Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология храмов Древней Греции и Древнего Рима






 

Архитектура античности принадлежит важное место в истории развития всей европейской архитектуры, ее развития на протяжении веков.

Культовое зодчество – основной вид архитектуры Древней Греции. Религия имела для греков огромное значение. Боги были близки людям, их наделяли человеческими достоинствами и недостатками. В мифах, описывающих жизнь богов, угадываются бытовые сюжеты из жизни самих греков. Но вместе с тем люди верили в их могущество, приносили им жертвы, строили храмы по образцу своих жилищ.

Мягкий климат, наличие известняка, мрамора, леса, горный рельеф определили «технические» предпосылки греческого зодчества. Основным строительным материалом был камень, при этом в период архаики применяли известняк, а при строительстве ансамбля Афинского акрополя в 5 в. до н.э. использовался мрамор.

Для устройства кровли и перекрытий использовались деревянные стропила и балки. В архаический период деревянными были и колонны храмов (например, храм Геры в Олимпии), где архитектурные элементы составляли необходимые конструктивные части. Позднее сложившиеся формы деревянных конструкций превращаются в декоративные элементы каменных храмов. В качестве кровельного материала используются черепица и тонкие мраморные плиты.

Принцип соборности требовал высокой точности обработки деталей, продуманной последовательности работ, внедрения в строительство стандартизации, системы пропорционирования и модулирования сооружений.

Процесс установки сложных архитектурных элементов был трудоемким. Только некоторые их них, например, барельефы, капители, метопы и фризы, изготавливались заранее и вставлялись в конструкцию. Остальные части обрабатывались уже после сборки. При этом завершающая обработка проводилась в направлении сверху вниз по мере того, как постепенно снимались строительные подмостки. Стены храмовых целл и фронтоны штукатурили для грунтовки под окраску. Храмы украшались росписью, рельефами, монументальной скульптурой. Колонны оставались неокрашенными

Архитектура Древней Греции имела простую и рациональную стоечно – балочную систему.

Первые греческие храмы строились уже в так называемый «гомеровский» период (12 – 8 вв. до.н.э.). Их прообразами стали микенские мегароны (дворцы царей). Самые ранние храмы не сохранились, так как были построены из непрочных материалов. О них можно судить по глиняным моделям. Источником изучения также могут служить поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Фундаменты делали из грубого камня, стены из кирпича – сырца. С введением деревянного каркаса, формирования кирпича и тесаных каменных блоков стандартных размеров здания становились прямоугольными в плане. Вход представлял собой двухколонный портик. Здание завершалась двускатной крышей, образующей на торцах фронтоны.

Период греческой истории 7 и 6 веков до н.э. получил название архаического. Это было время укрепления рабовладельческой власти и становления полисов. В это период складываются типы греческих храмов.

  1. храм в антах. Простейший. Его планировочную систему составил микенский мегарон. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. На фасаде храма треугольный фронтон поддерживался выступами продольных стен (антами), между которыми были поставлены две колонны. Наиболее ранний пример – храм богини Геры на острове Самосее. Добавлением спереди – в предхрамии еще четырех колонн был создан еще более сложный тип храма –
  2. простиль. Он имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.
  3. у амфипростиля (двойного простиля) такой же портик устраивался с задней стороны храма. (Храм Ники Аптерос).В этот период формируется планировочнвая структура, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов. В ее основе опять жеи лежал мегарон. Это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план, с внутренним трехнефным пространством – святилищем (наос), передней частью (пронаос) и сокровищницей, ограниченной стенами и колоннами. В святилище помещалась статуя божества.
  4. Позже, в 5 веке до н.э., ряды колонн устанавливались со всех четырех сторон храма, что привело к созданию периптера – храма, окруженного колоннадой. Он стал основным типом храмовой архитектуры Греции. Он наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения. (храм Зевса в Олимпии, Парфенон)
  5. Часто здание окружали два ряда колонн – диптер. (храм Артемиды на острове Эфесе – одно из 7 чудес света)

Назначение колоннад двойное. С художественной стороны они придавали зданию торжественный характер. Но колоннада имела и практический характер. Окружая храм, она отделяла помещения, в которых совершалось таинство, обряд, от внешнего мира.

 

Римляне в результате завоеваний переняли часть культуры завоеванных народов. Если национальному духу древних греков свойственны созерцательная философия, глубокое ощущение прекрасного в простом, понимание гармоничности человека и природы, то римляне были людьми трезвого практицизма, талантливыми инженерами, строителями, закаленными воинами.

Успехи античного Рима в развитии культуры и строительного дела ярко отражены в архитектуре, которая представляет смешанное искусство: у этрусков римляне позаимствовали арочный свод, у греков – ордера. Обе системы объединились так, что архитравный принцип становится художественным знаком тектоники, в то время как пилон, арка и стена – действительными конструктивными элементами.

Архитектуре античного Рима предшествовал период этрусской архитектуры. В 8 в до н.э. в Этрурии возникает культура на основе древней культуры италиков, коренных жителей Апенннского полуострова. Та, в свою очередь, формируется под воздействием греческой. Архитектура этрусков хотя и не достигла такой изысканности форм, как греческая, однако оказала значительное влияние на римскую. От них римляне взяли тип храма, стоявшего в отличие от греческого на высоком каменном основании – подиуме. Храм имел лестницу только со стороны главного входа; развитое предхрамие оформлялось несколькими рядами редко поставленных колонн, над которыми возвышался высокий треугольный фронтон. За входным портиком располагалось основное помещение, обычно разделенное на три продольные части – святилища трех богов. Скаты кровли имеют большой вынос для защиты от дождей, поскольку храм сооружался из кирпича – сырца и дерева с облицовкой терракотовыми плитами. Этот тип храмов с трехчастным внутренним пространством и открытым входным портиком стал основой для позднейших римских храмов.

Римские храмы сооружались чаще всего в виде храмовых комплексов, на форумах, но иногда и как отдельно стоящие здания. Римляне заимствовали у этрусков тип их храмов, введя в композицию тосканский ордер с антаблементом, сотоящим из одного архитрава; для покрытия храмов использовались сильно выступающие крыши. Позже стали использовать ионический и коринфский ордера. Общий силуэт римских храмов отличается большей стройностью и динамичностью по сравнению с о спокойными объемами греческих культовых зданий, более крутыми скатами кровли. Планы храмов античного Рима мало отличались от греческих. В основном они имели вытянутый прямоугольный план и были решены как простиль (псевдопростиль) или периптер (псевдопериптер).

Часто встречаются храмы круглой формы – толосы, окруженные колоннами (храм Геркулеса на Бычьем рынке)

Греческий стереобат с гигантскими ступенями заменяется в Риме на подиум с лестницей обычных размеров только со стороны главного входа. Среди наиболее интересных памятников храмовой архитектуры находится Пантеон – самое крупное купольное сооружение античности. (арх. Аполлодор Дамасский), начало 2 века, Марсово поле. Купол Пантеона выполнен из бетона с легким пенистым заполнителем – пемзой и облицован внутри плоским кирпичом. Диаметр и общая высота внутреннего пространства – 43 м. Распор купола и его тяжесть воспринимаются массивными стенами толщиной 6 м. Для облегчения стен и придания им зрительной легкости в них было устроено 8 ниш и столько же наружных пустот

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.