Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П-я, осложненные вводными (ВВК) и вставными (ВСК) конструкциями. Стр-ра и ф-ция в П-нии ВВ и ВС компонентов.






ВВ слова (ВВС) относятся к таким компонентам П-я, кот-е не вступают в подчинит-ю или сочинит-ю (формальную) связь с его членами. Но находятся в интонац-ной и семантич-й связи с основным составом П-ний или его членом, т.е. сами они поэтому ЧП не явл-ся.

ВВ компоненты – это такой ф-цион-но семантич-й класс слов, c/c-й и П-й, кот-е служат целям авторской хар-ки высказ-я и имеет преимущ-но субъективно оценочное знач-е.

Иногда ВВ комп. участвуют в орг-ции синтаксич-й стр-ры, выражая, н-р, отнош-я Противит-е: однако, напротив, впрочем. Н-р: Все пришли, а он, однако, опоздал.

Уступит-е: Н-р: Он красив, правда, глуп.

Разделит-е: Н-р: Может я поеду на море, может нет.

 

В семантич-м отнош-и ВВС делятся на группы:

1) модальная оценка содерж-я высказ-я: от уверенности до сомнения (конечно, безусловно, видимо и др.).

Н-р: Он, вероятно, никак не ожидал нас встретить

2) логич-е отнош-я: итак, следоват-но, значит и др. – вывод; во-первых, наконец – степень значимости; кстати, м-у прочим - побочный хар-р; введение примеров, иллюстрирующих сказанное – в частности, и др.

Н-р: Одним словом, у этого ч-ка наблюдалось постоянное стремление окружить себя друзьями - Вывод

3) эмоц-ное отнош-е: к моему удивл-ю, к нашей радости, спасибо (Н-р: Спасибо, он пришел), по счастью и пр.

4) источник сообщ-я, определенного мнения: по-моему, по-твоему, по их словам, по рассказам очевидцев.

5) контактирующая ф-ция (д/более тесного контакт с говорящим, д/привлеч-я вним-я, д/располож-я собеседника): видите, знаете, поверьте, понимаете, послушайте, будьте добры.

Н-р: Поверьте, я говорю из доброго чувства. В жизни, знаешь ли, есть место подвигам.

6) оценка меры сообщаемого: по крайней мере, в той или иной степени, ни больше и не меньше.

Н-р: Все это, по меньшей мере, странно.

 

В морфологич-м отнош-и ВВК предствл-т собой также разнообразное явл-е. В роли ВВК выступает лексико-грам. класс слов, называемых Модальными. По соотнош-ю со знаменат. ЧР, ВВК делятся на некс. групп:

1. ВВК именного типа (правда, снова, кроме того и пр.)

2. ВВК глагольн. типа (видишь ли, пойми, вообразите, предположим; знать, признаться и пр.)

3. ВВК наречного типа (верно, возможно, очевидно, короче, точнее, кстати и пр.)

4. ВВК восходящие к дееприч. оборотам (между нами говоря, мягко выржаясь, правду говоря)

 

В структурном плане ВВК также разнообразны. Это м.б. слова, с/с-я, П-я. Среди c/c-ний одни имеют фразеологизированный хар-р (собственно говоря, стало быть, должно быть), другие примыкают к свободным (к моему счастью, по их сведениям, к радости матери и т.д.). Водные П-я – это ед-цы с самостоят-ным предикативным центром (На сколько я помню, я думаю, мне думается; конструкции, в кот-х гл-л в спрягаемой ф-ме: как известно, как любил говорить…, как рассказывают)

Н-р: Она была красивая и, что еще важнее, умная женщина.

Как говорят врачи, он идет на поправку.

 

Иногда ВВС и ВВ П-е разграничиваются лишь контекстуально.

Н-р: Известно, он хороший парень. – ВВП. (можно ввести союз «что», т.е. введение как придаточной части).

Он, известно, хороший парень. – ВВС.

Кажется, он выздоравливает – ВВП.

Он, кажется, выздоравливает – ВВС.

 

К вводным примыкают междометные компоненты и слова «да», «нет». Первые выр-ют эмоц-е отнош-е. Вторые – усиливают смысл высказ-я.

Н-р: Ах, не люблю я этот ветер.

Весна, увы, закончилась.

 

ВСК (вставки) служат для выра-я добавочного пояснения, возникшего у говорящего в процессе высказывания и прерывающего основную мысль.

Н-р: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту.

В тот же день я уже был на квартире Никитина (фамилия зятя)

Говорят иные (я слышал и читал это), что высочайшая любовь к ближнему есть, в то же время, и величайший эгоизм.

 

По своей стр-ре ВСК м.б. самыми простейшими. Н-р, в письм. речи это м.б.? или!, передающий отношение к мысли.

Н-р: Это было великолепное (!) зрелище.

Это м.б. слово, с/c-е, П., а м.б. и СП, и даже абзацы, что мы находим у Л.Н.Толстого. Т.к. они возникают в процессе высказывания, не м. возникать в начале П-я.

