Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические предпосылки зарождения журналистики






Информационно-коммуникативные отношения людей в социуме являются главным фактором, наделяющим этим природным свойством процессы массовой коммуникации.


Однако, чтобы процессы коммуникации людей в социуме эволюционировали в систему журналистики, одних природных информационно-коммуникативных свойств недостаточно. Нужно, чтобы сам социум (сообщество людей) научился использовать этот природный дар коммуникации в своих целях, придав коммуникации социальные функции, оснастив ее «инструментами производства» и социальным органом потребления.
Главными составляющими в процессе зарождения журналистики стали социально-политические, идейные, экономические, материально-технические и культурно-образовательные предпосылки.

 

Важную роль в рождении журналистики играли экономические предпосылки. Под экономическими предпосылками подразумевается возможность использования информации для организации рыночного пространства и продвижения товаров на нем, в том числе и самой информации в качестве товара.

 

Расширение торговых отношений между европейскими странами, экономическая интеграция цеховой, корпоративной буржуазии средневековых городов в конце XVI – начале XVII вв. вызвали острую потребность их информационного обеспечения. В крупных торгово-экономических центрах стали появляться информационные листки и рукописные газеты, сообщавшие о проведении ярмарок, конъюнктуре цен, движении товаров, новых торговых путях, а также о внутриполитической и межгосударственной жизни европейских стран и другую информацию, необходимую для деловых людей и политиков того времени.


Одним из крупнейших экономических и финансовых центров второй половины XVI в. была Венеция. Именно здесь стали выходить первые рукописные информационные листки под названием «Авизо» (avviso – сообщение, извещение), которые продавались за мелкую венецианскую монету (gazette), откуда, собственно, слово «газета» и вошло во многие европейские языки для названия периодического издания. Самый ранний из дошедших до нас комплектов венецианских «Авизо» датируется 1566 г.

 

Еженедельный выпуск рукописных известий породил потребность в людях, профессионально ориентированных на сбор и обработку информации. Имеются свидетельства, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей – «авизатори» (avvisatori – от итал. «вестник, приносящий новости»).

Рукописные венецианские «Авизо», имевшие широкое хождение по Европе, способствовали появлению аналогичных «газет» в Германии. Именно экономический фактор стал предпосылкой того, что крупнейшая финансовая корпорация – банкирский дом Фуггеров, имевший интересы во многих странах Европы, распространял среди своей многочисленной клиентуры в 1568-1605 гг. рукописную газету «Fuggerzeitung». В эпоху реформации популярностью пользовались виттенбергские известия Меланхтона, распространявшего их в форме писем-ведомостей по всей Европе на латинском, а затем на французском и немецком языках. В экономическом плане составление и распространение этих ведомостей было довольно доходным предприятием и приобретало вид профессиональной деятельности

 

Рукописные «авизо», «нувель», «цайтунг», «коранто», «реляции» выходили во многих странах Европы. Некоторые из этих названий сохранились в нынешней периодике.

 

В России в самом начале XVII в. дьяки посольского приказа, используя информацию из европейских газет, делали в нескольких экземпляров нечто вроде современного дайджеста под названием «Куранты» (от франц. courant – «текущий»), а также «Вести», «Столбцы».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.