Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сказка о Цыпленке, который Научился летать 2 страница






 

4. Правда жизни и жизнь правда

«В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт и иногда поразительно:

ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ.

Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира».

Так закончил А.И.Солженицын свою Нобелевскую лекцию, Его призыв к писателям всего мира прямо касается и тебя, ибо каждый, кто взял в руки перо с целью опубликовать свое писание, независимо от возраста и положения в обществе автоматически вступает в писательскую братию. Напоминаю, что братия — слово древнерусское и означает оно братство, товарищество, содружество.

Знай же, что нет ничего труднее для пишущего человека, как писать правду. Оно и понятно. На поиск правды может уйти вся жизнь. Вспомни, как трудно иной раз бывает восстановить правду в классе, когда никто этого не хочет. То же самое происходит и в обществе, только в более широком масштабе.

Все дело в том, что жизнь не исчерпывается личными правдами и неправдами. Она несоизмеримо сложнее. Все личное — это те кирпичики, из которых складывается жизнь, но здание жизни не сводится к одним только кирпичам. Оно значительно богаче. И поэтому есть еще правда, добытая множеством людей за долгие годы жизни. Коллективная правда многих людей будет жить до тех пор, пока живут сами люди.

Что же это такое — коллективная правда? Это общая правда всех школьников, учителей и родителей. И еще многих других людей. Это правда студентов, правда инженеров и рабочих. Правда крестьян, ученых, писателей. Это правда предпринимателей и безработных, продавцов и покупателей, верующих и безбожников. Это большая правда всего нашего общества, которую ему не всегда удается постичь. Наконец, это величайшая, полная противоречий правда всего человечества, которую каждый из нас тоже обязан искать и находить, пока жив.

В огромном богатстве и разнообразии правды — великое счастье жизни. Но в этом же заключены и великие муки миллионов людей. Мыслящих и чувствующих людей. Цветы правды ведь не растут сплошной массой. Между ними всегда находится место для ядовитого семени лжи. Из него-то и прорастает всякого рода вранье. Прорастает, маскируясь под цвет правды.

Вековечная, никогда не прекращающаяся борьба между ложью и истиной происходит в каждой стране, в каждом городе, в каждом доме. Она происходит в душе человека с самых малых лет. Вспомни о том, когда ты сам в первый раз соврал — и, наверное, согласишься со мной. У каждого человека свой путь к правде, свой поиск. И все же я подброшу тебе еще один пример такого поиска, прямо связанный с темой нашего разговора.

Письмо в редакцию

НА СУД ИСТОРИИ

Кто мог бы подумать, что есть на свете учителя истории, не знающие, чем закончилась Полтавская битва! А ведь именно за это Иван Иванович Иванов получил сегодня единицу. Она была выставлена ему всем классом сразу после того, как учитель заявил, что Петра Первого, плененного под Полтавой Карлом Двенадцатым, увезли в деревянной клетке в Центральную Америку и там продали в рабство эскимосам. Возмущенные ученики потребовали, чтобы педсовет предал учителя суду истории.

Потрясающий случай? Как бы не так! Вранье, сплошной вздор. А выдумал все это один ученик, решивший таким образом отомстить требовательному педагогу, у которого он получил единицу за ответ по Полтавской битве. Этот ученик не нашел ничего лучшего, как написать в газету кучу обидных небылиц.

К счастью, он вовремя спохватился. Вспомнил, сколько хорошего сделал учитель для детей, прививая им любовь к истории. Вспомнили собственноручно написал опровержение. А в конце его добавил: «Дорогой Иван Иванович! Перед лицом истории обещаю: теперь я буду учить ее каждый день».

Небылицы, их опровержение, обещание учить историю и те дополнительные разъяснения, которые вы сейчас читаете, — в се это раскаявшийся грешник изложил и прислал в редакцию газеты. Наверное, вы спросите, как его зовут и где все это произошло? Об этом скажет подпись.

Петя ПЕТРОВ,

ученик 6-го класса

342-й московской школы.

