Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правительство как агент по связи с общественностью






Хиллиер Кригбаум, бывший несколько лет назад пре­зидентом Ассоциации по журналистскому образованию, писал об информационной службе правительства, что, «согласно данным «Ассошиэйтед пресс», в 1967 г. ис­полнительная власть потратила на информацию общест­венности около 400 млн. долл.». Два года спустя профес­сора Стэнфордского университета Уильям Л. Риверс и Уилбур Шрамм заявили, что «федеральные затраты на информирование налогоплательщиков более чем в два раза превышают отпускаемые на сбор информации бюд­жеты двух основных телеграфных агентств, трех теле­визионных сетей и десяти крупнейших ежедневных га­зет Соединенных Штатов» 35. В 1970 г. бюджетное бюро США установило, что текущий счет нескольких прави­тельственных агентств составляет 164 млн. долл.36

Каковы бы ни были суммы, они значительны. Долж­ны ли подобные расходы вызывать беспокойство? Криг-бау говорит по этому поводу следующее: «Часть этой информации действительно нужна общественности. На­пример, Национальная служба погоды предсказывает сол­нечные дни, дождь или снег; Бюро по переписи населе­ния поставляет статистические данные о том, сколько нас, чем мы занимаемся, где живем и т. д.; Бюро трудо­вой статистики дает сведения о стоимости жизни... Но


часть этой информации нельзя охарактеризовать иначе, как чистой воды пропаганду» 37.

У правительства есть законные основания делиться информацией с общественностью, а у последней есть на­стоятельная потребность быть в курсе дел правительст­ва. Но как следует из анализа создания и сбора прави­тельственной информации, ее социальная полезность целиком зависит от характера и ориентации соответствую­щих правительственных агентств. Другими словами, во­прос в том, кто занимается распространением информа­ции и какие при этом преследуются цели? Способствует информация повышению осведомленности общественно­сти или, наоборот, препятствует ей? Именно это и яв­ляется важнейшим критерием при оценке распростране­ния любой информации.

Осведомленность есть определенное состояние готов­ности сознания, чувство реальности, предшествующее действию. Соответственно если сознание притуплено, а осведомленность неполная, то ослабевает чувство опас­ности и это ставит под угрозу благополучие. Пробужден­ное сознание — состояние предельного напряжения чело­веческих сил — есть, возможно, единственная надежная сила, способная привести к изменениям в материально-институциональной среде. Если это состояние подорвано, то положение общества серьезно.

По этой причине правительственные агентства, заня­тые в настоящее время информационной деятельностью, должны служить источником величайшего беспокойства. Как и следовало ожидать, крупнейшим представителем правительства по связи с печатью является Пентагон. Нам бы следовало благодарить сенатора Уильяма Фул-брайта за предание гласности этих до того времени скры­тых операций. Книга сенатора Фулбрайта «Пропаган­дистская машина Пентагона»38, в основу которой легли произнесенные им в сенате речи в конце 1969 г., пред­ставляет собой исследование, разоблачающее механику манипулирования информацией правительством.

Тридцать лет войны и подготовки к ней, обошедшие­ся стране в триллион долларов, привели к созданию по­стоянной армии, насчитывающей миллионы человек, и строительству военных сооружений по всему миру, присутствие которых Фулбрайт назвал «частью нашей среды, такой же, как загрязнение». Но сенатор обра­щает внимание на загрязнение среды совершенно иного


рода. Он говорит об искалеченном национальном созна­нии.

Короче говоря, произошло следующее: «чудовищная бюрократическая машина», находящаяся па службе во­оруженных сил страны, распространила свою деятель­ность и на сферу обработки информации. Возможно, ко­нечно, что это неизбежно после стольких лет зависимо­сти от военных «решений», но высоко организованная машина манипулирования сознанием сегодня является не просто еще одной частью хорошо известного военно-промышленного комплекса. Она представляет собой опас­ный шаг в направлении манипулирования, который зат­мевает такие незначительные манипулятивные действия, как проталкивание деловых контрактов и сделок — воен­ные взятки.

Созданная первоначально с заслуживающей похвалы целью информирования общественности о деятельности Пентагона, информационная структура министерства обо­роны превратилась в небылой величины аппарат по рек­ламе — «крупнейшее рекламное агентство в мире», — насчитывающий в своем составе тысячи журналистов и других специалистов по созданию образов и расходую­щий десятки миллионов долларов налогоплательщиков для того, чтобы убедить сограждан в полезности выделе­ния огромных финансовых средств на военную безопас­ность.

