Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. – это грамматически и интонационно оформленная, семантически завершенная предикативная конструкция, предназначенная для формиров-я, выраж-я и сообщения мысли.






П. как ед-ца синтаксиса. Предикат-ть – основной грамм-кий признак П-я как мыслеобразующей ед-цы. Понятие стр-рной схемы П-я. Вопрос о грамм-ком знач-и ПП в лингвистике (Виноградов, Шведова). Вопрос о парадигме ПП.

П. – основная часть синтаксиса, т.к. именно в П отражаются основные ф-ции я-ка: коммуникативная (ср-во общения) и познавательная (как орудие мышления).

В иерархической с-ме синтаксич-х ед-ц П заним-т центр-е полож-е. Словоф-мы (синтаксемы) и с/c-я, являясь ед-цами низкого уровня, входят в П, как его «строит-ный мат-л», вступая в синт.е связи и отнош-я. Признаки П м.б. выявлены на основе сопоставит-ной хар-ки П-я и с/c-я в разных аспектах.

Аспект сопоставления С/c Предл-е
1. Ф-ция Номинативная Коммуникативная
2. Строение (структурный) Это конструкция из 2х и более знаменат-х слов, объединенных подчинит-й связью Это конструкция, имеющая грамм-кую основу или стр-рную схемы, спец-но предназначенную д/сообщ-я
3. Грам. знач-е Это общее знач-е, сво-венное c/c-ям одинакового строения (н-р: предмет и его признак – Красивое платье, Веселая песня) Предикативность, комплекс модально-вр-ных знач-й, относящих содерж-е к действит-ти (н-р: Платье (было) красное).
4. Ф-ма измен-я Это сис-ма ф-м, опирающаяся на ф-мы глав. слова - парадигма с/c-я (н-р: Красивое платье – 6 падеж. ф-м ед.ч. и 6 мн.ч.) Это сис-ма ф-м, выражающая весь комплекс модально – вр-ных знач-й
5. Интонац-ная и семантич-я завершенность Наличие интонац-ной заверш-ти, оформляющей предл-е как относит-но-законченную ед-цу сообщ-я.

 

И П, и c/c сопоставимы по 5 аспектам, но первые 4 имеют свою специфику, а 5 – есть только у П-я.

Наиболее значит-ны определ-я П-я Шахматова, Виноградова.

Шахматов: П – это ед-ца речи, являющаяся главным ср-вом формир-я, выраж-я и сообщ-я мыслей.

В Грамматике 70 – и структурный, и семантический аспект: П – это самост-ная синтаксич-я ед-ца сообщ-я, грамм-м знач-м кот-й явл-ся предикативность, а ф-мой – минимал. стр-рная схема, с принадлежащей ей с-мой собственно-грамматич-х ср-тв для выраж-я времени наклонений.

Виноградов: П – это грамм-ки оформленная по законам яз-а целостная ед-ца речи, являющаяся главным ср-вом формир-я, выраж-я и сообщ-я мысли. Наиб. полно здесь отражены признаки П-я: грамматич-я организов-сть – ед-ца, оформленная по з-нам яз-а. В П-и имеются и собственные грамм. хар-ки: строение, грамм. знач., формоизмен-е, т.е. образуются по спец-му абстрактному образцу, обладает особыми способами выраж-я строевых элем-тов схемы и грамм-ки оформленными связями и отнош-ями. В этом случае имеется ввиду и интонац-ная оформл-сть П-я. Любое П имеет интонац-ое оформл-е: вопрос, побуждение, и т.п. Благодаря интонации, не только соединение слов, но и отдельные слова могут приобретать знач-е П-я. (н-р: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека). Только интонация м. различать разные коммуникат-ые типы (н-р: Тихо. – Тихо?).

П – главное ср-во форм-я, выраж-я и сообщения мысли (познават-я и коммуникат-я ф-ции) и семантич-я завершенность (выраж-е относит-но законченной мысли, интонации).

П. – это грамматически и интонационно оформленная, семантически завершенная предикативная конструкция, предназначенная для формиров-я, выраж-я и сообщения мысли.

Наиболее важными, специфическими св-вами явл-ся предикативность и интонационная завершенность.

Первая трактовка предикат-ти, отражающая ее содержат-ную сторону, изложена в работах Виноградова.

Предикативность – это отнош-е содерж-я сообщаемого к действит-ти, это общая категория, формирующая П, т.е. его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость, и т.д. Общее знач-е предик-ти выраж-ся в синтаксич-х категориях модальности, времени и лица.

Модальность: м.б. объективная и субъективная. Объективная м. – это отнош-е сообщаемого к тому или иному плану действит-ти, т.е. оценка говорящим сообщаемого с т.зр. реальности/нереальности. Если сообщ-е оценивается как реальное – это Реальная М., ср-вом ее выраж-я явл-ся ф-мы изявит-го накл-я (синтаксический индикатив). Если сообщ-е оценив-ся как нереальное – Нереальная (ирреальная) М., это ф-мы сослаг-го и повелит-го накл-я, кот-е выраж-т знач-е побудит-ти и возможности.

Субъективная М.: отнош-е говорящего к сообщаемому, ко всему сообщ-ю в целом или к его отрезку. Знач-я: акцентирование, уверен-ть/неуверен-ть. Кроме различной степени уверен-ти неуверен-ти круг может расширяться с пом-ю экспрессивной оценки, согласия несогласия. Ср-ва выраж-я – вводные слова, модал-е частицы.

Синтаксическое вр.: общее отнош-е сообщ-я к действит-ти обязат-но связано со знач-ем вр-и, кот-е назыв-т синтаксич-м – это отнесение сообщ-я в тот или иной временной план. П-ям с реальной модальностью хар-на вр-нАя определенность, сообщ-е относ-ся к наст., прош. или буд. вр., точка отсчета – момент речи. Ср-ва выраж-я – ф-мы вр-ни. Обычн. синтаксич-е вр. соответствует морфологич-му, но может и не совпадать. Н-р: Уходим завтра в море – т.е. Уйдем (наст в знач. буд-го). А д/П-ний с нереальной модальностью хар-на вр-ная неопределенность (в сообщ-и отсутствует указ-е на определ-й вр-ной план). (Пусть сильнее грянет буря. Я бы в летчики пошел).

