Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Острый меч и живая вoдa






Слово " анализ" пахнет мочой, а слово " синтез" — хлоркой. Так внушал мне один тонкий стилист, который не терпит этих слов. Он был категорически против того чтобы их выносить в заголовок. Думаю, что он не прав. Тот, кто уже попробовал свое перо и на практике убедился, что к любому перу необходима еще и голова, тот должен понять: без этих двух слов — анализа и синтеза — нет головы, а следовательно, и нет работы пера.

Анализ — это разложение, расчленение, разбор, а синтез — соединение, составление, сочетание. И то, и другое человек делает непрерывно. Причем не только в голове. Аналитическая работа рук столь же привычна человеку, сколь и мысленный анализ.

То же самое можно сказать и о синтезе. И в мыслях, и на деле человек систематически или разделяет целое на части, или соединяет части в целое.

Например, делит учебный день на шесть уроков или, наоборот, из шести уроков получает учебный день. Соединяет слова в предложение или, наоборот, расчленяет предложение на отдельные слова. Разбирает автомобиль на запчасти или, наоборот, собирает автомобиль из запчастей.

Все это и есть анализ и синтез. Люди пользуются ими с незапамятных времен. Что, кстати, нашло отражение и в наших сказках. Помнишь, какой-то злодей так проанализировал Ивана-царевича, что у бедного голова отдельно, руки-ноги отдельно и т.д.? А Василиса Прекрасная тут как тут. Плеснула живой водой — и синтезировала Ивана. И стали они жить-поживать. Вот так острый меч ума и живая вода воображения то расчленяют, то вновь составляют в единое целое кусочки нашей быстротекущей жизни.

Классификация — тоже вид анализа. И если ты собираешь марки, монеты, спичечные этикетки, доллары или что-нибудь еще, а потом раскладываешь их по годам или странам, по номиналу или цвету, ты уже занимаешься классификацией. Да что там марки! Ты вполне заслуживаешь гордого звания аналитика, сортируя мамины пирожки: с творогом налево, с капустой направо.

А чем мы с тобой сейчас занимаемся в этой книжке, которую я пишу, а ты читаешь? Вместе анализируем производство информации для газеты. Вычленяем источники информации, приемы ее обработки, чтобы потом ты это все синтезировал при подготовке газетного материала.

Самый распространенный анализ, которым занимаются газетчики, — это анализ документов. Газетчики буквально купаются в документах. Как, впрочем, и все люди на нашей земле.

Кто не знает, что такое документы! Наверное, нет на свете человека, который ничего не слышал бы о паспортах, справках, акциях и прочих важных бумагах. Документы могут много чего рассказать о жизни людей, и поэтому газетчик обязан уметь их анализировать. Здесь ему всегда поможет наука: ученые давно опираются на документальные источники, и поэтому выработали для них свои классификации.

Документ — это не только бумага с печатью. Это любое письменное или звуковое сообщение, любое изображение и даже вещь. Например, одежда, различные предметы быта, производства, войны, следы стихийных явлений и т.д. Даже камень, поросший мхом, является документом, свидетельствующем о наличии растительности в данной местности.

Так считают многие социологи. Следуя их точке зрения, с полным правом можно считать документами не только школьные дневники Пети Петрова (один для учителей, другой для родителей), но даже ту записку, которую он на днях тайком передал своей однокласснице. Более того. Хотя одноклассница, прочитав петину записку, почему-то порвала ее в клочья (проанализировала) и тут же выбросила в урну, каждый клочок той записки, даже самый маленький, является документом, — и это чистая правда без тени юмора.

Первый шаг анализа документа — его классификация. Социологи классифицируют документы по-разному. Выделяют рукописные и печатные, кино- и фотопленки, магнитные ленты, диски. А еще официальные и неофициальные, личные и общественные, первичные и вторичные. Все эти признаки помогают им в работе, хотя могут быть свойственны и одному-единственному документу. Например, петина записка — рукописная, неофициальная, личная, первичная.

Главное в документе — его достоверность, надежность. Это то самое, что больше всего интересует газетчика. Ибо если документ липовый, то и заметка на его основе получается липовая. Иными словами, из-под пера газетчика выйдет не информация, а дезинформация. Чтобы этого не случилось, прежде всего стремятся понять, кто автор документа, с какой целью и в чьих интересах он подготовлен, как его можно проверить по другим источникам и т.д.

Существует много различных методов анализа документов — исторический, социологический, юридический, психологический, литературный, лингвистический и другие. Журналисты применяют их и порознь и в комплексе: все зависит от важности документа и тех возможностей, которые он открывает для анализа. Когда-нибудь со всем этим ты познакомишься основательно, если будешь профессионально заниматься журналистикой. А пока довольно того, что ты узнал из данного раздела.



32. Сам ceбe редактор

Опытные газетчики считают, что себя редактировать труднее, чем кого-нибудь другого. Наверное, так оно и есть. В чужом глазу видна соринка, в своем бревно не замечаешь. Абзац за абзацем, строку за строкой приходится вычитывать снова и снова, чтобы вымести весь сор, который неизбежно остается после окончания строительства заметки. Три-четыре таких вычитки — и дело сделано. Материал отшлифован, можно сдавать.

Саморедактирование — важная часть подготовки любого газетного материала. И крайне необходимая. Ибо никто за тебя не сделает дело, которое можешь и должен сделать ты сам.

Начни с того, что выкинь все лишнее. Придирчиво взвесь текст, читая его как бы в первый раз, и постарайся выявить лишние мысли, лишние чувства, лишние эмоции. Знаешь, что такое лишнее?