Американский народ становится объектом примене­ния разнообразных тактических приемов военной служ­бы общественной информации. Организуемые Пентагопом турне по военным базам для собственных и иностранных журналистов — особенно излюбленный прием. Посколь­ку американские базы разбросаны по всему миру, мож­но представить себе, какое удовлетворение приносят такие увеселительные поездки за казенный счет. Досто­почтенные граждане от деканов колледжей до благонаме­ренных буржуа и банковских служащих также пользу­ются щедростью военных. Более того, каждый из родов войск вносит свою лепту в скользкое дело убеждения масс. Сухопутные войска, например, содержали собст­венные съемочные телевизионные группы, которые сни­мали во время боевых действий во Вьетнаме все, что можно было хоть как-то назвать положительным. Эти короткометражные фильмы широко демонстрировались по коммерческому телевидению. Благодаря этому трюку


частным телекомпаниям представлялась возможность снять с себя ответственность и не производить затрат на съемки собственных информационных материалов, а военные получали столь желанный доступ к зритель­ной аудитории страны.

Группа лекторов Пентагона включает адмиралов, ге­нералов, а иногда рядовых военнослужащих, которые вы­ступают в клубах для «бизнесменов», женских клубах, па патриотических собраниях и разнообразных муници­пальных митингах. Военно-морской флот предоставляет свои корабли для посещения представителями общест­венности. Радио- и телевизионная система вооруженных сил («крупнейшая радиотелевизионная сеть, сосредото­ченная в одних руках») располагает 204 радио- и 80 те­левизионными наземными станциями, а также 56 радио-и 11 телевизионными станциями, смонтированными на военных кораблях, которые не только предлагают воен­нослужащим тщательно отредактированную версию происходящих в мире событий, но и проникают в дома миллионов людей, живущих в радиусе действия этих станций.

Военные имеют в своем распоряжении и другие сред­ства убеждения. Они предоставляют коммерческим кино-. режиссерам возможности для изображения вооруженных сил в нужном им свете. Армия предоставила практиче­ски по ленд-лизу войска и огромное количество снаряже­ния для фильма Джона У айна «Зеленые береты», вос­хваляющего роль Соединенных Штатов во Вьетнаме. Военно-морские силы, не желая отставать, предложили своих людей и эскадры также на филантропической ос­нове для съемок фильма Даррила Занука «Тора! Тора! Тора!» — голливудской версии нападения японцев на Пирл-Харбор.

Связь правительства с печатью не ограничивается информационными уловками Пентагона. Прочие иссле­довательские программы, другие правительственные ве­домства также активно участвуют в компаниях за по­лучение общественной поддержки их проектов. Особенно активны Комиссия по атомной энергии и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космиче­ского пространства.

Конечно, Комиссии по атомной энергии нельзя особен­но рекламировать главный свой товар — ядерное оружие. По соображениям благоразумия, если не этики, они


делают главный упор на развитие исследований по ис­пользованию атомной энергии в мирных целях, так, как это должно было бы быть на самом деле.

Что касается НАСА, то здесь дело обстоит несколько иначе. Хотя эта организация, несомненно, тесно связана с военными программами, она может подбросить общест­венности прекрасный, якобы не связанный с идеологиче­скими целями спектакль — например, снимки лунной по­верхности — всякий раз, как интерес населения к кос­мосу начинает ослабевать.

Прикрываясь исследованиями космического простран­ства, НАСА предоставил в распоряжение американской системы средства для ведения глобального шпионажа, а также возможность для осуществления мгновенного военного вмешательства. Усилия НАСА, гипотетически ориентированные на достижение полезных целей, до сих пор в основном были направлены на усиление корпора­тивной экономики, интересам которой служит это управ­ление.

В отчете конгресса по указанным проблемам говорит­ся: «Не вызывает сомнений, что деятельность правитель­ственных агентств по информации общественности может привести к пропаганде. Граница между «информацией общественности», «рекламой, или связью с общест­венностью» и «пропагандой» очень незначительна, и, так же как о красоте, здесь у каждого есть свое представ­ление» 39.

Когда правительство забывает о своей обязанности заботиться о благе всего народа и начинает заботиться лишь о благополучии власть имущих, то его информа­ционная деятельность неизбежно принимает то же на­правление. Информация подменяется манипулированием информацией, и это снижает способность масс разби­раться в сути происходящих событий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.