Если бы я был редактором и получил такое письмо, я опубликовал бы его немедленно. Но перед публикацией все-таки проверил бы: существует ли Петя Петров на самом деле или это мистификация? Чтобы у тебя не было на сей счет никаких сомнений, скажу тебе откровенно, что Петю Петрова я придумал. Мне он был нужен для того, чтобы более доходчиво показать: самый обыкновенный случай из школьной жизни (единица по истории) может стать началом увлекательнейшего сюжета. И может попасть на страницы газеты, если, конечно, это не выдумка, а подлинный случай.

Но я погрешил бы против истины, если бы не сказал, что иногда, особенно под 1-е апреля, в газете пройдет и выдумка, пройдет совершенно откровенный, но смешной вымысел. И это тоже естественно. Ведь в каждой шутке есть доля правды, верно?

5.Секс в школе. Надо ли писать об этом?

Где начало того конца, которым кончается начало? Пока ты в уме ищешь ответ на эту нехитрую головоломку, твои глаза по инерции, наверное, пробежали еще несколько строк и сейчас вот-вот добегут до небольшого отрывка из газетной статьи, который помещен ниже.

«Заканчиваю совершенно неприличным, но подлинным эпизодом из нашей родной российской практики. Значит, катится урок. Усатые ученики чего-то расшалились, мешают. Учительница — руки в боки. «Ну что, — спрашивает, — у вас уже небось в штанах шевелится?!» (Эпизод взят из письма читателя, нарочно такое не придумаешь).

Меня вот что занимает: уже пришли в старшие классы ученики, которые не растеряются и парируют выходку? Или только завтра придут? Свободный юноша свободной страны ответил бы: «Йес, мадам. А у вас?»

Так закончила обозреватель Н.Логинова статью «Секс в школе?», опубликованную «Литературной газетой» 2 мая 1990 г. Меня же как раз в это время занимала близкая, но несколько другая проблема. С чего начать очередной раздел брошюры, адресованной свободным школьникам свободной страны? Я еще раз прочитал приведенную выше концовку статьи и понял: лучшего начала мне не придумать.

Не ломай голову над тем, почему я решил так, а не иначе. Ларчик открывается просто. Сейчас мне придется осветить кое-какие подробности из жизни одного очень крутого мэна. Этот мэн, откровенно говоря, еще не старшеклассник1. Он среднего школьного возраста. " Но он готов уже сегодня ответить своей учительнице: «Йес, мадам». Почему он не сделал этого раньше? Причина элементарна: ни о чем таком его пока не спрашивали.

Учителя не любят задавать ему лишних вопросов. Особенно после того, как у него появилась прекрасная соседка по парте. Говорят, она возникла из морской волны, но это враки. Какая может быть морская волна в нашей средней школе!

Если же говорить серьезно, то вопросов к нему в последнее время, действительно, поубавилось. Но дело не в соседке. Суть в том, что многим не нравятся его ответы. Они то настораживают, то вызывают сложные чувства, а то и просто ставят в тупик. Наверное, у мэна, как сказала та учительница, шевелится. И не только в штанах, но и в голове.

Этот мэн энергичен и смел. Он создал в классе сразу три тайных организации. Одну — революционную, другую — перестроечную, третью —демократическую. И для каждой потребовал полной свободы, включая свободу печати. Теперь в классе одновременно выходят три классных газеты — «Революция», «Перестройка» и «Демократия». А еще журнал «Гласность» и альманах «Обновление». Надо ли говорить о том, что мэн пишет корреспонденции во все пять изданий?

Он пишет о самых разных вещах. А больше всего о том, зачем нужна школьникам гласность. Он пишет, что безгласный, затурканный ученик — это рудимент застоя, простая заготовка для человека-винтика. Жизненная дорога такого ученика обращена в прошлое. Если он хочет развернуть ее в будущее, он должен заговорить. И сделать это немедленно, не дожидаясь ничьего разрешения.

Так рассуждает мой знакомый мэн на страницах свободной прессы, издаваемой в его классе2. Думаю, что он прав. Свобода слова касается всех. Она нужна не только политикам, общественным деятелям, журналистам. Она нужна и школьникам. Причем ничуть не меньше, чем другим гражданам нашей страны. Гласность является одним из основных условий их нормальной жизни. Это замечательно, что мальчишки и девчонки вслед за взрослыми пытаются осмыслить проблемы и противоречия нашей жизни, понять нашу историю, глубже разобраться в современности, попытаться заглянуть в завтрашний день.

