Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Американский бизнес и мировой рынок






Экономическая мощь американского корпоративного капитализма уже давно является очевидным фактом. Его послевоенная глобальная экспансия превратила амери­канский капитализм в международную систему, которая воздействует на принятие решений в национальных мас­штабах на всех континентах. Его экономическое влияние признается повсюду, и постепенно мировое сообщество начинает трезво оценивать политические последствия международных операций американских компаний. На­рушение стабильности или кризисы местных политиче-


ских структур время от времени коррелируются с по­мощью вливаний американского капитала.

Похоже, только в культурно-информационной сфере масштабы американского глобального влияния остаются неосознанными. Тем не менее сегодня для управления людьми и обществом прежде всего необходимо прибегать к манипуляции словами и образами. Каково бы ни было давление, оказываемое на людей с помощью грубой силы, оно не даст результатов до тех пор, пока стремящееся добиться господства общество не сумеет сделать свои це­ли если не привлекательными, то по крайней мере при­емлемыми для тех, кем оно хочет управлять. Таким об­разом, методы передачи информации и сами сообщения являются наиболее важными и неотъемлемыми инстру­ментами власть имущих. Отношение населения помогает определить его политическое поведение. Представления и мнения чрезвычайно чувствительны к массовой мани­пуляции, которой с такой фантастической сноровкой пользуется американская система власти.

Коммерческие зрелища и развлечения являются глав­ными проводниками ценностей и образа жизни американ­ского корпоративного капитализма, но информация, ис­ходящая за границу непосредственно от огромного аме­риканского делового сообщества, так же значительна и приводит к далеко идущим последствиям. Трудно пре­увеличить влияние на народы рекламной и «исследова­тельской» деятельности крупных корпораций. Более того, поскольку посредник, с помощью которого это влияние осуществляется, остается нераспознанным, оно оказы­вается еще более действенным и еще труднее поддается измерению.

Финансируемая бизнесом, насыщенная коммерческим содержанием и распространяемая с помощью массовых коммуникаций информация направлена на поддержание зарубежной деятельности американских предприятий и создание благоприятного климата для частнособственни­ческих и потребительских ценностей и установок — ос­новной опоры системы свободного предпринимательства. Культура американского бизнеса, взывая к индивидуали­стическим инстинктам, совращает все на своем пути и при этом обильно сдабривает свои сообщения восхвале­нием технических новинок и потребительских восторгов.

Она черпает свои силы, спекулируя на двух наиболее очевидных стремлениях людей: на желании повсеместно


покончить с войной и на признанном всеми стремлении добиться личного успеха в жизни. Соответственно ора­торское искусство корпоративных средств массовой информации направлено на максимальное восхваление осо­бого рода интернационализма и свободы, абсолютизирую­щих личные выгоды. Отождествление человеческой сво­боды с частной собственностью и отнесение глобальной деятельности частных корпораций к разряду некой вдох­новенной модели интернационализма — вот основные идеологические посылки современных фабрикуемых пред­принимателями сообщений. Весьма откровенно высказы­вался на эту тему вице-президент компании «Дж. Уолтер Томпсон» Том Саттон: «Я полагаю, задача таких между­народных организаций, как Международная ассоциация рекламы и Международная торговая палата, состоит в том, чтобы отстаивать свободу и заботиться об экспорте во все страны лучших систем управления и принужде­ния» 39.

Роберт Сарнофф, президент правления РСА — су­перкорпорации по производству электронной аппарату­ры — ратует за сотворение свободного от ограничений мира, доступного для всех, и особенно для деятельности нескольких сот многонациональных корпораций. Призы­вая к созданию «всемирного общего рынка информации», Сарнофф настойчиво рекомендует снизить национальную ответственность в области информации, с тем чтобы по­следняя рассматривалась в качестве «всемирного ресур­са». Это, как он утверждает, приведет к созданию миро­вого потока информации, который принесет не меньшие блага, чем увеличение торговли между странами Запад­ной Европы. Распространение знаний с помощью этой системы послужит большим стимулом к развитию, чем любая из возможных программ экономической помощи.

Развлекательные, культурные и информационные про­граммы из-за границы перестанут быть редкостью для общественности всех стран и превратятся в повседневное явление...

По мере того как процесс передачи информационных данных будет удешевляться, мы сможем использовать многонациональную фирму для передачи новой техноло­гии. Увеличение производства и производительности в ре­зультате резкого возрастания потока коммерческой ин­формации может превзойти экономические достижения «Общего рынка» за последние 20 лет40.


Экономическая производительность, технологическое мастерство и военная мощь всегда служили традицион­ными китами, на которые опирается американская корпо­ративная экономика. Сегодня все больший упор делается па контроль над средствами массовой информации. Мощ­ный информационный поток, нагнетаемый и финансируе­мый американскими компаниями за рубежом, в значи­тельной степени содействует поддержанию внутри стра­ны и за рубежом системы свободного предприниматель­ства и ее ценностей.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.