Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слабое управление характерно






o для непереходных глаго­лов. Им обладают также глаголы с сильным управлением, на­ряду с сильноуправляемыми при них могут быть слабоуправ­ляемые формы. Так, переходный глагол мыть имеет силь­ноуправляемую форму винительного падежа, без которой он не употребляется (мыть руки); кроме того, при нем мо­жет быть несколько слабоуправляемых форм (мыть водой, мыть с мылом, мыть в тазу, мыть под краном, мыть по утрам и т. д.)

o для многих существитель­ных с отвлеченным значением (жизнь в городе, жизнь без огорчений; встреча с другом, встреча в саду, встреча у обры­ва и т. д.).

o для некоторых прилагательных (сильный духом, сильный до удивления; при­ятный на вкус, приятный видом)

o наречий (далеко от горо­да, без причины громко),

o числительных (первый от леса, вто­рой с краю, третий из мальчиков).

Исследователи синтаксиса (А. Б. Шапиро и др.) отмечают, что так называемое слабое управление фактически представ­ляет собой особый вид связи в сравнении с сильным управле­нием. Слабоуправляемые формы, по сути дела, не обусловле­ны господствующим словом словосочетания.

Особенно условным термин «управление» является в при­ложении к таким словосочетаниям, где господствующее слово выражено конкретным существительным, никак не влияю­щим на форму подчиненного слова, не определяющим ее (чай в беседке, чай из Грузии, чай по утрам, чай с сахаром). Гос­подствующее слово бывает распространено различными фор­мами в зависимости от содержания словосочетания. Такую связь можно назвать соединением. Два слова соединя­ются для выражения каких-либо отношений, подчинение од­ного другому носит условный характер. В другом контексте их синтаксические роли могут меняться; ср.: дом из камня — камень из дома; хлеб с маслом — масло с хлебом; дерево воз­ле дома — дом возле дерева. По форме зависимого слова это управление.


9. Виды синтаксической связи в словосочетании. Примыкание и грамматические средства его выражения.

Примыкание - это такая синтаксическая связь, которая не выражается ни формами словоизменения, ни служебными словами. Примыкающие зависимые слова являются неизменными. Они представлены наречиями, деепричастиями, инфинитивом (шел быстро, смотрит не мигая, присел отдохнуть). Неизменяемость этих категорий слов выступает показателем их синтаксического подчинения. Существенную роль играет также словорасположение и интонация: они связывают словоформы.

Примеры (не из учебника): желал бы выбрать теперь (теперь - наречие), сокращал наполовину, в брюках цвета хаки, выпил кофе, упрашивали рассказать, шёл вздыхая, сказал волнуясь


10. Предложение как основная единица синтаксиса, его признаки, функции.

Предложение - минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Основные признаки:

o предикативность (отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим)

o смысловая законченность

o интонационная завершенность

o грамматическая организованность

Функции предложения:

· Главная функция - коммуникативная, т.е. функция сообщения, она может быть выполнена только предложением.

· По выполняемой функции предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные. Они служат для передачи соответственно трех основных форм мысли - суждения: Широкие окна зимнего сада были ярко освещены, вопроса: Какой сыр без дыр? Какая проза без слез?; пробуждения: А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся

· В повествовательном предложении выражается сообщение. Оно может представлять собой:
Описание: Всадник сидел в седле ловко и небрежно;

Повествование о действиях, событиях: Старик покойно и бодро шагал с камня на камень и скоро пропал среди них;

Сообщение о желании или намерении совершить действие: Я не так еще бы сыграл бы;

Для повествовательных предложений характерно понижение тона в конце предложения. Понижение бывает особенно за метно, когда в его середине на каком-либо слове го лос значительно повышается: Далеко в балке / жалобно за кричал стреноженный конь /
Заметного понижения тона не наблюдается в однословных предложениях: В безличных или номинативных, однако в этом случае голос не должен повышаться: Темнеет; Тишина
В распространен ных номинативных предложениях голос плавно понижается от начала предложения к концу (Маленькая комната на чер даке (М. Г.).