Но правда и то, что если бы рядом с нашим мэном не появилась соседка, может быть, он не был бы столь писучим. Гонял бы себе на велосипеде или играл в футбол с приятелями — и никаких проблем. Когда-нибудь, уже будучи взрослым, наверное, он поймет, какой большой подарок сделала ему судьба в лице прекрасной соседки...

Жизнь замечательна в своем многообразии, многогранности. К сожалению, вновь и вновь приходится доказывать, что секс — тоже часть нашей жизни. Впрочем, все эти доказательства ничего не меняют в самой жизни. Секс был, есть и будет, что бы мы ни говорили и ни писали. Только ханжа может делать вид, что этой проблемы не существует, или утверждать, что школьникам не следует ее касаться.

В общем, пиши на эту тему сколько тебе вздумается. В любую газету. Это — твое право. Здесь нет ничего стыдного. Наоборот, это вполне естественно. Ты же растешь и должен знать все. Не случайно тебя так привлекает эта тема, не случайно появляются всякие мысли. Было бы куда хуже, если бы ты стал записывать их на заборе или в туалете. Другое дело, что во всем нужна мера. Сексуально озабоченный человек так же неприятен, как алкоголик или наркоман. Пусть он достоин сочувствия, но он не достоин уважения, если не пытается выбраться из того унизительного состояния, в какое попал. Помни об этом, когда будешь выбирать тему для материала в газету.

1 Эти строки были написаны в 1990 г. Ясно, что с тех пор их герой существенно подрос.

2 Насколько мне известно, издаваемая классом пресса по мере его продвижения к выпуску претерпела изменения, «Перестройка» и «Гласность» идейно исчерпались. «Демократия» и «Обновление» стали выходить крайне редко. Восторжесвтвовала «Революция» после того, как несколько видоизменила свое название и стала называться «Сексуальная революция». Перед самым выпуском появилось и одно новое издание — коммерческий журнал «Три лимона».

6.Вопросы задает ритор Квинтилиан

Если ты в своей жизни ни разу не окунулся в воду, сумеешь ли завтра переплыть Ла-Манш? Конечно, нет. Тут и пробовать нечего: все ясно и без проб. Точно так же нельзя тебе рассчитывать на успех, если с сегодня на завтра ты задумаешь написать памфлет или фельетон.

Или передовую статью. Это такое дело, что требует особой подготовки. Кстати, как и очерк, рецензия, репортаж.

Вот почему на первых порах тебе лучше всего попытать счастья в более легких жанрах. Это могут быть заметка, письмо в редакцию. Или краткое информационное сообщение, которое журналисты обычно называют информашкой.

Мой тебе совет: не пренебрегай информашками.

Во-первых, у них больше всего шансов проскочить в номер. На газетных полосах во время расстановки больших материалов постоянно то здесь, то там образуются «дырки». То 10, то 20, а то и 30 строк. Их надо чем-то заполнять. Вот их и заполняют информашками. Причем стараются найти информашку получше. А они ведь на дороге не валяются...

Во-вторых, информация тебя многому научит. Этот малый жанр станет тебе большой школой. Готовя информашку, ты будешь основном руководствоваться теми же требованиями, что и при написании более сложных материалов. И будешь постепенно все лучше и лучше овладевать навыками письма.

Главные требования к информационному материалу сформулированы почти две тысячи лет назад, в первом веке нашей эры. Сделал это римский ритор1 Квинтилиан, автор 12-томного труда об ораторском искусстве. Он считал, что надо ответить на семь вопросов, чтобы с достаточным основанием судить о событии или поступке. Вот эти вопросы: кто, что сделал, где, какими средствами, зачем, как, когда.

Этих требований придерживаются многие журналисты. Правда, не всегда в полном объеме. Например, литературная комиссия американского информационного агентства Ассошиэйтед Пресс сочла возможным сократить Квинтилиана на два вопроса. В результате здесь пользуются пятью: кто, что, почему когда и где. И ничего, все получается.