Синтаксическое лицо: Каждое П – выраж-е говорящего лица. Говорящий присутствует в кажд. П-и, именно он определяет хар-р П-я, содерж-е, стр-ру, объективное и субъективное в П-и. Выражая объективное, он как бы отстраняется от излагаемого содерж-я, но и в этом случае именно он определяет хар-р объективной модал-ти. Наиб. очевиден говорящий при выраж-и субъективной модал-ти. Ср-вами выраж-я синтаксич-го лица явл-ся личные ф-мы гл-ла, лич. мест-я и др. В связи со всем этим, некот-е ученые (П.В.Чесноков н-р) вообще отказыв-ся от понятия объективной модал-ти, т.к. все – ч-з говорящего. Знач-е синтаксич-х времен и наклонений имеют формальное выраж-е и выявл-ся в сис-ме противопоставлений ф-м П-я, образующих его парадигму. Полная парадигма – это ф-мы реальной и нереальной модальности. При этом ф-ма наст.вр – исходная. Те или иные ф-мы м. отсутствовать – это неполная парадигма (подробнее – в учебнике). При этом нужно помнить, что у ПП – одна парадигма, у СП – другая, у БЛП (безлич) – еще одна, и т.д.

Т.о., с-ма ф-м изменения П-я по наклонениям и временам называется его парадигмой.

Полная парадигма – 7-мичленная. (учебник)

Отсутсвие тех или иных ф-м м.б. обусловлено стр-рно-семантич-м типом П-я, степенью его распространенности, лексич. наполнением, смыслом. У двусост – более полная. У односоставных – более ограниченный круг ф-м. Н-р: у БЛП это ф-мы 1 и 2 лица изъяв. накл. и повел накл., ф-ма мн.ч. изъяв. или сослаг. накл., или 3л. мн.ч. изъяв. накл. – этими ф-мами выраж-ся неопределенность субъекта. Н-р: идете в школу, идешь в школу, идите в школу. Д/данного стр-рно-семантич. типа – это полные парадигмы, хотя у них неполные парадигмы. У нечленимых П-й нет парадигмы, т.к. они представлены одной ф-мой. Н-р: да. нет. конечно. здравствуйте.

Каждая синтаксич. ед-ца имеет свое языковое знач-е, в том ч. и П-е. Грам. знач-м П-я явл-ся его предикативность, т.е. комплекс модально-вр-ных знач-й, относящих содерж-е высказ-я к действит-ти. Т.о., грамм. знач-е предл-я – это его абстрактное языковое знач-е, формируемое в рез-те лексико-грам-кого взаимодействия компонентов его структурной схемы, т.к. именно компоненты структутрной схемы и выраж-т комплекс модально-временых знач-й. Н-р: Она танцует. Ребенок кричит. Мальчик играет и т.д.

Предл-я с разным лексич-м наполнением, но имеющие одно грамм. знач-е: «Действие, совершаемое субъектом», кот-е соотносится с действит-тью как реальное в плане наст. вр-и. Разное лекс. направл-е строится по определ-му формальному образцу – стр-рной схеме. Предикативная основа или стр-рная схема П-я – это имеющий свою формальную орг-цию и свое языковое знач-е синтаксич-й образец, по кот-му м.б. построено отдельное элементарное П-е, т.е. это некая абстракция, отвлекаемая от неограниченного множ-ва конкретных П-й. Этот образец состоит их минимума компонентов, необходимых д/созд-я П-я. Предиктивная основа П-я орг-тся несколькими, обычно двумя, ф-мами слов, находящимися друг с другом в определ-х синтаксич-х отнош-ях, т.е. предикативное сочет-е. Иногда только одной ф-мой слова. Н-р: Мама поет. Самолет летит. Девочка спит. – носитель процессуального признака (действия) + само действие. Н-р: Весна. Озеро. Тишина – сущ. в И.п., однокомпонентное предл-е. – наличие существования чего-либо в плане наст. вр.

Стр-рная схема – это...

Ф-мы слов, организующие предикативную основу назыв-ся компонентами структурной схемы. Как пр-ло это его главн. члены – предикативный центр. Но не всегда. Это м.б. только одно подлеж., а м.б. и второстеп. член. Н-р: воды убавл-ся, воды прибывает.

Грам знач. – отнош-е процессуального состояния и его носителя. Но в любом случае стр-рная схема реализует предикативность предл-я, т.е. модальность и вр.

Помимо общего д/всех предл-й грамм. знач-я предикативности, каждая стр-рная схема имеет и свое собств. знач-е, свою семантику, отвлеченную от грамм. знач-й ее компонентов и от правил их лексич-го наполн-я. Основными категориями семантики стр-рной семы явл-ся предикативный признак, другой объект, к кот-му этот признак отнесен или обращен, и субъект, т.е. носитель предикативного признака. Н-р: Река шумит – субъект и его предикативный признак. Светло. Весело. Печально – наличие состояния бессубъектного. Такое знач-е в наиболее отвлеченном виде предл-я, построенного по определ-му образцу, назыв-т семантикой стр-рной семы.

6.Актуальн членение предл-ний.Тема и рема в предл-нии.Сп-бы актуализации коммуникатив-го центра высказ-я.Порядок слов, фразовое и логическое ударение как осн ср-ва выр-я актуального членения. Актуальное членение – это деление на тему и рему. Тема – предмет сообщения. Рема – то, что сообщается о теме, заключает в себя основное содержание сообщения. Рема – коммуникативный центр высказывания. Андрей поехал в Москву(рема)// В Москву поехал Андрей(рема). Способы выражения: *порядок слов (нейтральный – тема рема – Матезиус называет объектным порядком слов, противоположный – субъектный = экспрессивный), интонация (фразовое ударение на реме, повышение тона), частицы (тема – а, же; рема – только, лишь). Взаимное расположение группы подлежащего и группы сказуемого – актуальное членение. Способы актуализации коммуникативного центра высказывания: 1) логическое (или фразовое) ударение, позволяющее выделить информативный центр предложения при любом порядке слов; 2) порядок слов, являющийся важнейшим средством выделения КЦ предложения в устной и письменной речи, выполняющий ряд функций: а)структурную (грамматическую); б)коммуникативную;

в) стилистическую; 3) лексический повтор; 4) частицы; 5) синтаксические конструкции, главной функцией которых является выделение, усиление информативной значимости событий: а) неполные предложения; б) вопросительные предложения в монологах; в) односоставные предложения; г) присоединение; д) вставные конструкции; е)обороты, построенные по схеме " Что касается..то".Основными седствами выр-я актуального членения являются порядок слов и интонация (а именно - место фразового ударения).Они действуют совместно. В кодифицированном литературном языке фразовое ударение автоматически относится на конец предложения, на последнюю синтагму.В соответствии с этим организуется и порядок слов в предложении: слова располагаются т.о., чтобы фразовое ударение выделило рему, т.е. " тема - рема". Такой порядок слов свойствен экспрессивно и стилистически нейтральным высказываниям; В. Матезиус назвал его объективным. В экспрессивно окрашенной речи и при некоторых особых стилистических заданиях, типичных для языка художественной литературы (например, при стилизации под устную разговорную речь или фольклорное повествование), порядок слов м.б. обратным, а именно " рема - тема"; такой порядок слов Матезиус назвал субъективным Субъективный порядок слов обязательно сопровождается изменением места фразового ударения: оно перемещается в нача­ло или в середину предложения. Таким образом, рема всегда отмечается фразовым ударением - автоматизированным (при объективном порядке: тема - рема) или неавтоматизированным (при субъективном порядке: рема - тема).

