Столкнувшись с рыночными отношениями, средства массовой информации, естественно, оказались под их воздействием. Безапелляционный арбитрализм и скучная идеологическая дидактика стали сменяться стремлением развить две главные и основные функции журналистики: собственно информирования аудитории и выражения общественного мнения. Изменились и принципиальные парадигмы деятельности прессы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.