Но не думай, пожалуйста, что достаточно тебе ответить на эти вопросы- и дело в шляпе. Самые верные и точные ответы не заинтересуют редакцию, если ты не выполнишь еще одно, может, наиглавнейшее требование.

Не веришь? А ты проверь. Строго придерживаясь вопросов, принятых Ассошиэйтед Пресс, дай в редакцию следующее сообщение.

«Сегодня утром мой отец, следуя правилам гигиены, посетил ванную, где тщательно почистил зубы и умылся».

Как ты думаешь, опубликует ли редакция твою безупречную информацию? Сомневаюсь. Скорее всего — нет. Это твое сообщение не несет ничего нового. Кто не знает, что большинство людей по утрам чистят зубы и умываются?!

Следовательно, наиглавнейшее в информации — это все-таки сама новость, а не ответ на вопросы, которые ее раскрывают.

Что же такое —новость? " На этот счёт сколько людей, столько и мнений. Новость, говорит один западный журналист, это то, что заставляет читателя схватиться за голову и воскликнуть: «Боже мой!»

Другой формулирует полушутя-полусерьезно: «Если собака укусила человека — это не новость; иное дело если человек укусил собаку: вот это новость!» Третий высказывается так: «Новость — это аккуратная регистрация всякого необычайного события, которое произошло в промежуток времени между двумя номерами газет». Из «необычайных» событий особым вниманием зарубежных журналистов пользуются те, которые касаются денег, пищи, секса, здоровья.

Я специально рассказал тебе здесь о западных журналистах. А что по этому поводу думают отечественные газетчики, ты легко узнаешь сам. Раскрой одну за другой сегодняшние газеты — новости, которые ты прочитаешь, лучше всякого моего пояснения расскажут тебе о том, что думают наши журналисты.

И последнее. Новость — это совсем не обязательно то, что произошло сегодня. Новостью может быть и давно забытое старое. Чтобы долго не распространяться на эту тему, я решил написать специально для тебя небольшую информацию, состоящую из «новостей» 160-летней, а то и 280-летней давности. Надеюсь, она заинтересует тебя. Предупреждаю: здесь ни капли вымысла, все — чистая правда.

КОГДА УМОЛКЛИ ПОЛТАВСКИЕ ПУШКИ?

Наверное, мало кто знает, что А.С. Пушкин не был первым поэтом, написавшим поэму о Полтаве. Его поэма вышла лишь в 1829 году, почти 120 лет спустя после знаменитой битвы русских со шведами. А первая поэма на эту тему создана, как говорится, по следам горячих событий. Она появилась в конце 1709 года в Германии, и в ней воспевалась победа... шведов.

Подобный курьез произошел не случайно. Европа не хотела верить в успех русского оружия. Многие газеты и журналы помещали материалы, в которых утверждалось, что армия Карла XII цела, а сам он находится при войсках. Прошло немало времени, пока правдивые известия пробились на страницы недобросовестных изданий.

В общем, получилось так, что окончательно полтавские пушки умолкли только в 1710 году. Петру I пришлось выигрывать свою главную битву дважды: один раз на поле боя, другой — на страницах печати.

1Ритор — У древних греков и римлян учитель красноречия.

.Кому это интересно

Если ты пишешь вообще, ко всем сразу, не обращаясь ни к кому конкретно, то так и знай: скорее всего твоя писанина заинтересует лишь самых близких людей — маму, бабушку, приятеля или подругу. Призывы ко всем людям мало кого трогают. Это и понятно. Газету, как правило, читают не скопом. Ее читает каждый человек в отдельности, причем чаще всего наедине с собой. И читает не все подряд, а выбирает из множества материалов лишь те, что интересуют его лично. Поэтому твое сообщение должно найти своего читателя. Конкретного живого человека, который будет его читать.

Кто этот человек? Кому интересно то, что ты собираешься написать? Постарайся это определить совершенно точно до того, как твое перо выведет на бумаге первое слово. Это очень важно. Настолько важно, что если ты с этим не разберешься, то нечего надеяться на успех.

Иногда думают, что в качестве возможного читателя лучше всего выбрать себе кого-то из великих. Или из очень великих. Например, Иисуса Христа. Конечно, в этом есть известный смысл. Не случайно к нему ежедневно взывают миллионы людей. Но важные персоны встречаются и на земле. Например, Генеральный секретарь Объединенных Наций. Президент. Главный редактор газеты, куда ты собираешься писать. И другие. Вопрос в том, стоит ли их беспокоить?