Тот или иной порядок слов и место фразового ударения, выражающие актуальное членение пред­ложения, называют линейно-динамической структурой предложения. Линейно-динамическая структура представляет собой специфическое суперсегментное оформление, которое предложение полу­чает, становясь высказыванием.

 

7. Типы п-ний по цели высказывания, по наличию/отсутствию эмоциональности, по хар-ру предикативных отнош-й. Аспектность п-ния как син-го явл-я находит отраж-е в классиф-ции, П-е классиф-ся по модальности, фу-ции эмоц-ной окраске. Однако (авторы Бабайцева…)выделение структурного явл-я условно, т.к. он отражает доминирующий признак, положенный в основу выделения. В дейтвит-ти же во всех случаях учитыв-ся не только структурные, но и обусловленные структурой син-кие сво-ва п-я. Поэтому все классиф-ции представляют собой структурно-семантич-е типы п-ний, представленные разными сторонами, аспектами. В соответствии с аспектом выдел-ся след типы: 1. По кол-ву предикативных ед-ц: простые, сложные. Простые включ одну предикативную он; сложные, состоящие не менее, чем из 2х син-х ед-ц. 2. По фу-ции (цели высказывания): однофункциональные (м/б простые и сложные). Повествовательные, коте выраж сообщение – формы изъяв накл или сослаг накл со знач-ем сообщ о возможном и желаемом факте. Вопросительные (выраж вопрос; по способу выраж-я – вопросит интонация, сл, частицы; запрос о реальных, возможных фактах). Побудительные (побуждение собеседника к свершению действия; по способу выраж-я – формы пов накл, или др формы в знач-и пов накл). В вузовских пособиях существует такая классиф-ция по функции. Иная классиф бинарная (вопросит, невопросит в Грам-ке 70, 80). В С-се Белошапковой. На том основании, что коммуник-я задача невопросит – передача инфо, а вопросит – получение, запрос, поиск инфо. Разнофункциональными м/б только сложные. Повеств-вопросит (Природа прекрасна, но зачем существуют комары?); пов-но-побудит (я тут на своем месте, а вы идите на свое!); побудительно-повествоват (Поклонись той земле, где родился и вырос); побудит-вопросит (Скажи-ка дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана). 3. По эмоц-ной окрашенности: невосклиц, восклиц. Невоскл – эмоц-но неокрашенные, восклиц – эмоц-но окрашенные, акцентированные. У восклиц п-ний существуют спец-ные сред-ва выраж-я эмоциональности: 1)междометия (о, ах,)Нр: Ах, ты Русь моя – песня светлая, край березовый); 2) местоим и местоименные нареч в роли эмоц-но усилит частиц (что, за, ско-ко, какой, как)Нр: до чего же денек хорош!; 3) соединение междометий и местоимен-х слов. Нр: Ах, какая песня родом из Рязани; 4) Лексич-е повторы, метафорич-е обращения (Нет, никому на свете не отдала бы сердца я); 5) восклиц интонации. Иногда м/б единственным сред-вом при соответствующем лексич-м наполнении (я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс. Маяковский). Восклиц и невосл м/б п-я разные по цели высказыв-я и повест и побудит, и вопросит. Простые, а т/ж воскл/невоскл сложные. Нр: Ч-ку нужна родина (простое, пов, невоскл). Жизнь, так благодарен тебе! (простое, пов, воскл). Светило солнце, и степь дымилась и блестела (сложное, пов, невоскл). Все остальные типы касаются ПП. 4. По хар-ру предикативных отнош-й, по модальности или по наличию/отсутствию в структуре п-я грамм-ких средств выраж-я отрицания. Если сред-во выраж-я отрицания отсутствует, то это утвердительное п-е. (утверждает факт действит-ти); отриц (противоположные) с помощью сред-ва выраж-я отрицания (частица не). В зависимости от того, к какому ЧП относится отрицание: *общеотрицательные (не со сказуемыми или отриц. сказуемое нет, невозможно, нельзя); *частноотрицательные (не с др. ЧП), (не он идет в школу). Наличие/отсутствие отриц-го знач-я тесно связано с фу-цией п-я. У невопросит п-й наблюд-ся соответствие с отриц-й формой; у вопросит не всегда, что зависит от фу-ции вопросит-го п-я. Если вопрос с вопросит сл (кто, зачем, почему), то тоже соответствие; если вопросит п-е без вопросит-х слов, то такое соответствие наблюд-ся не всегда. Нр: Ты не читал эту книгу? (отриц. выражает модальную фу-цию, т.е. знач-е неуверенности, смягчает вопрос, делает его менее категоричным). В риторич вопросе способствует уверенности в противоположном (кто не знает сказок пушкина). Может т/ж выражать этикетную фу-цию в вопросит-х п-ях со знач-ем побуждения (не хотите ли чашечку чая? Попить не дадите?). Вопросит п-я по сред-ву выраж-я вопросит-ти делятся на: местоименные, неместоименные. Местоименные (вопрос при помощи вопросит сл (вопросит местоим)). Ответ содержит новое сообщение. Неместоименное: 1)без вопросит сл (при помощи интонации с повышением тона на центре вопроса – любой ЧП. Выдел-ся логически и интонационно. 2)при пом интонации и вопросит-й частицы (разве, ли, что ли). Ответ: да, нет. В отличие от др типов вопросит п-я полифункциональны: собственно вопрос, вопрос-сообщение (риторич?), вопрос-побуждение (в роли побудит-х п-й). Реализ-ся эти фу-ции в определенном контексте. Вопрос-сообщение – отрицат-е по форме выражают уверенное экспрессивно-окрашенное выраж-е. (кто с ним будет спорить? Никто). Типы по хар-ру предикативных отнош-й (по модальности): утвердительные, отрицательные. Отрицат-е: общеотриц, частноотриц-е. Различ-ся по объему отрицаемой инфо. По способности к син-кой членимости: членимые, нечленимые. Членимые – выдел-ся ЧП. (я пришел к тебе с приветом). Нечленимые - не имеющие в своем составе не ГЧ ни ВЧ. Это м/б одно сл (Конечно! Увы!). Главн примета – отсутствие номинативного знач-я у сл, образующих их конструктивную основу. Три группы нечленимых п-й: 1)п-я, выраженные частицами; 2) модальными сл (конечно!); 3) междометными сл (Здравствуйте! Спасибо! Ура! Батюшки! Ерунда!). Могут выраж эмоц-ную окраску; волевую реакцию (цыц! Баста! Ай-да!); согласие/несогласие (Да! Нет! угу. Ладно Хорошо); модальную оценку чего-либо (наверно); контактно-устанавливающую фу-цию (пассивное вним-е)Нр: так. Вон как; формы вежливости, приветствия. Особую гр составляют вокативные (звательные) п-я – обращения, осложненные 2мя типами реакций эмоц-ная (удивление, восхищение). Часто наличием междометий (Ах, Лиза, - вздыхал он); волевая реакция (Егор Палыч, - с болью остановила его Анна Тихоновна). Осн грамм-ми сред-ми оформл-я нечленимых п-й явл-ся интонация. Ее роль особо велика при использ-и слов, кот-е закреплены за выраж-ем определ-х эмоций. Нр: многозначное междомет Ну! -удивление, угроза; Батюшки! - досада, испуг.

