Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путем кооперирования теле- и радиовещания. (Печать неизменно является коммерческой с самого начала.)






Например, Латинская Америка представляет собой периферийный регион, в котором (за исключением Ку­бы) теле- и радиовещание полностью коммерциализиро­ваны и обслуживают потребности многонациональных корпораций и их пособников на местах. Два исследова­теля сообщают, что, в частности, передачи коммерческо­го телевидения Венесуэлы «состоят главным образом из рекламы, насилия и импортируемых фильмов» 4.

Западная Европа, которая сама находится в центре мировой капиталистической экономики, также движется в направлении коммерциализации теле- и радиовещания, удовлетворяя ненасытные рыночные нужды своего собст­венного бизнеса, не говоря уже о существенном амери­канском. Становясь коммерческими, теле- и радиовеща­ние повсюду будут передавать культурные материалы, производимые в ключевых районах (Соединенных Шта­тах, Великобритании, Федеративной Республике Герма­нии и некоторых других). В тех случаях, когда телекино-печатные отрасли промышленности будут требовать своей доли на национальных рынках, могут появляться имита­ции таких материалов. Прямо или косвенно результат оказывается одинаковым. Содержание и стиль программ, как бы их ни приспосабливали к местным условиям, не­сут на себе идеологический отпечаток основных центров мировой капиталистической экономики.

В этом плане продукция Диснея является типичной: сейчас она распространяется на 18 языках. В Латин­ской Америке Дисней говорит на испанском и португаль­ском со страниц журналов, которые слегка отличаются от издаваемых в других районах и в Соединенных Шта­тах. Более того, существует по крайней мере четыре раз­личных издания комиксов Диснея только на испанском языке. Разница между ними не касается существа со­держания.

Точно так же характер и организация образования и научных исследований как в ведущих, так и в пери­ферийных странах вынуждены приспосабливаться к пот­ребностям многонациональной корпоративной экономики.

общественные средства информации лучше объясняет или по крайней мере дает возможность понять процессы, при помощи ко­торых сообщения становятся общественным достоянием.


Система образования в развитых капиталистических странах готовит менеджеров, администраторов и высоко­квалифицированных рабочих для многонациональных корпораций и государственной бюрократии. Аналогич­ные, хотя, возможно, и менее эффективные системы об­разования созданы за пределами ведущих районов.

Одна из важнейших задач Агентства международного развития заключается в организации школ и институтов, скопированных с североамериканской модели, в странах третьего мира. Иногда ведущие американские универси­теты под видом филантропии в области образования по­могают создавать учебные центры за пределами Соеди­ненных Штатов. Школы журналистики, например, растут как грибы по всей Латинской Америке. Многие из них были созданы и субсидируются из года в год на средст­ва американских фондов5, причем средства эти иногда поступают из весьма темных источников.

На высшем уровне подготовки — менеджеров и дирек­торов корпораций — наиболее престижные школы биз­неса американских университетов принимают активное участие в распространении за рубежом своих методов обучения. Школа бизнеса Гарвардского университета создала филиал — школу управляющих в Лозанне (Швей­цария); другая школа управляющих в Лозанне в интел­лектуальном отношении также связана с Гарвардом. Нью-Йоркский университет совместно с лондонской шко­лой бизнеса и коммерческой школой во Франции органи­зовали нечто вроде кооперативного института. «Выпуск­ники первых двух лет, — говорилось в его отчете, — легко нашли себе работу. Их наняли такие концерны, как «Фёрст нэшнл сити бэнк», «Морган гаранти траст», «Ирвинг траст», «Фёрст Филадельфия бэнк», «Аллен энд Гамильтон», «Ай-си-ай» и Французское агентство промышленного развития» 6.

В других европейских институтах «преподаватели и выпускники Гарварда и Уартона составляют влиятель­ную, если не господствующую группу среди профессор­ско-преподавательского состава, и в большинстве случаев лекции и рекомендуемая для изучения литература явно отражают характерные черты американского бизнеса». Все это неизбежно приводит к выводу о том, что «следу­ющее поколение ведущих менеджеров Европы, более или менее одинаково подготовленное для того, чтобы рассмат­ривать коммерческие интересы своих корпораций превы-


ше любых других соображений, все более отрывается от своих национальных структур и отражает философию ведущих школ бизнеса Соединенных Штатов» 7.