Но это уж ты решай сам. Однако, учти, что с важными персонами общаться нелегко, даже если общение осуществляется посредством письма. Сразу возникает масса сложных вопросов. Самый главный из них: не сядешь ли ты в лужу? Скажем, если захочешь похвалить Президента, то сумеешь ли сделать это так, чтобы не выглядеть смешным? Не уподобишься при этом третьеразряднику, который покровительственно похлопывает по плечу гроссмейстера?

Может быть, большого человека лучше покритиковать? Но с этой стороны тоже грозит опасность. Не выйдет ли, как с той Моськой, которая лаяла на Слона?

В общем, здесь есть над чем поломать голову.

Тем более, что возможен и другой поворот событий. Скажем, редакция не напечатает твое письмо с обращением к Президенту, а перешлет по адресу. И что получится? Если в письме был вопрос, тебе ответят. Если предложение, его или отвергнут, или примут с благодарностью. Может быть, с большой благодарностью. Тебя, может быть, даже удостоят орденом. Обо всем этом

ты узнаешь из официального ответа, который даст канцелярия Президента. Но не из газеты. А ведь ты хотел опубликоваться! Вот что значит ошибиться адресом.

Опытные журналисты советуют ориентировать материал на кого-нибудь из тех, кого хорошо знаешь. Можно написать самому себе. Можно кому-нибудь из близких родственников или приятелей. Словом, нужен такой собеседник, которого волнует то, что волнует тебя. Но совсем необязательно обращаться к нему напрямую: «Здравствуй, дорогой Петька, как ты живешь после вчерашней единицы?». Главное, чтобы к нему был обращен весь смысл письма.

Думай не только о человеке, к которому обращаешься через газету. Думай и о самой газете. Начни с того, что реши, куда именно будешь писать. В «Сегодня», «Коммерсантъ» или, может быть, в «Медицинскую газету»? Или в журнал «Проблемы информации»? У работников каждого издания свои интересы, свои вкусы, свои привычки. И, главное, свои читатели. Будут ли они читать твои писания? Интересно ли им то, что интересно Петьке? Надо найти такую проблему, такой факт, чтобы это их заинтересовало.

Но учти, что читать тебя начнут все-таки в редакции. Читать будут очень занятые люди, обрабатывающие сотни писем в день. Кто-нибудь из них скользнет глазами по заголовку, по одному-двум абзацам. И если в эти считанные мгновения тебе не удастся покорить своим сообщением сотрудника редакции, пиши пропало. Твоя заметка уже не попадет в газету.

Дальше мы еще поговорим о том, как делать заголовок и первые абзацы, чтобы привлечь к ним внимание. Здесь же хочу заметить, что нет смысла обижаться на торопливых сотрудников редакции. Они действуют самым целесообразным образом. Любой другой читатель точно так же отнесется к твоему материалу, когда он будет опубликован.

Ты думаешь, твоя мама станет вникать в соображения какого-то школьника относительно инопланетян, напечатанные на первой полосе «Литературной газеты», если подошла ее очередь у прилавка, где продается колбаса? Как бы не так! Она спокойно обернет колбасу заметкой этого школьника и будет рада, что завтра утром ты получишь свои бутерброды. Помни об этом и постарайся писать так, чтобы твои сообщения читали даже в очереди за колбасой1.

1 Сейчас с колбасой стало значительно проще, чем в 1990 году, когда были написаны эти строки, а все другое остается в силе.

 

8. Дорого яичко к Христову дню

Не дай тебе Бог, мой читатель, услышать: «Поезд ушел!» вместо «Счастливого пути!». Что может быть хуже, чем отстать от жизни, не успеть выполнить задуманное? Между тем, подобная опасность грозит каждому, кто пишет в газету. Нет ничего проще, чем оказаться со своей заметкой в хвосте уходящего редакционного поезда. Или попасть на перрон к чужому составу, которому эта заметка не нужна и задаром.

