Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеологическая функция журналистики






Первостепенное значение для взаимоотношения журналистики с массовой аудиторией имеет идеологическая функция. Ее диапазон необычайно широк – от констатации фактов до глубинного воздействия на сознание аудитории.

Идеология – это взгляд на действительность с точки зрения определенной социальной группы (региональной, национальной, классовой) и своего рода путеводитель по жизни. Журналистика различных идеологических направлений стремится создать и закрепить у своей аудитории определенный тип сознательности. Высокая сознательность облегчает индивиду ориентацию в мире. Если вы имеете ясную картину мира, четко представляете свои цели, то это значительно облегчает социальную ориентированность. Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания. (под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о затрагивающих их интересы явлениях окружающей действительности). Массовое сознание формируется и в процессе самоориентации масс, и в процессе их обработки различными идеологическими институтами.

В структуру массового сознания, входят мировоззрение, миросозерцание, историческое сознание, общественное мнение. «Ядро» модели представляют мировоззрение и миросозерцание. Мировоззрение играет фундаментальную роль в структуре сознания. Это картина мира, которая включает в себя общие представления об основах жизни общества и мира природы, о человеке как субъекте социальных отношений и его самоопределении в мире. Это призма, сквозь которую человек смотрит на мир и оценивает его. Поэтому формирование мировоззрения — главная задача идеологической работы СМИ.

В силу своей специфики СМИ основное внимание уделяют формированию общественного мнения. Когда речь заходит о воздействии на аудиторию, нельзя избежать таких понятий как пропаганда и агитация.

В широком понимании пропагандараспространение любых знаний, форм деятельности, норм поведения, не обязательно связанных с политикой.

К понятию пропаганды тесно примыкает агитация. Это деятельность журналистики по распространению оперативной информации, активно формирующей позиции масс, воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а так же с помощью призыва и морального стимула. Агитация может не содержать непосредственного призыва к действию, прямых оценок. Достаточно определенным образом подобранных фактов, чтобы способствовать формированию того или иного отношения к текущей действительности.

На Западе существует мнение, что " независимая пресса" – противоядие от пропаганды. Пресса не является частью правительства, следовательно, не исполняет пропагандистские функции, как в Китае, Северной Корее. Даже государственные компании, как, например, английская BBC, позволяют себе критику правительства. Раболепное отношение к властям не сулит СМИ долголетия. Однако даже американцы признают, что тезис о полном отсутствии пропаганды в СМИ уязвим. Декларируя свободу прессы от пропаганды, они подразумевают манипулятивную пропаганду, подчиненную выгоде определенных правящих классов или групп, широкомасштабное распространение лжи и дезинформации, запугивание, обман, фальсификацию. Среди ее приемов - представление частной точки зрения типичной, вырывание цитат из контекста, использование выгодных фраз, замалчивание источника информации, использование тенденциозного отбора новостей. Этому типу воздействия противопоставляется убеждающая пропаганда, которая опирается на методы убеждения, способствует общественному прогрессу, активности граждан.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.