Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ССЦ как структурно-семантическая ед-ца текста. Средства и способы связи предл-й в ССЦ. Функциональные (структурно-тематические) типы ССЦ: повествование, описание, рассуждение.






К вопросу о сущ-нии более крупных, чем предл., синт. ед. разн. ученые вразн. вр. подх. по-разному. В той или иной степ. эта проблема затраг. у Ломонос., Вост., Бусл., Потебни, Пешк., Виногр. и др. Однако наиб. опр. мнение по этому вопросу б\высказ. лишь в конце 40-х гг 20 в. в работах Н.С. Поспелова. Он отмеч., что сущ. особ. синт. ед., кот. относ-но не завис. от окр. контекста и выраж. законч. мысль. Он дает ряд хар-к этой ед. и наз. ее ССЦ. В наст. вр. проблема сверхфразовых ед. явл. наиб. актуальной в рус. синт. Понятие ССЦ, введ. в научн. обиход Посп., пока еще не получ. общего призн., да и сам термин ССЦ не явл. общепризн. Наряду с ним в аналог. знач. исп. термины сверхфразовое ед-во (Булаховский) и прозаическая строфа (Г.Я. Солганик). До сих пор неясным ост. и сам лингв. статус ССЦ. По мнению ряда ученых (Максимова, Валгиной и др.) ССЦ след. рассм. как ед. синт. уровня и необх. противоп. их фрагменту текста, выдел-го кранной строкой (абзацу). Думается, что противоп. ССЦ, как ед. синт. уровня, и абзацев, как ед. яз., нет дост. осн., поск. границы ССЦ и абзаца м\совп. и несовп. ССЦ – наиб. крупн. синт. ед. Она предст. собой объед. неск. предл., тесно связ. по смыслу и синт-ки и раскр. 1 из тем (микротем) связ. текста. Предл. в сост. ССЦ м\б разл. по стр-ре: ПП, осложн., СП. В смысл. отнош. набл. лекс. преемств-ть и взаимосв-ть комп-тов ССЦ. Каждое послед. предл. продолж. и разв. сод. предыд. до тех пор, пока микротема не будет раскрыта полностью. Смысл. ед-во частей ССЦ абсолютно обязат. Стр-ми ср-ми связи ССЦ явл.: союзы в присоед. знач.; употр. мест. вместо ИС или прил. предыд. предл.; неполнота отд. предл.; соотнош. видо-вр. форм гл.-сказ.; парал-зм в строении предл. Однако указ. форм.-грам. ср-ва не обяз. д\б в каждом ССЦ. Выбор тех или иных ср-в завис. от сод., стиля излож., манеры писателя и т.д. Очень важным в стр-ре ССЦ явл. первое предл. – т. наз. зачин. В зачине дается тема всего ССЦ, кот. раскр. послед. предл. В завис. от связи предл., вход-х в ССЦ, выд. 2 типа: ССЦ с цепной или послед. связью и ССЦ с параллельной связью. При цепной связи предл. нах в тесной взаимосвязи др. с др., словно цепляются др. за др. и каждое послед. развивает мысль предыд. предл. Подобный эффект достиг. за счет исп. личных и указ. мест. вместо слов в предыд. предл. Послед. предл. часто бывают неполными. Особ. ССЦ явл. то, что зачин и концовка образ. некое замкнутое кольцо, поск-ку они лекс-ки и синт. совпад.; кроме того, зачин м\повтор. неск. раз и в середине ССЦ (с чего начинается Родина). Такие ССЦ иногда наз. кольцевыми. При параллельн. связи каждое предл. знам-но. Здесь нет ни обощ-х слов, ни слов из предыд. констр. Для парал-ной связи хар-н стр-ный парал-зм в постр. предл. Здесь обычно дается сопост. или перечисл. явл. При такой связи предл. более самост. Пар-ная и цепная связь м\соч. в ССЦ – это смеш. способ связи. След. разл. такие понятия как абзац и ССЦ. ССЦ – это стр-но-семант. ед. синт., а абзац – композ.-стилист. членение связ. текста. Абзац – часть текста м\у двумя отступами. С пом. абзаца выдел. отрывки связ. текста, значимые с комп. т. зр. Абзац, в отлич. от ССЦ, не имеет своей особ. стр-ры. Он м\сод. опис. нового этапа в разв. действ., авт. отступл., опис. врем. действ., хар-ку героя и т.д. Абзац так или иначе завис. от смысл. членения текста. Абзац и ССЦ в своих границах м\совп., но это не обязат. Абзац вып. не т-ко смысл., но и выделит., эмоц.-экспр. ф-цию. Он м\сост. и из 1 предл., кот. в комп. отнош. явл. наиб. важным. ССЦ не м\сост. из 1 предл. Поэтому границы абзацев и ССЦ чаще всего не совпад. Одно ССЦ м\делиться на неск. абзацев. В свою очередь абзацм\сост. из неск. ССЦ.

Период – сложн. синт. костр., кот. х-ся ритмич. законч. интонации, т.е. закономерным повыш. и пониж. тона. Период – это не особ. стр-но-семант. тип, а лишь разн-ть уже сущ-х типов предл. Эта разн-ть отлич. нек. специф. признаками, главн. из кот. – произношение. При чтении периода созд. опр. ритмичность, муз. Период нач. спок. голосом, затем голос постеп. повыш., достиг. кульм., а после небольш. паузы опять пониж. до первонач. спок. тона. Первая часть периода наз. повышением, 2 ч. – пониж. По сод. период предст. собой законч. стройное целое, как бы самост. произв. Смысл. отнош. м/у частями периода те же, что и в обычных типах СП: изъясн., врем., прич., усл., уступ., разделит., противит и т.д.