Наиб. употребительны предикативные конструкции в роли ВСК. Они м. включаться без союзов и посредствам сочинит. и подчинит. союзов.

Н-р: Переодевшись без торопливости (он никогда не торопился и не терял самообладания), Бронский велел ехать к баракам.

И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.

Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.

Иногда к ВС элем-там м. относиться слова, оформленные как ЧП, в кот-м они употребл-ся.

Н-р: Дисканты и альты (иногда басы и тенора) в эти хоры набирались из учеников.

Любой компонент высказ-я м.б. подвергнут изоляции интонац-ной и смысловой, тогда он приобретает хар-р вставки.

Н-р: Даже мои хозяева (если они были дома), открывали окна и слушали музыкантов.

Даже мои хозяева – если они были дома – открывали окна и слушали музыкантов.

ВВ элем-ты тоже м.б. вставными.

Н-р: Калиныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охоту. – (Изолировано, выдел-но скобками – ВСК, если запятые – ВВК).

Интонация ВСК-й по сравн-ю с придатиочными, обособленными ЧП, ВВК-ми, отлич-ся намеренной изоляцией. Пауза – перед и после вставки, сама ВС произносится с несколько ускоренным темпом по сравн-ю с самим высказ-ем.

Наиболее часто при ВСК употребительны скобки. Реже – тире с двух сторон.

26. Предложения, осложненные обращением. Семантика, способы выр-я и ф-ция обращений. Отграничение обращений от предикативных ед-ц (номинативных и вокативных), именительного темы, осложняющего предл-е, и приложения. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь. Обращение распространяет предложение, но не является его членом (т.е. не выполняет функцию подлежащего, сказуемого или второстепенного члена).

Обращение может занимать место в начале, в середине и в конце предложения, например: Сергей Сергеич, это вы ли! (Гр.); Ты не пой, косарь, про широку степь! (Колъц.); Вперед чужой беде не смейся, голубок! (Кр.).

В зависимости от места, занимаемого в предложении, обращение в большей или меньшей степени интонационно выделяется. Так называемая звательная интонация (произнесение обращения с усиленным ударением) присуща в полной мере обращению, стоящему вне предложения (впереди него), например: Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Л.). В этом положении обращение может образовать особое предложение-обращение (вокативное предложение), если обращение образует все высказывание и если говорящий не только называет лицо, к которому обращена речь, но интонацией выражает различные оттенки мысли или чувства - упрек, испуг, радость и т.д. Например: - Вера! Вера! - в ужасе говорил Райский, протягивая ей руки, чтобы ей помешать (Гонч.).

Обращение, стоящее в начале предложения, произносится с ослабленной звательной интонацией, например: Соседка, перестань срамиться! (Кр.).

Для обращений, стоящих в середине предложения, возможна двоякая интонация: или интонация вводности (понижение голоса, убыстренный темп произношения), или восклицательная интонация, если обращение выделяется, например, путем добавления к нему частицы о. Например: а) Зачем же, поле, смолкло ты и поросло травой забвенья? (П.); б) Но не хочу, о други, умирать! (П.).

Двоякую интонацию наблюдаем и у обращений, находящихся в конце предложения; обычно такие обращения слабо выделяются в произношении, но могут иметь усиленное ударение, если стоят в конце восклицательного или вопросительного предложения. Например: а) А вам надо бы изменить жизнь, голубчик (Ч.); б) Над чем вы сейчас работаете, Гарт? (Пауст); Привет вам, люди мирного труда, благородные труженики! (Пан.).

В роли обращений чаще всего выступают собственные имена, названия лиц по родству, по общественному положению, по профессии, реже эту функцию выполняют клички животных или названия неодушевленных предметов.

Обращение может иметь целью не только привлечь внимание собеседника, но и выразить отношение к нему лица говорящего. Например: Степанушка, родной, не выдай, милый! (Кр.); Досуг мне разбирать вины твои, щенок (Кр.).

Обычно обращения употребляются в устной диалогической речи, а также в языке художественной литературы при передаче прямой речи. Кроме того, широкое применение находят обращения в ораторской речи и в речи деловой.

Естественной формой выражения обращения является имя существительное в именительном падеже, выполняющем назывную функцию. В древнерусском языке для этой цели использовалась форма звательного падежа, которая и в современном языке иногда употребляется в стилистических целях, например: Чего тебе надобно, старче? (П.). Очень редко в роли обращения выступают слова не в именительном падеже, если они называют признак лица, к которому обращена речь, например: Эй, в белой косынке, где мне найти председателя кооператива? Такие конструкции возникают в результате пропуска обращения ты (ср.: Эй, ты, в белой косынке...).