Это влияние ни в коем случае не ограничивается Европой. Так, «Файнэишл тайме» (3 октября 1973 г.) описывает факультет бизнесменов-управляющих Амери­канского университета в Бейруте как «Гарвард Ближне­го Востока... который снабжает весь район интеллекту­альными сливками».

Нужды многонациональных корпораций определяют не только характер образования будущих лидеров биз­неса и правительственных административных сотрудни­ков в системе мировой капиталистической экономики. Вся организация работы, перспективы развития и пре­валирующее мировоззрение также находятся в центре внимания, направляются и подвергаются необходимым изменениям. Исследовательница Рита Круз О'Брайен анализировала, как организационные формы и методы работы в важнейшей области теле- и радиовещания переходят из стран-метрополий (сердцевина системы) в менее развитые общества (на периферию). Она пи­шет:

«Такие организации, как Би-би-си, РТФ, Эн-би-си, Си-би-эс, экспортируют не только свою структуру, но и свою философию, последствия которой сказываются в большей или меньшей степени в Африке, Азии и Латин­ской Америке. Эти последствия усиливаются в результа­те постоянного перемещения персонала, организации «курсов по повышению квалификации», импортирования и имитации программ» 8.

Наряду с этими мерами наступает эпоха в высшей степени развитой техники и профессионализации. Про­фессионализация в том виде, в каком она известна и практикуется в Соединенных Штатах и Западной Евро­пе, является одним из наиболее эффективных средств разделения рабочей силы. Она вводит в практику диф­ференциацию и конкуренцию и рекламирует ложный те­зис об аполитичной и объективной трудовой активности в процессе выработки решений. Как отмечает О'Брайен, «процесс профессионализации в теле- и радиовещании (как и повсюду) сам по себе привносит новые ограниче­ния и сопротивление к переменам в организационной структуре... Похоже, что нет лучшего способа оградить существующую систему подготовки кадров от любых

ИВ


перемен, чем убеждать, что такие перемены «снизят про­фессиональные стандарты» 9.

Деспециализация, открытый подход к набору персо­нала и производственная инициатива снизу вверх явно противоречили бы общей структуре и потребностям со­временной мировой капиталистической экономики.

Аналогичное положение существует во всех научных организациях периферийных и полупериферийных рай­онов современной мировой капиталистической экономи­ки. Здесь также действует, по определению Хуана Кор-ради, «международный научный рынок»10. Этот рынок, хотя и менее организованный и менее доступный для обычного исследования, подчиняется тем же правилам, которые характерны для обычных рынков. Так, направ­ления и области научных исследований определяются нуждами и соответственно решениями, принимаемыми в центрах власти (корпоративной, государственно-бюрокра­тической и военной) ведущих капиталистических стран. Соответственно определенные области науки рассматри­ваются как достойные внимания и получают щедрую фи­нансовую поддержку. Другие направления исследова­тельской работы, как бы потенциально они ни были волнующими с научной точки зрения, не получают раз­вития, если центры власти считают их малообеща­ющими.

Понятно, что нужды народов периферийных районов всегда находятся в этой последней категории. Еще бо­лее пагубно то, что научные работники в зависимых районах сознательно или бессознательно (это не имеет зпачения) привязаны к научпо-исследовательским инте­ресам п приоритетам, установленным международным научным рынком. Если ученые в этих районах считаются перспективными, они или неизбежно уезжают и присое­диняются к категории высокооплачиваемых и, как пола­гают, занимающихся более интересной исследовательской работой в центральном районе, или остаются и занима­ются аналогичной работой, но уже на более низких ро­лях, часто лишь «собирателями информации», которая затем обрабатывается в других местах и. В любом случае нужды зависимых регионов остаются пеудовлетворен-ными, а направление работы их исследователей опреде­ляется извне.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.