Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информации. Служба «Паблик рилейшнз» — рычаг, применяемый американским бизнесом с первых лет двадцатого столе­тня,— также вслед за миграцией американского капита­ла за






Служба «Паблик рилейшнз» — рычаг, применяемый американским бизнесом с первых лет двадцатого столе­тня, — также вслед за миграцией американского капита­ла за границу стала явлением международного характе­ра. Правда, по сравнению с международной рекламой служба эта занимает довольно скромное положение, но она непрерывно расширяет сферу своей деятельности. Согласно оценке, затраты американских компаний на связь с общественностью за границей составили 50 млн. долл.15 В то время как целью рекламы является продажа продукции корпорации, целью «Паблик ри­лейшнз» является «продажа» самой компании как полез­ной, продуктивной и выгодной для общества единицы. А так как американский капитал заполоняет страну и за­хватывает контроль над основными видами промышлен­ности, то эта задача не из легких. Вот что пишет по это­му поводу вице-президент «Хилл энд Ноултон», одной из ведущих американских компаний, занимающихся связя­ми с общественностью:

«Проанализируем ситуацию, с которой сталкивается сегодня американская корпорация в Западной Европе: в течение определенного периода после второй мировой войны американские компании встречали со стороны европейских стран более чем благосклонное отношение к долларовым инвестициям, и рынки казались неограни­ченными. За последнее десятилетие американский бизнес значительно увеличил прямые капиталовложения в стра­нах Западной Европы. В 1965 г. они составили почти 14 млрд. долл. по сравнению с 1, 7 млрд. в 1950 г., а к 1972 г. они достигли суммы в 25 млрд. долл.

За последние годы ситуация резко изменилась: над­пись «Добро пожаловать» сменилась другой: «Янки, уби­райтесь домой!» Исследование, проведенное Корпора­цией по изучению общественного мнения, показало, что


в четырех странах «Общего рынка» существует довольно сильное движение за ограничение роста американских фирм. Пятьдесят шесть процентов предпринимателей в Западной Германии считают, что их правительство долж­но препятствовать инвестициям Соединенных Штатов. В Италии эта цифра составила 44%, во Франции —40% и в Нидерландах — 31%.

...В таких условиях американские корпорации сталки­ваются с серьезными проблемами. Они не могут просто взять и уйти, напротив, они должны работать еще усерд­нее, при этом в своей международной деятельности они должны уделять еще большее внимание службам по связям с общественностью» 16.

Или, другими словами, финансируемые корпорациями службы «Паблик рилейшнз» должны помочь им преодо­леть растущее сопротивление проникновению американ­ского капитала в экономику других стран.

С этой целью профессиональные создатели образов мастерски, ненавязчиво и постоянно манипулируют символами. Один из деловых бюллетеней отмечает: «Дей­ствующие во всемирном масштабе службы «Паблик ри­лейшнз» представляют собой искусство использования (с помощью всех имеющихся в распоряжении средств массовой информации) идей и информации для создания благоприятного отношения к продукции, услугам и самой корпорации» 17.

С помощью «Паблик рилейшнз» общественность по­стоянно подвергается воздействию сообщений, создающих благоприятное впечатление о деятельности финансирую­щих эту службу компаний, комплексов или всей системы бизнеса в целом, при этом сообщения эти поступают из не поддающегося определению источника.

Еще в 1960 г. журнал деловых кругов США писал:

«Опытный распространитель информации, служба но связям с общественностью играет уникальную и порази­тельную роль в потоке информации между деловыми кру­гами и общественностью. Роль эта часто замалчивается, но простой факт заключается в том, что большая часть новостей о деятельности деловых кругов, передающихся американской прессой, радио и телевидением, субсиди­руется службами «Паблик рилейшнз» соответствующих компаний.

...Сто тысяч работников службы «Паблнк рилейшнз» представляют собой огромный источник информационной


рабочей силы. Без пил лишь горстка газет в радиотелеви­зионных станций имела бы достаточно сотрудников или средств для отражения деятельности деловых кругов...»19

Авторы другого исследования также подтверждают важность службы «Паблик рилейшнз» для современного бизнеса:

«Относительная важность служб по связям с обще­ственностью не может измеряться суммами затрат, необ­ходимых для этой работы. Мы не имеем подобных сведе­ний, но в сравнении с затратами на рекламу цифра эта скорее всего окажется незначительной. Наиболее целе­сообразным было бы определить процент содержания в нашнх газетах (теле- и радиопрограммах) информации, поступившей от работников «Паблик рилейшнз». Эта цифра, возможно, окажется гораздо более внушитель­ной» 19.