 

8.Сис-ма членов предл-я в СРЯ. Вопрос о классификации второстеп членов предл-я в РЯ. Вопрос о детерминантах в русском синтаксисе.(Шведова, Распопов). Для учения о ЧП основополагающей является мысль о том, что предложение обладает определенной устроенностью, как предикативная и номинативная единица: оно имеет предикативную основу и номинативный минимум, т.е расширенную стр-рную схему. И ЧП должны выделяться с учетом их вхождения в предикативную основу и номинативный минимум. При этом должны учитываться синтаксич связи и смысловые отн-я, в кот-х нах-ся друг с другом компоненты предл-я. Т.о. ЧП может быть определен как класс компонентов предложения, хар-ся след св-вами: одинаковая функция в создании предикативного минимума, одинаковая ф-ция в создании номинативного минимума, одинаковые синтаксические связи и семантические отношения с другими ЧП. Все ЧП делятся на главные и второстепенные. Дифференциальный признак различия – вхождение/невхождение в предикативную основу, участие/неучастие в ее создании. Главные члены входят в предикативную основу, являются конструктивным ядром предложения. В двусоставном прел-нии это подлежащее и сказуемое как взаимно предполагающие друг друга члены. И единственный гл член в односоставном. В отличие от главных членов, второстепенные ЧП не участвуют в создании предикативной основы, хотя могут участвовать в создании расширенной структурной схемы. В современной синтаксической науке учение о ЧП не занимает того места, которое оно занимало в прошлом в свете новых теорий. Остановимся на традиционном учении о ЧП. И возьмем за основу учебник Бабайцевой. ЧП – это структурно-семантические компоненты предложения, связанные друг с другом синтаксическими отношениями. Св-ва ЧП: * структурные (способ выр-я, хар-р связи и синтаксич позиция). Способ выр-я: в нем проявляется связь морфологии и синтаксиса ЧП и ЧР тесно соотносятся м/у собой. ЧП делятся на морфологизированные(выр-ся теми ЧР, для кот-х данная ф-ция является превичной) и неморфологизированные(для кот-х данная ф-ция является вторичной). Синтаксич позиция: главная(главные члены предл-я, как комп-ты предикативного сочетания), второстепенная(опред-ся строением словосочетаний, валентностью главного слова, его лексико-грамматическими сво-вами). ЧП м.б. стр-рно обязательными и стр-рно необязательными/факультативными. И ВЧП м.б. стр-рно обязательными, н-р в односоставных предл-ях, если косвенно хар-зуют предмет речи, мысли. (Из Москвы горорят. Ему нездоровится); * семантические свойства ЧП. они опред-ся коммуникативной значимостью информации ЧП. И главные и второстепенные могут играть различную роль, и между ними нет четкого противопоставления. Очень часто основную семантическую нагрузку могут нести не главные а второстепенные ЧП. ВЧП наз-я птч их наличие носит факультат-й хар-ер предл-ия и формир-я в модели словосоч-я, и имеют место в распростр-х предл-ях, котор в речи встреч-я значит-но чаще. В распрост-х предл-ях значимость глагольной ф-мы сказ-го неск-ко ослабл-я, усилив-я нагр-ка вчп, котор могут снанов-я коммуникат-м центорм выска-я, несут в себе новое, (нр: Я встречу тебя в вестибюле., где – новое сообщ-е). По синтакс-й позиции – заним-т разл-е синтакс-е позиции, они мб членами 1-й степени завис-ти, когда вход-т в предл-е как распроср-ли компон-в стр-ой схемы: подл-го и сказ-го, а могут относ-я к распростр-лям ГЧ, это 2-я ст-нь завис-ти и тд. (нр: Веселы е стрежи шумной стаей носились над домом., второст-й член 1-й завис-ти – велелые, носились как? Стаей, где? Над домом, стаей какой? Шумной – ко 2-й ст-ни.) Комп-ты 1-й ст-и завис-ти иногда могут вход-ть в стр-ю схему, нр: Ему не здоровится. Поскольку предика-й мин – не здоров-ся. В ост-х случ-х вчп учавст-т в распростр-ии его как копм-ты словосоч-я, те факультативные. Как правило вч саяз-я 1-нонапрвл-й подчинит-й связью с ЧП-ия котор-й они распростр-т(см.пример выше). Для них хар-на 1-на завис-ть, хотя есть вчп и с 2-унаправл-й св-ю(завис-ю) (нр: Прозрачный лес один чернеет. 2-унаправл-я связь, вчп-дуплексив, может рааматр-я как отд-й ЧП, в традиции примыкает к сказ-му – чернеет). ВЧ с не выраженной или не четко выраженной завис-ю от к-л ЧП-ия, детерминанты( Шведова в статье «Детерминир-й объект и детерм-ие обстоят-ва, как самост-ы распрост-ли предл-ия»). Детерм-ты – это самост-ые распростр-ли относящ-я ко всему предл-ю в целом, они форм-но не свя-ы ни с какой словоф-й в предл-ии, выдел-я на основе комплекса призн-ов, наиб-ее послеждоват-но при этом учит-я след-ие: * синтакс-я позиция в абсолютн начале сл-а, или непосредств-но при ГЧ предл-я; * - способн-ть сочет-я с более чем 1-й стр-ой схемой, (нр: Сегодня идет снег. Детрм-т – сегодня, обсоятельств-й, в обсол-м начале, при ГЧ, с разными стр-ми схемами может употребл-я: Сегодня холодно. Сегодня ему уезжать.). В городе ждут гостей, в городе шумно, в городе никого не найти.Связь детерминантов с предложением называется свободным присоединением. Случаи функционирования обстоятельств и дополнений. Детерминанты быв 2 типов обстоятельственные(со знач места и времени, в институте идут экзамены) и объектно-субъектные(это предметные с объектным и субъектным значением, у студента свободного времени мало, с погодой не везет. Чаще употреб в односоставных предложениях). Не все является бесспорным в теории детерминантов. Есть достоинства. Верные наблюдения в том, что существ предложения, кот связаны с конструктивным центром, сказуемым в двусоставном или, кот не обусловлены его грамм формой, а оперделяют его вместе с относящимися к нему чл предоложения, а след, к нему не относятся. Именно такие компоненты, по белошапковой, могут называться детерминантами. По семантике вчп дел-ся на 2 гр однозначные (имеют знач-е 1-го чл предл-я, полный набор диффере признаков, ядерные чл классификации, фон на кот более ярко выглядят факты, нарушающ строгие классификац рубрики), синкритичные ЧП совмещают знач-е 2 и более ЧП. синкритизм обусловлен лексико-грам-ми формами словоформ ЧП и двойными синтаксич связями структурными и семантическими, но м наблюдаться и с одной связью. Синкритичными м б разные ЧП, например, определения, кот могут сочетать знач-е определения признака предмета, со знач-ем и обстоятельства(мысль о поражении и бегстве не могла прийти в голову ростову, мысль какая?, мысль о чем?) (расстояние между шпалами никогда не равно нормальному шагу. Синкретизм. Слово субстан плюс слово его характеризующее, расстояние где? Какое? А значит определительное и обстоятельственное) дополнения м осложняться определительным и обстоятельст знач, при отглагол сущ-х. думать о прошлом, думай о прошлом. Обстоятельственные (пархают над цветами бабочки пархают где и над чем?) м совмещаться обст-во места и объекта (нап-р, у окна на столике в стакане вянет ландыш, вянет где и в чем?). Структурно-семантическая классификация вчп. Все вчп дел-ся на 3 типа- 1)дополнения(кот формир в модели словосоч с главным словом имеющим идею отношения, как слово восполняющее это отношение, как правило это гл-л-сказуемое те дополнение, обозначает объект действаия, делся на прямое и косвенное, прямой объект, на кот прямо направлено действие, косвенное- это косвенный объект формы, вопросы к дополнению это вопросы падежей), 2)определение (субстан слово плюс слово его хар-щее или распространителей субстантивн слов, обознач конкретиз признак предмета. По способу выраж и видам связи дел на 3 типа: - согласованное, связ-я со способом согласования, с определ-м сл-ом и выраж-я прилаг-ым, местои-ми(какой?), причастиями, числит-ми порядковыми(1-й, 2-й), а тж могут быть краткие ф-мы прилаг-х, склоняемые (архаичный ф-мы, в текстах фольклора, нр: Третья молвила девица.(третья – порядковое числит-е, Она знала историю каждой аллеи.(каждой – порядковой местоим-е,. На добра коня садясь.(добра – архаичная ф-ма); - несогласованное, связ-ся либо управлением либо примык-м, включ предложно-падежный ф-мы имен сущ-ых, нр: платье в горошек(какое? В.п.), придание старины глубокой(придание какие? старины глубокой). Могут связ-я способ примк-м, инфинитив, нр: желание (какое?)учится, наречие: яйцо (какое?)в смятку. Определ-е тж определ-я методом? -а, какой, чей и который, что связано с его семантикой. Который – колич-во, какой –значение призн предм-а. - приложение, котор-е характер-я аппликативной связью с определ-ым словом, согласо-е – согл-я в падеже и могут в роде, несогл-е – имеют ф-му И.П., выраж-я именами сущ-го со знач-ем радств-х отнош-ий, соц-го статуса, возраста, нравств-го или интеллект-го призн-а, простр-ых отнош-й. Одиночный прилож-я при имени нариц-ои определ-ом слове пишутся через дефис и наход-я в постпозиции. Прилож-е со знач-ем качеств-го призн по отнош-ю к определ-му сл-у находящ-е в препозиции, употребл-я без дефиса, нр: старуха зима. Пример прилож-й: вы, отроки-други, возьмите коня.(отроки – прилож-е, наход-я в препозиции). И детям прочили венцы друзья-соседы.(соседы-приложение, значение пространственности). Прибегал и волк-дворянини(дворянин - соц-й статус). Несоглас-е прилож-я имеют ф-му И.п. это наименования произв-й, учереждений, каледн-ы даты, историч события, марки машин, напитков, назв-е блюд и прочее. 3)Обстоятельства – это вч состава сказ-го, относ-я к глаг-сказ-му, и обозн-т образ действия, причину, цель усл-я, призн-к действия, котор конкретизир-я в разр-х по знач-ю, образа и способо действ-я, место, времени.? -ы: как, каким образом, когда, почему, зачем, для чего, при каком условии, не смотря на что, во преки чему, как в какой степени, подому чему, кому. Формир-я обст-ва в не субстантивное сл-о + слово его характер-ее. По способу выраж-я: наречием, дееприч-е; не морфологизир-е: существ-ми, предложно-падежн-ми ф-ми, инфинитивом.