Обращение может быть выражено и другими частями речи, если они выступают в роли существительного. Сюда относятся прилагательные и причастия, значительно реже - числительные и местоимения. Например: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем (Щип.);...Жизнью пользуйся, живущий (Жук.); - Здорово, шестая! - послышался густой спокойный голос полковника (Купр.); Ну, ты, шевелись, а то прикладом огрею! (Н. Остр.).

Личные местоимения 2-го лица чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица; местоимения ты и вы находятся в этом обороте между определяемым словом и определением. Например: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? (А. Остр.).

В целях усиления эмоциональной выразительности слово-обращение повторяется, например: О поле, поле! Кто тебя усеял мертвыми костями? (П.). Иногда между повторяющимися обращениями вставляется частица а, например: - Барин, а барин! - промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом (Т.). Такое усиленное обращение выражает настойчивое желание добиться ответа.

Хотя обращения не являются членами предложения, но им присуща грамматическая однородность, находящая свое выражение в возможности сочинительной связи (союзной или бессоюзной) между ними, как синтаксическими элементами, выполняющими одну и ту же функцию в предложении. Однородными обращения бывают в двух случаях:

1) если рядом стоящие обращения являются названиями одного и того же лица или предмета, например: Батюшка, отец, благодетель! Похлопочите! (Т.);

2) если обращения представляют собой названия разных лиц или предметов, например: Здравствуй, солнце да утро веселое! (Ник.).

Не следует смешивать однородные обращения с сочетанием обращения и обособленного приложения при нем. Так, в предложении Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья (П.) звательная интонация присуща только словам пустынный уголок; сочетание же приют спокойствия, трудов и вдохновенья произносится с интонацией обособления и выступает в роли обособленного приложения. Если же в приведенном предложении произнести с интонацией обособления и слова пустынный уголок, то они тоже должны будут рассматриваться как обособленное приложение к слову тебя, а обращения в этом предложении вообще не будет. Ср. подобную же двузначность в предложении Люблю тебя, Петра творенье! (П.).

Различаются обращения нераспространенные (выраженные одним словом) и распространенные (при слове-обращении имеются пояснительные слова).

 

27. Понятие о сложном предложении. Полипредикативность как осн признак СП. Стр-ра и граммат знач-е СП. Классиф-ция СП по нал/отсутств ср-в связи м/предикатив-ми частями и по х-ру ср-в связи при их наличии. Вопрос о лингвист квалиф-ции Сп в наст время не имеет однознач-го решения.

Бытует 2 разл толкования природы СП:

1. СП понимается как соединение, соч-е, сцепление предл-й.

2. СП понимается как единое предл-е, части кот-го, не имеющие смысловой и интонац-й завершенности, не явл предл-ями.

1 Т.зр. долго господствовала в лингвистике. Я ркое выр-е в трудах Пешковского и Шахматова. Они отрицали сам термин СП, т.к. этот термин называет неск-ко предл-й одним предл-й и создает путаницу. Они предл-ли др термин: сложное целое (Пешковский), соч-е предл-й (Шахматов)

2 Т зр – Богородский – во всяком предл-нии все его связи сот-ют единое целое, так что, взятые отдельно, уже не могут иметь прежнего смысла или даже совсем невозможны, подобно тому, как морфол части слова сущ-ют только в самом слове, но не отдельно от него.

Эта мысль была развита и обоснована в трудах Поспелова, затем Максимова, ильенко,

Белошапковой, кот-я пытается ответить на вопрос, почему возникли разн т.зр на природу СП и связывает это решение с разграничением подходов к прел-ю как статической (с т.зр стр-рной схемы) и динамической (как коммуникативной ед-цы) стр-ры. В плане стр-рной схемы СП м/б рассмотрено как соч-е прост предл-й, как соч-е предикативных центров, соотв кажд часть обладает синт категориями лица, времени, модальности, объед-щихся в общую категорию предикативности.

Как коммуникат-я ед-ца, СП – одно законченное высказывание, цельная ед-ца, имеющая опр-е единое коммуникат-е задание., связанное с интонац-й х-кой, словопорядком.

Эта т.зр на СП возобладала в лигвистике и на ней мы остановимся подробнее.

В опр-нии СП как единой целостной коммуникат-й ед-цы учитываются спец ср-ва связи частей СП, организующие его. Обращается внимание на то, что СП имеет свои формулы построения. Учитывается коммуникативная целостность СП.

Но довольно часто не принимаются во внимание разл-я между Спи прост предл-нием как синт стр-рами.

Поспелов и Белошапкова, развивая 2ю т.зр, так решают вопрос о соотн-нии прост и СП:

Прост предл-е имеет 1 предикативное едро.

В составе СП объед-тся неск-ко предикативных ед-ц (частей), построенных по тем или иным формулам ПП.

Н-р: Режет серп тяжелые колосья, как по горлу режут лебедей. N1+V fin, V Pl3

Таким обр, части СП явл, но предназначены они д/ф-ционир-я не в кач-ве отд коммуникат-х ед-ц, а в кач-ве одной коммуникат-й ед-цы - СП.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.