Диалог. ед-во предст. собой наиб. крупн. стр-но-семант. ед. диалог. речи. Оно сост. из 2, реже 3 или 4 предл. – реплик, тесно связ. м\у собой по смыслу и стр-но. При этом сод. и форма первой реплики опр. сод. и форму 2 и послед. реплик и т-ко в соч. реплик обнар. необх. поним. данной части диалога (-поздравь! - с чем? – с победой!). По знач. и по форм. особ. диал. ед-ва % на ряд типов: 1. Наиб. распр. явл. вопросно-ответные ДЕ (- откуда дровишки? – из леса, вестимо!). 2. ДЕ, в кот. 2 реплика продолж. незаконч. первую (- не ругаться надо, а… - драться). 3. ДЕ, в кот. реплики связ. 1 предметом мысли (- он красиво одет! – и весел!). 4. ДЕ, в кот. в 3 реплике выраж. согласие или несогласие с утв., закл. в 1 реплике (- с ума м\сойти! – нет, не надо сходить. – просто вы не знаете, что такое театр).

Нужно помнить, что не все идущие др. за др. реплики явл. ДЕ. Бывают реплики, предст. собой законч. предл., каждая из кот. сод. свое сообщ.

41. Абзац как композиционно-стилистическая ед-ца текста. Мотивы членения текста на абзацы. Ф-ции начальных и конечных абзацев. Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на композиционно-стилистической основе.

Абзац считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической. Для А.М. Пешковского, например, абзац - это интонационно-синтаксическая единица. Л.М. Лосева и М.П. Сенкевич считают абзац семантико-стилистической категорией. Для А.Г. Руднева это синтаксическая единица. Последнее представляется абсолютно неприемлемым.

Внутренняя сущность абзаца лучше всего постигается при сравнении его с межфразовым единством (сложным синтаксическим целым). Это единицы в чем-то схожие, по внешним признакам, но не тождественные по существу. Сложное синтаксическое целое – это тема-рематическая последовательность, открывающаяся фразой-зачином (или стержневой фразой, вмещающей в себя содержание всего целого). Именно фразы-зачины сложных целых, будучи стянутыми вместе, образуют содержательную канву текста. В абзаце может и не быть зачина как такового. Стержневая фраза абзаца (главная в тематическом, логическом, содержательном плане) может стоять в начале абзаца, в конце абзаца или сама выступать в роли отдельного абзаца. Более того, в абзаце может быть несколько стержневых фраз, если он велик по объему и заключает в себе ряд тема-рематических последовательностей. Абзац и ССЦ - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и ССЦ могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Поскольку абзац может подчеркнуть эмоционально-экспрессивные качества текста, он способен разорвать единое ССЦ. Особенно это свойственно художественным текстам в отличие от научных, где совпадений между ССЦ и абзацем гораздо больше, так как они всецело ориентированы на логическую организацию речи. Границы абзаца и ССЦ могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение.

Виды тематического (классического) абзаца с точки зрения построения. Аналитико-синтетический абзац содержит аналитическую часть (пояснительную, разъясняющую) в первой позиции, а обобщающую, итоговую – во второй. Синтетико-аналитический абзац начинается с обобщающей, стержневой фразы, смысл которой раскрывается в последующих сообщениях. Рамочный абзац имеет совмещенную структуру: зачин намечает тему, далее – поясняющая часть, и завершается абзац обобщающей фразой. Первое и последнее высказывания лексически перекликаются, и, таким образом, происходит «замыкание» темы. Основные функции абзацного членения следующие: логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, акцентно-выделительная. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.

 

42. Диалогическое единство. Типы диалогических единств. Диалогическое единство – это структурное и смысловое объединение реплик двух субъектов речи. Д.е. обеспечивается наличием одной темы, согласием или несогласием собеседников. ДЕ обычно открывает реплика-стимул, кот-я опр-ет сод-ние и ф-му следующего за ним высказывания. Вторая реплика ДЕ, соотносящаяся с репликой-стимулом, наз репликой-реакцией. Д.е. – последовательность взаимосвязанных реплик, объединенных: 1) накоплением информации по данной теме; 2) мотивированностью форм; 3) сцеплением, опорой на предыдущую или последующую реплики. Реплики ДЕ связаны как по стр-ре, так и по смыслу. Содержательная связность опр-тся коммуникативными намерияними говорящих и смысловыми отн-ниями реплик, кот-е соотносятся друг с другом как: 1) вопрос – ответ; 2) побуждение – реакция на него; 3) реплика-стимул и добавление к ней; 4) реплика-стимул и пояснение или распространение ее; 5) реплика-стимул и согласие или возражение; 6) фатический диалог (обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания разговора, н-р формулы речевого этикета). Конструктивные средства связи реплик: 1) интонация, 2) неполнота предл-я, 3) незавершенность высказывания, 4) местоименные замены, анафорические местоим-я, 5) повтор, 6) исп-ние слов одной лексико-семантической или тематической группы, 7) исп-ние частиц, междометий, вводных слов, устанавливающих связи между репликами, 8) наличие союза в начале второй реплики. Связь реплик осуществляется: 1) в виде цепочки взаимосвязанных словоформ; 2) через параллельность, однотипность строения. ПРОСТО ДОБАВЬ ВОДЫ XDDDDDD






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.