· Побудительное предложение выражает волеизъявление, побуждение к действию. Оно адресовано собеседнику или третьему лицу. Объектом побуждения могут быть не сколько (или множество) лиц: Цветите, юные, и здоровейте телом.
Не являются побудительными предложения, в которых волеизъявление выражается как желание или намерение самого говорящего совершить действие: Но, бестрепетно в лицо глядя всякой правде, я замолвил бы словцо за любовь, представьте. Побуждение имеет разную степень категоричности. В за висимости от этого различаются виды побуждения:
1) приказание: А ну, прочь с дороги! Сторонись! К стен кам!;
2) просьба: «Рассказывайте», — напоминаю я тихонько;
3) совет: Иди ты, брат, на соль! Там всегда найдёшь ра боту;
4) разрешение или согласие: «Знаешь что, — сказал во дитель, — ну, сыграй ты, шут с тобой»;
5) призыв: Пролетарии! Стройтесь к последней схват ке! Рабы! Разгибайте спины и колени!
Эти формы побуждения, в свою очередь, могут иметь от тенки повеления — резкого, категорического или мягкого, что достигается с помощью интонации, а также междометий, частиц и пр.:

Ушла бы ты с дороги, девочка! Да уж пере стань плакать-то! Пойди домой да и скажи всё, как было
Побуждение выражается различными средствами. Побу дительным предложениям свойственны интонация побужде ния (повышение тона, усиление голоса), а также специальные грамматические формы слов.
1. В побудительных предложениях используются формы повелительного наклонения глагола:
1) формы 2 л ед. и мн. числа Скажи маме, что я очень благодарю её, очень! (М. Г.); «Не бойтесь, он не кусается», — сказала девочка (Пауст.); эти формы могут употребляться с частицей -ка, обычно смяг чающей повеление: Сбегайте-ка за ней. Мигом! (Пауст.);
2) аналитические формы 3-го лица с частицей пусть, да;
" Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! "; " Пусть будет чудо! "
3) 1 л мн.ч, выражает приглашение совместно с говорящим совершить действие: " Холодно... Пойдемте домой"
2. Со значением побуждения употребляются формы изъяви тельного и сослагательного наклонений, а также инфинитив:
1) форма прошедшего времени изъяв. наклонения, обычно выражает приказ: «Пошёл прочь с телеги!»; Сади тесь в лодку. Поехали.

2) форма сослаг. наклонения со значением просьбы, совета: " А ты бы, Ванятка, поплясал"; «Вы бы хоть придержали пароход на одну минуту», — шутливо
сказал Саше Лавров
3) инфинитив - обычно для выражения резкого приказа, категорического запрета: «Молчать!» — взвизгнул дед; Хозяин! Позвать сюда хозяина!; «Палками не бить!»— единственный раз сурово... бормотнул Давыдов; с помощью инфинитива выражается предупреждение: Веселей кружитесь, дамы! На носки не наступать! (Тв.); инфинитив с частицей бы выражает совет: Вам бы, ребята, на медведей сходить(М. Г.).
3. Побудительные предложения могут строиться без глаго ла — из наречий или форм косвенных падежей существитель ного, обозначающих направление движения, объект действия и пр.:
1) в предложении выражается призыв или приказание двигаться куда-либо: «В угол!»; Баймакова... стоя на крыльце, крикнула: «На талья —домой!»; Взвод! За Родину! Вперёд!; 2) предложение выражает требование подать, доставить или сделать что-либо: Мастер взглянул на меня из-под очков мутными глазами и грубо сказал Ивану: «Дров!»; «Ключи от амбара!» —потребовал Андрей.
4. Побуждение может быть выражено описательно, без по мощи специальных словоформ:

1) значение поьуждения придается формами изъявительного наклонения будущего времени: «Ты не уйдёшь больше из дома дальше вот этого дуба!» — сказала мать; Бой цы, из кузова на землю! Здесь останетесь;
2) побуждение выражается в форме вопроса: Споём и мы, Ваня? Как думаешь?