Ты можешь создать прекраснейшую из информашек. Но для нее не найдется места на газетной полосе, если она не вовремя придет в редакцию. Не веришь? Давай тогда разберем ситуацию на конкретном примере. Допустим, у тебя возникла великолепная идея. Скажем, организовать детское кооперативное издательство. Ты уже и название придумал ему: «Рубль». И девиз: «За чистую монету!». И знаешь, как построить дело так, чтобы любой школьник мог принять в этом участие. Все продумано, все ясно. И ты в состоянии сделать информацию, рассказывающую, как лучше все устроить. Но вот когда тебе этим заняться?

Если скажешь, что все равно, то ошибешься. Представь себе, что заметка появилась в редакции во время выборов Президента. Или когда большинство людей заняты обсуждением нового закона о собственности. Отнесутся ли к ней в редакции с должным вниманием? Боюсь, что нет. Скорее всего ее отложат на потом, а потом и вообще забудут.

Теперь представь, что обсуждаются законы о кооперативах или о печати. Или приближается 1-е июня — Международный день защиты детей. Или 1-е сентября — начало нового учебного года. Тут совсем иной коленкор. Твою заметку встретят, как долгожданную гостью.

Конечно, нет правил без исключений. Письмо, поступившее не вовремя, все равно пробьет себе дорогу в печать, если дело того заслуживает. А иной раз не поможет и самое своевременное поступление. Здесь ничего нельзя сказать наперед с абсолютной точностью. Ясно одно: преимущество всегда за тем, кто появляется вовремя. Не следует терять это преимущество!

Не зря же говорят в народе, что дорога ложка к обеду, яичко — к Христову дню и вообще железо надо ковать, пока оно горячо. Интерес — дело тонкое. Сегодня он есть, а завтра уже нет. Пропал. Возник новый интерес...

С учетом этого всегда есть смысл заранее рассчитать самое удобное время для заметки. Пусть очень приблизительно, огрубление. Самый грубый расчет все равно лучше работы наобум. Рассчитывать время лучше всего с конца и по этапам.

Вот какие вехи представляют наибольший интерес при таком расчете:

1. прочтение письма читателями. Оно не всегда совпадает по времени с публикацией. Скажем, твоя заметка по поводу нового закона, опубликованная в день его принятия, уже не повлияет на события. Депутаты скорее всего прочитают ее после того, как примут решение;

2. публикация письма. В данном случае она необходима за день — за два до принятия закона. Тогда можно надеяться, что она как-то повлияет на решение;

3. получение письма редакцией. Ясно, что твоя заметка не может быть опубликована в тот день, когда ее доставила почта. Три-четыре, а то и пять дней — обычное время на подготовку письма к печати. Однако, бывает, уходит и неделя, другая. Тут трудно дать определенный прогноз. Слишком много случайностей. Главное же в том, чтобы оставить какой-то запас времени на обработку письма в редакции;

4. сдача письма на почту. Учти, что даже в Москве письмо иной раз идет по адресу три-четыре дня. А если ты пишешь в Москву из Петропавловска-Камчатского? Словом, и здесь надо прибросить несколько дней;

5. начало работы над письмом. Тут все полностью зависит от тебя. И ты сам прекрасно знаешь, сколько иной раз требуется времени, чтобы составить одну страничку текста.

Вот и считай. Для образца даю тебе учебный вариант подобного подсчета:

1. прочтение — 1 июня;

2. публикация — 30 мая;

3. поступление в редакцию — 25 мая;

4. сдача на почту—20 мая;

5. начало работы над письмом — 15 мая.

Согласно данному расчету ты должен приступить к написанию заметки за две недели до ее публикации. Работа по такому графику даст тебе возможность подготовить материл не торопясь, тщательно все обдумать.

Итак, пять, четыре, три, два, один — пуск!

По этой схеме ты можешь давать и оперативные материалы со словом «сегодня». До того, как они опубликованы, их называют заготовками. А делают эти заготовки так. Тот, кто узнает о приближающемся событии, срочно отправляет в редакцию письмо или телеграмму, где в первых строках сообщается: «Событие произойдет 29 мая. Подтверждения ждите 29 мая в 14.00 по московскому времени». А дальше идет краткий текст, освещающий это событие.