9. Подлежащее как главный член господствующего состава П-ния, его семантика и способы выраж-я. Подлежащее – субъект мысли, предмет речи, входит в структурную сх п-ния, явл-ся структурно независимым компонентом, подчиняющим сказуемое, т.е. форма сказуемого зависит от подлеж., и выраж-ся именем в Им.п., как правило. При объективном порядке слов употребл-ся п-д сказуемым и содержит данное, известное. Вопросы к подлеж- о чем говорится в П-нии?, т.е. что явл-ся предметом речи. Кто-деятель-одушевл лицо, что-неодуш. Конкретизируют семантику подлежащего. Способы выраж-я подлеж-го: *ЧР, обозначающие предмет или лицо в Им.п. Это м/б сущ, местоим-сущ, субстантированное прич, прилаг, числит – морфологизированные. Н-р, Я, право, не знаю, откуда свергаютсятучи, гудя. Несчастный знакомой улицей бежит. Танцующиетеснились и толкали друг друга. Инф: но плакатьстыдно. Синтаксически неразделимые сочетания: количественно-именные со знач совместности, избирательности. Н-р, Идут 12 ч-к; Николай с Денисовым ходили по залам. Фразеологич-е соч-я: Млечный путь серебристой тканью разостлался. Любая ЧР в знач-и сущ: междометие в знач сущ. Н-р: Ура! Или др. ЧР: Очень грустно у нее вышло это «когда я одна».

