Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза (по В.Ф. Енгалычеву и С.С. Шипшину)






Этот подвид экспертизы В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин [11, с. 152—156] называют психолого-автороведческим и счита­ют, что ее необходимо назначать в случаях, когда обвиняемый (свидетель или потерпевший) отказывается от своих собственно­ручных показаний, мотивируя это тем, что они написаны при участии другого лица и представляют собой результат диктовки, либо изложения, либо их сочетания и т.п. При этом человек не отрицает, что записи исполнены им, но отказывается от автор­ства. В таких случаях на разрешение экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы.

1. Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности устной и письменной речи, индивидуально-психологические особен­ности и конкретные обстоятельства дела, является ли испытуе­мый автором исследуемого текста?

1. Содержатся ли в исследуемом тексте признаки какого-либо необычного состояния?

Данная экспертиза проводится комплексно экспертами-психологами и экспертами-автороведами (лингвистами). В ходе исследования сравнительному лингвистическому анализу под­вергаются исследуемые тексты, свободные и экспериментальные образцы письменной речи испытуемого. В отношении его про­водится экспериментально-психологическое обследование, а также психологический анализ его почерка.

Полученные результаты ложатся в основу совместного за­ключения психологов и автороведов.

Пример. П. и Е. были главными свидетелями обвинения по факту смерти А., наступившей в РОВД после задержания по­следнего. На предварительном следствии они дали показания о том, что видели, как один из сотрудников милиции избивал по­терпевшего. В деле имелись собственноручные показания свиде­телей. В судебном заседании П. и Б. от своих показаний отказа­лись, заявив, что написали их под давлением следователя и при его непосредственном участии. Так, П. сообщил, что следова­тель угрожал ему изобличением во лжи, уголовной ответствен­ностью, вел себя так, как будто другие (в том числе и сам обви­няемый) уже признались и П. остался один. Он говорил, что П. также причастен к гибели задержанного. Свидетель был напуган и вынужден написать то, что следователь написал на листе бу­маги. При этом, как уточнил П., текст, данный ему следовате­лем, он не переписывал, а, прочитав, изложил по памяти.

В ходе комплексной экспертизы было проведено экспери­ментально-психологическое обследование П. и автороведческое исследование текста собственноручно исполненных показаний во время допроса на предварительном следствии. Было установ­лено, что дефектов в перцептивной, мнестической и интеллек­туальной сферах у П. не имеется. Уровень интеллектуального развития испытуемого соответствует средним значениям (по не­вербальным методам). Вербальный интеллект развит значитель­но слабее, о чем свидетельствовали трудности при выполнении вербальных заданий (особенно при определении понятий). По данным личностных методов, П. свойственны пассивность, не­уверенность в себе, заниженная самооценка, ранимость, тре­вожность, повышенная чувствительность. Отмечаются также не­которая инертность психических процессов (в том числе мыш­ления), преобладание мотивации избегания неудач и опасности, склонность к фиксации на неприятностях, подверженность дли­тельному переживанию отрицательных эмоций. В конфликтных и затруднительных ситуациях П. выявляет тенденцию к самооб­винению, а также стремление не замечать проблем. Коэффици­ент социальной адаптации снижен. Испытуемый наиболее чув­ствителен к неудачам, обидам и унижению, несправедливости, неприятностям с близкими людьми, непомерно высоким требо­ваниям со стороны ситуации. В ситуации психического давле­ния П. пассивен, не отстаивает свою точку зрения, однако, не будучи склонным ее изменять, стремится уйти от конфликта, уповая на то, что он разрешится сам собой. Психологический анализ почерка указывает на неуспешность планирования П. своей интеллектуальной деятельности при последующей ее кор­рекции.

Сравнительный анализ текста протокола допроса и получен­ных в ходе экспертизы образцов письменной речи П., выпол­ненных в различных условиях (под диктовку, списыванием, в виде изложения, свободного повествования — на индифферент­ную и эмоционально значимую темы), показал совпадение большинства признаков, соответствующих свободному повество­ванию и изложению определенного текста. Это выражалось в одинаковом проявлении лексических, стилистических и синтак­сических ошибок. В то же время было установлено, что в от­дельных фрагментах исследуемого текста проявлялись речевые блоки, указывающие на более высокую степень владения автора стилистическими навыками (при сравнении с описаниями сход­ных ситуаций в образцах письменной речи П.).

Проведенное исследование позволило прийти к заключению, что текст протокола допроса был выполнен П. и мог быть со­ставлен им в виде авторского повествования об известных собы­тиях (соответственно уровню развития вербального интеллекта) с элементами изложения блоков информации, речевые признаки которых отличаются от свойственных испытуемому. Списывание готового текста исключалось. Указанные выше индивидуально-психологические особенности П. могли обусловить его пассив­ность в ситуации допроса, низкий уровень устойчивости к пси­хическому давлению.

Наряду с рассмотренными группами поводов обязательного назначения СПЭ выделяются еще группы факультативных пово­дов назначения СПЭ, например для установления авторства письменного документа по психологическим особенностям (психолого-лингвистическая экспертиза). Письменный документ является одним из объектов исследования в судопроизводстве. Он может быть составлен лицом не по своей воле, а по принуж­дению — под диктовку другого лица. При этом документ несет в себе «следы психики» этого лица, признаки его личностных ре­чевых особенностей. Экспертиза таких признаков осуществляет­ся экспертами-психолингвистами (или совместно психологами и филологами). Ими выявляются позиции, ориентации, домини­рующая направленность автора текста, его стилистические осо­бенности (характер содержания текста, его лексические особен­ности, социальные, возрастные, региональные признаки). В ре­чи проявляется уникальный, своеобразный комплекс психиче­ских особенностей индивида — вербальный стереотип.

Перед психолого-лингвистической экспертизой могут быть поставлены вопросы об авторстве не только письменного доку­мента, но и об авторстве речи, записанной на магнитную пленку.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.