Если материал заинтересовал редакцию, кто-то из сотрудников свяжется с тобой по телефону. Скажет: ждем, мол, подтверждения. И ты 29 мая в 14.00 телеграммой (или по телефону) сообщаешь: «Информацию можно давать. Правки нет». Или если что-то изменилось, то вносишь исправления.

О каких событиях можно узнать заранее, чтобы вовремя сообщить в редакцию? О самых разных. Новостью для читателя час-то является то, что давно и хорошо известно специалистам. Да возьми жизнь своего класса! Если вы решили провести какой-нибудь необыкновенный вечер, какого еще никто никогда не проводил, — то разве вы не являетесь всем классом обладателями будущей новости, о которой никто не знает?

Можно предусмотреть даже пожар. Однажды мне это довольно легко удалось сделать — и моя информация тут же попала в газету. Привожу ее полностью.

СЧАСТЛИВЫЕ ПОГОРЕЛЬЦЫ

Дотла сгорел поселок Заозерный, подожженный сегодня с четырех сторон норильскими пожарными. Раздувать огонь им помогали местные жители, которые не скрывали своей радости: накануне они получили квартиры в новом микрорайоне города. Так закончил свое существование состоящий из ветхих бараков последний деревянный поселок в черте города Норильска.

Стоит ли говорить, что к этому событию норильчане готовились не один месяц? И у меня, как у автора, было в запасе достаточно времени на его описание.

9.Голые факты и факты не совсем голые

Нет ничего проще и нет ничего сложнее одного-единственного факта. Когда ты поймешь, что это на самом деле так, можешь считать, что сдал свой первый экзамен на репортера. А когда это новое свое понимание факта сумеешь сознательно использовать при написании информации, считай, что уже стал настоящим газетчиком. Ибо газета от первой до последней строки состоит исключительно из фактов и их объяснений.

Голые факты — это факты без объяснений. Их можно часто встретить под рубриками: «Коротко», «Новости», «В несколько строк», «Информация», «С телетайпной ленты», «В последний час», «Объявления» и т.д. Например: «Ищу стройную, симпатичную и состоятельную леди. Я: 21/177, симпатичный и не глуп» («Московский комсомолец» 1994, 26 февраля).

Факты — основа любого газетного материала, его фундамент, стены и крыша. Рассмотрим с этой точки зрения информашку «Когда умолкли полтавские пушки?» из шестого раздела (стр. 32 — 33). Эти 17 строк легко разобрать на 15 отдельных фактов:

1. Поэт А.С.Пушкин написал поэму о Полтавской битве;

2. А.С.Пушкин не был первым, кто написал поэму о Полтавской битве;

3. Факт N 2 мало кто знает;

4. Поэма А.С.Пушкина «Полтава» вышла в 1829 г.

5. Факт N 4 произошел 120 лет спустя Полтавской битвы;

6. Полтавская битва состоялась в 1709 г.

7. Полтавская битва — знаменитая битва русских со шведами;

8. Первая крупная поэма об этой битве появилась в конце 1709 г. в Германии;

9. Эта поэма восславила победу шведов;

10. Многие европейцы не хотели верить в успех русского оружия;

11. Многие европейцы утверждали, что армия Карла XII цела, а сам он находится при войсках;

12. «Факт» N 11 распространялся многими европейскими газетами и журналами;

13. Правдивые сведения пробились в европейские газеты не сразу;

14. Лишь в 1710 г. европейская пресса признала поражение шведов («окончательно умолкли полтавские пушки»);

15. Петр I выиграл Полтавскую битву дважды (один раз на поле боя, другой — на страницах печати).

Произведя такой разбор, то есть разобрав информацию на отдельные факты, надеюсь, ты догадаешься, что все эти 15 фактов можно собрать обратно, причем сделать так, чтобы они снова составили единое целое — информацию о том, когда умолкли полтавские пушки. Думаю, что подобная сборка тебе не доставит особого труда. И когда ты ее закончишь, то, наверняка, сделаешь для себя еще одно открытие. Для того, чтобы написать связное сообщение, весь фактический материал для него надо подготовить заранее и определенным образом систематизировать. Иначе говоря, расположить факты в каком-то порядке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.