 

10. Сказуемое как зависимый от подлежащего член господствующего состава п-ния. Типы сказуемых с т.з. их емантики и способов выраж-я. Постое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Отграничение субъектного инф в границах составного глагольного сказуемого от объектного и обстоятельственного инф. Сказ-ГЧ, кот-й содержит модально-временную характеристику подлеж, обозначая его действие или признак, входит в структурную сх п-ния, структурно подчиняясь подлежащему в двусоставн п-нии выражаясь спрягаемое формой глаг или именами. Содержит новое о предмете речи. При объективном порядке сл. занимает позицию после подлеж. Вопросы к сказ. – что говорится о предмете речи? Вопросы конкретизирующие: что делает предмет? Каков он? Структурно-семантич типы сказ и способы его выраж-я. По структуре сказ-е делятся на: простые; составные; сложное, кот-ми бывают составные сказ, что зависит от способа выраж-я. Простое глагольное сказ выраж-ся спрягаемой формой глаг, кот-е выражает и грамм-кое и вещественное знач-е одним сл. Обычно оно состоит из одной знаменательного сл. Формы будущего сложного времени включ т/ж глагол «быть», кот-й не определяется как связка, этот составная форма буд. вр. глаг. несов. в.(Еще я долго буду петь). К простому глагольному относятся аналитич-е формы пов накл, сослаг накл (пусть сильнее грянет буря); относ-ся сказ, выраж-е фразеологизмами, эквивалентными глаг. (точить лясы, бить баклуши), а т/ж сказ выраженные цельными, синтаксически связанными с/с, эквивалентные глаг (одержать побед-победить; принять решение-решить). Могут входить частицы словно, не, как будто, кот-е уточняют семантику, но не изменят тип. Составное сказ м/б глагольным и именным – и то и др. имеет вспомогательную часть и основную. Вспомогательная выражает модально-временное знач-е и дополняет основное информативное знач-е. Осн часть выражает основную инфо в семантике сказ. У составного глаг (2е части) – вспомог часть (вспомог глаг+инф). К вспомог части относ-ся: 1)фазовые о знач нач, конца, продолжение действия: начать, броить, кончать, продолжать; 2) модальные глаг со знач необходимости, возможности, споосбности: мочь, уметь, желать, хотеть; 3)эмоц-ные глаг: любить, бояться, стремиться, трусить. Фазовые и модальные употребл-ся с инф и имеют неоднозначное толкование: то как отдельные сказ, то цельное с инф. Отдельное, если глаг можно заменить сущ (боюсь исчезнуть-исчезновение). Эмоц-ные могут употрбл-ся без инф. От составного глаг нужно отличать соч-я, глее инф, кот-й выполняет роль дополнения (объектный)=> он обознач действие др лица. Ср: я могу учиться; он приказал выйти из зала. И Инфс обстоятельственным знач цели примыкает к глаг движ-я и обознач цель движ-я (мы вышли погулять; она уехала учиться).

 

11. Составное именное сказуемое. Характеристика связки (В.В. Виноградов). Способы выраж-я именной части. Сложное сказуемое. Хар-тер связи подлежащего и сказуемого. Вспомогательная часть назыв-ся (глаг связка), а осн часть (именной частью). Именная часть может выраж-ся разными ЧР (сущ, прилаг), глаг связка-разные. Глагол-связка (виды): 1)нулевая (выраж знач-е изъявл накл, наст вр). Нр: Москва-столица. 2) формальная (быть, являться)=> отвлеч связка. Реализ-ся в др временах изъяв накл и сослаг накл. 3)полузнаменательные со знач-ем возникновения или разв-я признака (стать, становиться); оценка признака с т.з. реальности (считаться, называться, казаться). 4) полнознаменательные (глаг со знач-ем движ-я, перемещения): идти, приехать, вернуться, сидеть, лежать, стоять. Способы выраж-я именной части: 1)имена сущ, прилаг, местоим, числит, прич, наречия, междометия, неразложимые с/с. Нр: Родина, народ – драгоценные понятия; Вода у берегов была чистая (реальный признак в плане прош вр). Верная передача действительности есть камень преткновения слова (реальный признак в плане наст вр); А матрос шагал израненный, усталый (знаменат связка); Все явления природы одеты; Как некстати было это воспоминание; Точность и определенностьодин из главнейших качеств истинной поэзии; Золотосделалось его страстью (полузнам+сущ в Т.п.). Сложное сказуемое. Сложными м/б составн именное и составн глагольное. Если последний компонент инф-глагольное, имя-именное. Сложное – состоящее более, чем из 2х компонентов (3и и больше). Модально временное знач-е выраж-ся спрягаемыми глаг, в наст вр могут отсутствовать, если это глаг «быть». Модели сложного сказ определ-ся типом п-ния по составу предикативного центра.

двусоставн односоставн
Крат прилаг+связка+инф Нр: он способен (был) учиться=> 3хкомпонентное) СКС+связка+инф. Нр: хорошо (было)посидеть у костра
Кратк прилаг+связка+(быть)+имя. Нр: Он должен был (быть) учителем=> 4хкомпонентное СКС+ связка+быть+имя. Нр: нельзя было быть равнодушным
Спряг глаг+быть+имя. Нр: Он хотел быть учителем СКС с модальным знач-ем и эмоц-но оценочным: весело, грустно, приятно
Крат прилаг и спрягаемые глаг выражают добавочное знач возможности, желательности.  

Связь ГЧ и ее виды. Предикативный хар-тер отнош-й признается всеми лингвистами. Дискуссионный вопрос о хар-ре связи. В традиц-й грамм-ке она определ-ся как подчинит-я, причем при главенствующей роли подлеж, диктующего форму сказ-му, но не всегда сказ-это глаг. учетом типа сказ-го, его формы, разработано учение о дифференцированном хар-ре связи м-у подлеж и сказ, с учетом егоформ и способов выраж-я. Нр: м-у однооформленными членами связь определяют как параллелизм форм. Уподобление сказ-го подлеж в лице, числе, роде (падеже) называют координацией (Валгина), м/б варианты: Виноградов назыв уподобление сказ только в 1 и 2 лице. Существует двунаправленная связь - одновременная связь зависимой словоформы с 2мя др стержневыми для нее словоформами. Такая связь т/ж назыв-ся тяготением. Нр: Деревья стояли обнаженные и черные => дуплексив. Соположени е – соединение ГЧ путем простого соположения соотносящихся элементов. Без формального выраж-я и син-кой зависимости одного от др. Причем сополож-е м/б аналогом примыкания, когда в роли сказ неизменяемая часть. Нр: утро вечера мудренее=> соположение примыкания. М/б аналогом управления, когда в роли сказ падежная форма имени. Нр: полнота у нее от доброго хар-ра. Координация: песок красноватый, в вихре неслись, листва пожухла и высохла, ученик отвечает, она отвечает. Координация в отличие соположения – аналог согласования.

 

12. Определение как присловный ВЧП. Типы определений по семантике, способу управления и способу формальной зависимости от определяемого сл (согласованное, несогласованное, приложение). Реализ-ся в модели: субстантивное сл+сл, его характеризующее. Вопросы: какой? чей? который? Обознач конкретизирующий признак предмета. Делятся на: согласованные, несогласованные, приложения. Согласованные связыв-ся способом согласования с определяемым сл и выраж-ся прилаг, местоим, прич, порядковое числит, краткое склон-е прил (архаичные формы). Нр: третья молвила девица; на добра коня садясь. Несогласованное. Связыв-ся управлением или примыканием. Нр: платье в горошек, предания старины глубокой, желание учиться, яйцо всмятку. Приложение – аппликативная связь. Согласов соглас-ся в падеже, несоглас в форме Им.п..Выраж-ся сущ со знач-ем родственных отнош-й, нравственного, интеллектуального признака, пространственных отош-й. Одиночные прилож при нариц определяемом сл пишутся ч-з дефис. Находятся в постпозиции. Прилож-я со знач-ем качественного признака оп отнош-ю к главн употребл-ся без дефиса. Нр: старуха - зима; вы, отроки- други, возьмите коня! (по возрасту); и детям прочили венцы друзья - соседи (пространственные отнош-я); прибегал тут волк - дворянин (соц-ный статус); в ней донос зашит на гетмана, злодея (нравственный); Несоглас прилож-я – названия произв-й, историч-х дат, марка машин, напитков, название блюд. Нр: В романе «Отцы и дети».