Это то, что не работает на основную мысль твоей заметки. Безжалостно выбрасывай все это из текста. Особенно бойся красивых, звонких фраз: как правило, они не привлекают, а отвлекают внимание читателя, уводят его от главной мысли.

Ищи ошибки. Они должны быть обязательно. Если ты их не находишь, значит плохо ищешь. Готовый материал — это кладезь всевозможных ошибок. Смысловых, логических, фактических, стилистических, морфологических, орфографических и прочих.

Проверь убедительность аргументации. Достаточно ли обоснован твой материал? Или требуются дополнительные данные? Не спеши ставить точку, если чувствуешь неуверенность. Лучше поразмысли, как сделать заметку более стройной.

Тщательно проверь все факты, цифры, наименования, фамилии, цитаты — хуже от этого не будет. Не жалей времени на проверку. Даже если не найдешь ошибок, такая проверка все равно необходима. Ее надо ввести в привычку. Ибо она приучает быть особенно внимательном к фактической основе материала при его написании.

После того, как все проверил, сделай еще одну проверку. Семь раз отмерь, ориентируясь на следующую схему из семи пунктов.

1. Сначала отмерь абзацы. У каждого должна быть своя смысловая нагрузка. Найди ее — тогда станут отчетливо видны границы абзаца, его начало и конец.

2. Затем пощупай каждый абзац на прочность. Нет ли в нем пустот, ненужных мыслей? Абзац должен быть плотным, как кирпич.

3. Пройдись по предложениям и попытайся самые длинные рассечь на части. Сделай из одного сложного два-три простых.

4. Насколько можно упрости и простые предложения. Взвесь каждое словосочетание: нельзя ли его сделать короче?

5. Где только сможешь, замени существительные глаголами. Не допускай столкновения одинаковых падежей: в них черт ногу сломят (" Не помню названия книги сестры друга соседа").

6. Выкинь как можно больше союзов, местоимений, предлогов и прочих соединительных слов.

7. И, наконец, пройдись по знакам препинания. Помни: чем меньше этих знаков, тем лучше.

Самый добрый знак — это точка. И еще запятая. Хороши также тире и двоеточие. Остальные знаки следует употреблять лишь в случае крайней необходимости.

В первую очередь это касается многоточий. Пока пишешь, они сами выскакивают в разных особо важных местах. Но практика показывает: материал читается лучше, если в конце все многоточия поменять на самые обычные точки.

Почти то же самое происходит и с восклицательными знаками, и с кавычками, которыми обозначается ирония, двусмысленность. Смело снимай эти знаки — читатель тебя поймет.

 

33. Реклама в газете и вокруг нее

Современная газета не бывает без рекламы. Не верь глазам своим, если когда-нибудь увидишь номер без единой рекламной строки. Нет в нем прямой рекламы — значит есть скрытая. Нет призыва: " Покупайте мыло! " — значит есть намек: " Покупайте газету! ".

Журналистика — кузница рекламы, торговля — ее богиня, а деньги — главная движущая сила. Впрочем, рекламируют не только из-за денег. Движущей силой рекламы может быть власть, авторитет, соперничество, любовь, тщеславие, познавательный интерес и другие жизненные приоритеты.

Реклама вездесуща. Она пронизывает все общество, все стороны жизни людей. Ее публикуют не только в печати, на телевидении и радио. В рекламных целях люди используют все — заборы, аэростаты, стены домов, лошадей, блокноты, автобусы, майки, полиэтиленовые пакеты, слонов, визитки, ручки, самолеты, флажки, придорожные щиты, значки, трамваи, наклейки, указатели проезда, витрины, календари, спичечные коробки, пароходы, скалы, подтяжки, кепки, купоны, солнечные очки и даже облака.

Этот перечень бесконечен, ибо безгранична фантазия рекламиста, зорко оглядывающего Вселенную с единственной целью куда бы приспособить только что придуманный им слоган: " Наши дубинки приносят счастье! ".

Слоган — это рекламный девиз. Он используется в сочетании с графическим изображением, музыкой, светом и прочими рекламными средствами. Газетчику, привыкшему к работе со словом, создание слоганов ближе всего.

История сохранила нам множество блестящих слоганов, десятилетиями владеющих умами широких масс. Приведем некоторые из них:

1. Все на свете лучше с кока-колой.

2. Молодые выбирают пепси.

3. Автомобили Форда не нуждаются в рекламе.

Не подумай, однако, что Форд на самом деле не нуждался в рекламе. Нуждался — и еще как! Хитрость же состояла в том, что, утверждая обратное, он тем самым утраивал силу своей рекламы. Он одновременно рекламировал: во-первых, имидж (образ) своей фирмы; во-вторых, свои автомобили и, в третьих, их покупателей. Реклама Форда имела неслыханный успех. А используемый в ней прием в дальнейшем многократно повторялся рекламистами, правда, без прежнего эффекта.

Интересно, что некоторые предприниматели всерьез отнеслись к этому рекламному трюку. Они поверили, что есть такие предприятия, которые могут обойтись без рекламы. В частности, в начале 90-х годов так считали многие российские золотопромышленники. Почему они так считали? Представь себя, к примеру, генеральным директором крупного золотодобывающего комбината. Твой комбинат хорошо известен в стране и за рубежом. Все идут к тебе на поклон. Куча предложений со всех сторон. Чего еще надо!

И вот к тебе обращаются со следующим.

ЛИРИКО-КОММЕРЧЕСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ,

АДРЕСОВАННОЕ РУКОВОДИТЕЛЮ ПРЕДПРИЯТИЯ,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.