· Вопросительное предложение служит для выраже ния вопроса, обращенного к собеседнику.

Вопросительное предложение имеет свою грамматическую форму, которая представлена интонацией, вопросительными словами, вопросительными частицами, а на письме обознача ется вопросительным знаком.
Для вопросительной интонации характерно более или ме нее значительное повышение тона в конце предложения, что особенно заметно при сопоставлении с повествовательными предложениями:
Брат приехал. — Брат приехал?; Мне придётся вернуться.— Мне придётся вернуться? Сущест венной чертой вопросительной интонации является повыше ние тона на слове, в котором заключена суть вопроса.
Кроме интонации, могут быть использованы вопроситель ные частицы ли, разве, неужели (неужто, ужели, ужель):
- частица ли имеет «чистое» значение вопросительности: «Да ещё звали ли?»— недоверчиво спросил Серпилин.
- частицы разве, не ужели, кроме вопросительного значения, выражают удивле ние, сомнение и пр., вносят в предложение оттенок неуверен ности в положительном ответе: «Э... позвольте! Да разве я должен влюбитьсяв вас?»

Не всякое предложение, вопросительное по форме, заклю чает в себе вопрос. Поэтому вопросительные предложения по целенаправленности высказывания делятся на:
1. Собственно во просительные предложения.
2. Предложения, не заключаю щие вопроса, но имеющие вопросительную форму.
1. В собственно вопросительных предложенияхзаключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа, предполагающий ответ. С помощью вопроса говоря щий стремится узнать что-то неизвестное. По способу выраже ния вопроса эти предложения можно разделить на:
- неместо именные;
- местоименные.
Неместоименные вопросительные предложенияпредполагают утвердительный или отрицательный ответ, ко торый наиболее кратко выражается нечленимыми предложе ниями-словами Да и Нет.Говорящий, задавая вопрос, ждет лишьподтверждения или отрицания чего-то предполагаемо го.
Например:
Охотник при слабом свете заката прочёл записку моего приятеля и сказал: «Вы писатель?» — «Да» (Пауст.);
«Это каменный уголь?» — обратился я к провожатому. «Нет»

Местоименные вопросительные предложения требу ют развернутого ответа. Они включают в себя вопросительные слова — местоимения и местоименные наречия: что, кто, какой, чей, который, сколько, где, куда, откуда, когда, поче му, зачем и др. В ответе должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах:
«Вы откуда взялись?» — «С выселок».— «С каких выселок?» — «С Жуковских. Это в лесу». — «Сколько же у вас дворов на выселках?» —«Два двора и есть». — «А куда вы идёте?» — «Да к вам»
Несобственно вопросительные
1) Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются раз личные чувства и переживания говорящего — раздумье, сомнение, грусть, сожаление, печаль, радость, гнев и т. п.
Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит?;
Работать? Для чего? Что бы быть сытым? <...>
2) Вопросительно-побудительные предложе ния служат для выражения побуждения. В них нет собственно вопросительного значения. Говорящий не намеревается по лучить новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-либо действие или приглашает сделать что-то совмест но:

Синиц ловить идём, дядя?
«Долго я тебя буду ждать, пока ты соберёшься?» —начинает сердиться Серо-штан;
«Ты замолчишь ноне?» — спросил Нагульнов. Да пойдёшь ты?
3) Вопросительно-отрицательные предложе ния имеют такую же форму, как и собственно вопроситель ные. В них употребляются вопросительные местоимения, на речия, частицы, однако эти предложения не имеют вопроси тельного значения, а содержат сообщение. Хотя в них нет специальных отрицательных слов, они выражают невозмож ность какого-либо действия, состояния, невозможность при писать предмету какой-либо признак.
Какой вы охотник? Вам в кухне на печи лежать да тараканов давить, а не ли сиц травить (Ч.);
Что есть на свете лучше певчей пти цы? (ср.: Нет ничего на свете лучше певчей птицы!);
«Куда там сейчас ехать! — сказала она и встала. —Раз ве отсюда вырвешься!»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.