 

13. Дополнение как присловный ВЧП. Типы дополнений по хар-ру объектных отнош-й и способу выраж-я. Синкретизм в сфере дополнения и определения. Дополнение – ВЧП, отвечающий на вопросы косвенных падежей и формирующийся в модели: сл, содержащее отнош-е+сл, восполняющее это отнош-е. По хар-ру отнош-й м-у действием и объектом Д делятся на прямые и косвенные (по хнач-ю и способу выраж-я). Прямое - прямой объект при переходных глаг имеет форму В.п. без предлога. Способ выраж-я прямого доп-я: 1)количественно-именное словосоч-е в позиции В.п. Нр: тут непременно вы найдете два сердца; 2)инфинитив. Нр: Он просит пить; 3)с/с со знач-ем избирательности в позиции В.п. Нр: Он расспросил каждого из них; 4)сущ в Д.п. с распределительным знач-ем. Нр: Детям роздали по игрушке; 5) местоим в Р.п.при отрицании. Нр: Зато и пламенная младость не может ничего скрывать; 6)сущ в В.п. без предлога. Нр: Вражду, любовь, печаль и радость она готова разболтать; 7)сущ в Р.п. со знач-ем части целого.Нр: Перед сном полезно выпить молока. Семантика прямого Д: 1)объект зрительного восприятия (Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог); 2) объект доставки (но чай несут); 3)объект слухового восприятия (она приветствия 2х друзей не слышит); 4)объект игры (уж 8 робертов сыграли герои виста); 5)объект чувственного восприятия (траги-нервических явлений, девичьих обмороков, слез давно терпеть не мог Евгений); 6)объект речи (Она два слова сквозь зубы молвила тишком); 7) объект отсутствует (пред ним собранье хранит глубокое молчанье). Косвенное – формы др падежей. Семантика косвенного Д: 1) субъект состояния (и стало страшно вдруг татьяне); 2) объект мысли (о ком твоя вздыхает лира); 3) субъект действия (все это им съедалось); 4)объект совместного действия (со строгой мудростью дружи); 5) адресат действия (один пишу сестре); 6)орудие действия (пером содействует она). Вопросы к доп-ю: морфологич-е и вопросы падежей. Синкретичные – совмещают знач-е 2х и более ЧП. Синкретизм в сфере дополнения и определения: определения могут сочетать знач-е определения со знач-ем дополнения и обстоятельства. Нр: Мысль о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову. (1е знач-е -определение; 2е – дополнение). Расстояние м-у шпалами никогда не равно длине норм-го шага (1е знач-е – определение; 2е – обстоятельство).

 

14. Обстоятельство как присловный ВЧП. Типы обстоятельств по семантике и способу выраж-я. Синкретизм в сфере обстоятельств и дополнения. О – ВЧП, отвечающий на вопросы как? Где? Когда? Почему? Зачем? Формирующийся в модели: слово несубстантивное+сл, его характеризующее. В составе сказ., относится к глаг сказ. Семантика О: 1)место действия (онегин, добрый мой приятель, родился не брегах Невы; 2)цель действия (идет она грустить); 3) образ действия (острижен по последней моде); 4) направление действия (двойной лорнет наводит на ложи незнакомых дам); 5)способ действия (долгами жил его отец); 6) причина действия (я горько плакала со страха); 7) время действия (сперва мадам за ним ходила). Т/ж обознач условие, уступки, степень сравнения. Способ выраж-я обстоятельства: 1)сущ в Р.п. (Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден); 2) наречие (проворно Онегин с Ольгою пошел); 3) количественно-именное с/с (в осьмнадцать лет оно простительно); 4) отрицательно-усилительное местоименное наречие (не может никак понять); 5)инф (поедемте слушать шум дубравный); 6) устойчивое соч-е, равное по знач-ю инф (приедешь ли, дева красоты, слезу пролить). Т/ж может дееприч быть. Синкретизм в сфере обстоятельства и дополнения. Дополнения могут усложня-ся знач-ем определительным и обстоятельственным. Определительным при отглагольных сущ: думать о прошлом – думай о прошлом; обстоятельственное подч-ся глагольными формами: порхают над цветами бабочки. Может совм-ся обсто-во места и объекта. Нр: у окна на столике в стакане вянет…

 

15. Полные и неполные П-я (НП). Разновидности НП. Вопрос об эллиптических П-ях в современной лингвистике. Нечленимые П-я. НП – предложение, требующее контекста или ситуации д/восстановл-я необходимых д/понимания его смысла компонентов (т.е. это П-я, кот-е хар-ся неполным составом ЧП-я, необходимых д/выраж-я законченной мысли – по Скобликовой).

В кач-ве полноценной ед-цы общения они м. выступать до тех пор, пока опираются на контекст или непосредственно на речевую ситуацию. Взятые вне контекста или речевой ситуации НП не передают законченной мысли. Н-р: - Я и тебя осуждаю, Катя. – За что? (НП) - Мама, это ты убрала все вещи в шкаф? – Да, я (НП).

Основной сферой ф-циониров-я НП явл-ся разговорная речь, диалог. Пониманию м. способствовать: 1.контекст (контекстуально обусловленные П-я) 2.разные элем-ты речевой ситуации (наблюдаемые и ожидаемые события, общность интересов собеседников, указат-ные жесты и пр.) (ситуативно обусловленные П-я, ситуативно неполные).

Н-р: - Прямо из рук рвет. Тайминь, должно быть, попался. Навиль так не может (ситуация рыбалки).

В диалоге, в разговорной речи НП явл-ся широко употребительными и уместными, т.е. вполне закономерными, т.к. придают речи непринужденность, живость, позволяют избежать многословия, кот-е может затруднять общение, позволяют актуализировать новое в сообщении. В книжных стилях речи, в научном стиле НП употр-ся крайне ограниченно, т.к. этому препятствует содерж-е текстов, усл-я публичного общ-я, из всех жанров книжной речи НП уместны лишь в повествов-ных авторских текстах худ-ных пр-ний.

Грамм-кий состав НП неустойчив. Это м.б. только гл.чл-ы, или один ГЧ, или второстеп-е ЧП, или один второстеп. ЧП.