Предполагается, что общественность должна выиграть от таких сообщений для печати, подготовленных частными фирмами для средств массовой информации, потому что последние без их помощи не смогут выдать должного ко­личества подобных материалов. Теперь и международная общественность испытывает на себе последствия этого благоденствия. «Бизнес уик» сообщал, что десять лет на­зад «из трехсот ведущих компаний страны три из четы­рех имели полностью укомплектованные отделы «Паблик рилейшнз», в то время как в 1936 г. лишь одна на пяти­десяти компаний имела такую службу. Ежегодно появля­ется сто новых отделов по связям корпораций с общест­венностью» 20. Напомним, что именно эти триста ведущих компаний и являются основными владельцами зарубеж­ных предприятий. В январе 1968 г. корпорация по изуче­нию общественного мнения попросила все перечисленные журналом «Форчун» пятьсот крупнейших промышленных корпораций заполнить анкету, касающуюся их зарубеж­ных программ по связям с общественностью. Только 153 корпорации ответили на вопросы анкеты, причем 43 иа них указывали, что они вовсе не проводят никаких зару­бежных программ. Таким образом, всего на опрос отклик­нулось 110 крупнейших американских компаний. Резуль­таты исследования, касающегося этих фирм, позволили сделать следующие выводы:

за последние годы заметно увеличилось число компа­ний, занимающихся международной деятельностью по связям с общественностью;


компании эти осуществляют программы по связям с общественностью на всех континентах и во всех круп­ных странах;

программы в основном проводятся штатными сотруд­никами, находящимися непосредственно в этих странах.

Только треть опрошенных компаний пользуется для проведения своих зарубежных программ по связям с об­щественностью услугами соответствующих фирм или рекламных агентств.

Основными элементами таких программ являются: со­общения для печати, реклама продукции, выставки и ча­стные встречи.

Подводя итог этому исследованию, журнал «Паблик рилейшнз квортерли» писал: «Не только все большее чи­сло компаний принимают участие в зарубежных програм­мах по связям с общественностью, но следует также от­метить усиление их активности» 2|.

Хотя большинство крупных американских корпораций, действующих в международном масштабе, пользуются для связи с общественностью собственным персоналом («Дженерал моторе» располагает штатом в несколько сот сотрудников, работающих в ее расположенных по всему миру отделах по связям с общественностью) 22, все же не­которые из них полагаются на услуги специально соз­данных для этих целей служб «Паблик рилейшнз». Соот­ветственно американские службы «Паблик рилейшнз», подобно их конкурентам — рекламным агентствам, соз­дали за рубежом свои филиалы и подконтрольные ком­пании 23.

Короче говоря, наиглавнейшая задача международ­ных служб «Паблик рилейшнз» состоит в том, чтобы сде­лать проникновение американских корпораций приятным или по крайней мере терпимым для других стран. В стра­нах Латинской Америки такие корпорации, как «Ана­конда», «Крайслер», «Дюпон», «Эссо», «Форд», «Джене­рал моторе», «У. Р. Грейс», «Кайзер» и «Пэн-Америкен эируэйз», «постоянно заботятся о поддержании непрерыв­ного потока информации, направленного на обществен­ность этих стран, как средства завоевания их благораспо­ложения, понимания и уважения»24.

Центральные и местные средства массовой информа­ции насыщены поступающими от предпринимателей со­общениями, при этом их источник далеко не всегда можно определить. «Хилл энд Ноултон», например, выпустила


даже для менее опытных сотрудников служб «Паблик рилейшнз» специальное пособие — руководство по созда­нию за рубежом благоприятных условий для американ­ских корпораций, в котором первостепенное внимание уделяется местным средствам массовой информации25.

Появление спутников связи и открывающиеся в связи с этим возможности дополнительного воздействия на все­мирную аудиторию не были оставлены без внимания службами «Паблик рилейшнз». Так, например, в июне 1969 г. система спутников связи была использована для рекламы открытия в Австралии железорудного комплекса, принадлежащего и управляемого американской многона­циональной корпорацией совместно с другими компа­ниями. «Координированное планирование, американская техника и спутники связи превратили открытие шахты в Австралии в событие международного значения», — пи­сал журнал «Паблик рилейшнз»26.

Возможно, покажется излишним напоминание о том, что конечной целью всей этой информационной деятель­ности является обеспечение контроля над приносящими прибыль ресурсами и рынками. Иногда эта цель обходи­тся молчанием. Вот почему, пожалуй, стоит призаду­маться над словами Т. Дж. Росса, одного из сотрудников службы «Паблик рилейшнз», бывшего в свое время сорат­ником Айви Ли — главного «косметолога» Джона Д. Рок­феллера. Вот что писал Росс в 1961 г.: «Сотрудник служ­бы по связям с общественностью ничего не стоит, если он отрывается от реальных задач своей компании. В стремле­нии подать свою корпорацию в наиболее выгодном свете он не должен забывать, что бизнес — это прежде всего прибыльное предприятие, а не благотворительное заведе­ние. Налаживая отношения между корпорацией и обще­ственностью, он может быть мягкосердечным, но не мяг-коголовым» 27.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.