Н-р: - Ты слушал? – Что? – Песню. (все предл-я НП).

- А слон смешной? – Немножко.

Т.о. в НП незамещенными м.б. как позиции ГЧП, так и позиции ВЧП. В П-ях, в кот-х не замещены (опущены) позиции ГЧ-в называюся П-ями с неполной реализацией стр-рной схемы П-я.

Н-р: Мне все послушно. Я же [не послушен] ничему.

А П-я, в кот-х опущены позиции ВЧП назыв-ся П-ями с неполной реализацией стр-рной схемы с/c-я.

Н-р: Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю [девушку]в голубом.

 

Несмотря на то, что НП хар-ся большим многообразием и некот-й неопределен-тью грамм-кой стр-ры, все они объедин-ся рядом общих св-тв:

1) в НП сохран-ся обычно те ЧП, кот-е содержат новое в П-и (ремы), а отсутствуют те, кот-е составл-т уже известное (тему).

Н-р: - Когда вы вышли из тыла (Т)? – Сегодня ночью(R).

- Чего хромаешь? (Т) – Ранен(R).

2) в отличии от полн. П-й, кот-е хар-ся непрерывностью синтаксич-х связей, у всех НП оказываются незаверш-ми синтаксич. связи минимум у одного знаменат-го слова. Наиб. резко разрыв грамм-х связей проявл-ся, когда зависим. слово употр-ся без главного.

Н-р: Для мамы я нарвала красных цветов, а для бабушки [нарвала] желтых [цветов].

3) неполным П-ям не св-нны какие-л. грамм-кие модели со стабильным составом обязат-ных членов. Строятся они как пр-ло с ориентацией на ту или иную модель полного П-я двусоставного или односоставного. НП в речи гораздо >, чем полных. Но в сознании нашем они всегда равняются по полным. Максимально ясна соотнесенность в тех пр-ях, в кот-х сохран-ся сказуем.

Н-р: Приехала. (НП двусост.П.) Прорвало. (НП односоставное БЛП с опущенным дополн-м).

При отсутствии сказуемого соотнес-сть с определенным типом наиб. очевидна у тех НП, кот-е представл-т собой ответную реплику диалога: прямой ответ собеседника всегда ориентирован на стр-ру предыдущего П-я.

Н-р: - Запрос прислали из района: - Из района (НП односост., неопределенно-личное).

 

Стр-рно-семантич-е разновидности НП:

Следует различать стр-рную и семант-кую неполноту П-я.

1) Стр-рная неполнота П-я обусловлена отсутствием в нем какого-л. необходимого ЧП-я, восстанавливаемого из контекста или ситуации общения.

2) Как пр-ло, следствием стр-рной неполноты явл-ся семантич. неполнота, т.е. информативная недостат-сть П-я.

Именно такие П-я: стр-рно и семант. НП – м.б. определены как собственно-НП-я, противопоставленные полным – стр-рно и семант. достаточным.

Н-р: - Где был ты, сын? – В ущелье скал.(двусоставн., НП)

Др. разновидность – стр-рно полные, семант. НП. В них две синт-кие позиции замещены, но выр-ны информативно недостаточными словами (неопред-но личными, указат-ми мест-ями, в связи с чем они вне контекста не несут исчерпывающей инф-ции, т.е. семант. НП).

Н-р: Трудно описать восторг и состраданье, какими светилось ее некрасивое лицо (стр-рно полн., сем-ки неп.). [Из церкви поехали в двухэтажный нештукатуреный дом] (стр-рно и сем-ки полн.), (который я получил теперь в приданное) (стр-рно полн., сем-ки неп.) (СПП).

Помимо реплик и диалога неп-ми м.б. и придаточные части СПП. В них семантич. неполнота создается за счет употребл-я союзных слов – ср-тв подчинительной связи м-у частями, т.е. относит-х мест-ний и наречий, кот-е явл-ся ЧП-я, но информативно недостаточны. Кроме того, и др. ЧП м. выражаться в них информативно недостаточными словами (неопредел.личными мест-ми, указат-ми мест-ми).

Н-р: [Как-то великим постом, в полночь, возвращался он домой из клуба](1), (где играл в карты)(2).

1. Двусоставное; на ур-не реализации стр-рной схемы П-я оно стр-рно полное, сем-ки неп. На ур-не реализации стр-рной схемы с/c-я оно стр-рно и сем-ки полн.

2. На ур-не реализ-и стр-рной схемы П-я оно двусост-е, стр-рно и сем-ки неп. На ур-не реализации стр-рной схемы с/c-я оно стр-рно полн., а сем-ки неп.

 

П-я сем-ки полн., стр-рно неп. – эллиптические П-я – особый тип П-я, кот-е заним-т промежуточное полож-е м-у полн. и неп. П-ями (они все-таки информативно достаточны и восстановл-я недостающего компонента не требуется, и в ряде случаев восстановл-е невозможно).

Н-р: Татьяна в лес, медведь за ней.

Ну, товарищи, по машинам.

Эти П-я, как и обычные НП, хар-ся незавершенностью, разорванностью грамм-ких связей, т.к. представленные в них обстоят-ва по своей природе явл-ся зависимыми от сказуемого, а сказуемое отсутствует. Но при отсутствии сказуемого они сохраняют свою понятность, причем и вне контекста, в отрыве от конкретной речевой ситуации. Это объясняется тем, что общее знач-е недостающего звена подсказывается семантикой имеющихся компонентов П-ний. Восстановл-е конкретного сказуемого без измен-я общей семантики П-я вообще невозможно.

Берегом, наверх, в путь – передают направленность движя и становятся его выразителями. А по местам, по машинам – передают побужде к действию, связанное с направленностью.

Эллиптические предл-я существуют в своих разновидностях:

1. П-я, в состав котх входят обстоятва, выражающие направлсть движя Они м.б. повествоват-ми, побудит-ми, представленными иногда единств-м обстоят-вом (н-р: назад, по машинам).

2. П-я, в кот-х эллипсис сказуемого подразумевает не процесс движ-я, а его цель (н-р: Вы ко мне? Я за вами.)

3. П-я с эллипсисом сказуемого, подразумевающего гл-л речи (Вы мне? Вы о башне?)

4. Эллиптич. побудит-ные П-я, выражающие требования (Дать, подать, принести какой-либо предмет) (Н-р: Швейцар, трость), дополн-е, выражающее объект.

Все эти П-я имеют смысловые и стилистич-е отличия от П-ний с выраженным сказуемым. Н-р, пропуск гл-ла движ-я позволяет передать движ-е отвлеченно, без лексич-кой дифференциации и более динамично.

Н-р: Лиса в лес, собаки за ней. Назад.

Эллиптич-е П-я со стилистич-й стороны хар-ся экспрессив-тью и применением преимущ-но в повествоват-х текстах и разговорной речи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.