Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дробление как форма коммуникации






Мифы создаются для того, чтобы держать людей в повиновении. Когда их удается незаметно внедрить в со­знание масс, как это делает культурно-информационный аппарат, мифы обретают огромную силу, ибо большинст­во людей не подозревают о происходящей манипуляции. Специальный метод передачи мифа делает процесс управ­ления еще более эффективным. Метод передачи сам по себе добавляет еще одно измерение к манипулятивпому процессу. По сути мы сталкиваемся с тем, что, как та­ковая, форма коммуникации, получившая развитие в ус­ловиях рыночной экономики, и в частности в Соединен­ных Штатах, олицетворяет управление сознанием. На­гляднее всего это проявляется в методе распространения информации, особенно широко применяемом в Соединен­ных Штатах, — методе, который мы назовем дроблением. Пользуясь несколько иной терминологией, Фрейре на­зывает его «одним из характерных приемов культурного подавления, который, за редким исключением, не осозна­ется преданными, но наивными профессионалами, сосре­доточивающими внимание на локализированном подходе к проблемам и потому не способными воспринимать их как измерения одной общей проблемы в целом» 17.

Дробление или локализация представляет собой доми­нирующий метод распространения информации в Север­ной Америке. При передаче новостей по радио и телеви­дению многочисленные не связанные друг с другом сообщения выстреливаются в эфир подобно автоматной очереди. Газеты представляют собой толстые (десятки страниц) подборки материала, расположенного почти наугад или в соответствии с тайными законами журна­листики. Журналы намеренно разбивают статьи, поме­щая основную часть текста в конце номера, с тем чтобы заставить читателя просмотреть несколько страниц рек­ламы. Радио- и телевизионные программы постоянно прерываются для передачи рекламы. Реклама и объявле­ния так прочно вошли в практику радио и телевидения, что даже программы для детей, которые, как утверждает­ся, составляются в воспитательных целях, используют прерывающуюся модель коммерческого телевидения, хотя


нет веских причин считать, что дети не могут подолгу сосредоточивать внимание на чем-то одном и требуют постоянных перерывов18. На практике постепенное уве­личение промежутка времени, когда дети концентрируют внимание на чем-то одном, может стать фактором, с по­мощью которого можно управлять развитием их умст­венных способностей. Тем не менее «Улица Сезам» — популярная программа для детей — по стилю подачи не отличается от бьющих по мозгам коммерческих шоу для взрослых; ее составители должны следовать заученной модели, в противном случае они рискуют потерять дет­скую аудиторию, воспитанную на коммерческих про­граммах.

Фрагментация при подаче информации усиливается в связи с требованием потребительской экономики за­полнять время передач по всем каналам- распростране­ния информации коммерческими сообщениями. Призывы покупать атакуют нас со всех возможных направлений. Метро, шоссейные дороги, волны эфира, почта и даже небо (прочерчивание самолетом буквенных знаков) — все используется как средство безжалостного наступле­ния рекламы. Полное безразличие, с которым реклама относится к любым политическим или социальным собы­тиям, врываясь в передачи независимо от того, о чем идет речь, низводит любые социальные явления до уров­ня ничего не значащих происшествий. Таким образом, реклама в дополнение к ее общепризнанным функциям по продаже товаров, культивированию новых потреби­тельских запросов и восхвалению системы оказывает кор­поративной экономике еще одпу неоценимую услугу. Ее вмешательство во все информационные и развлекатель­ные программы снижает и без того низкую способность аудитории оценивать тотальный характер освещаемого события или проблемы.

Однако было бы ошибочно полагать, что без рекламы пли при условии ее сокращения события получили бы то целостное освещение, какое необходимо для понимания сложности современной социальной жизни. Добиваясь выгод для тех, кто за нее платит, реклама служит тем самым самой системе, а это ведет неизбежно к усилению фрагментации в подаче информации.

Наивно считать, что информационный аппарат — наиболее дееспособный рычаг управления государствен­ной системы — раскроет секрет осуществления господства.


Возьмем, например, принцип составления обычной телевизионной или радиопрограммы или компоновки пер­вой страницы крупной ежедневной газеты. Общим для всех является полпая разнородность подаваемого мате­риала и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых социальных явлений. Дискуссионные программы, преоб­ладающие на радио и телевидении, представляют собой убедительные образцы фрагментации как формы пода­чи материала. Случайное появление в многоплановой программе полемизирующих с основным ее содержанием тем или людей полностью рассеивает или снижает значе­ние самой полемики. Что бы ни было сказано, все полно­стью растворяется в последующих рекламных объявле­ниях, комических трюках, интимных сценах и сплетнях. Но это еще не все. Программы подобного рода обыгры-ваются как образцы доброй воли самой системы. Средст­ва массовой информации и их заправилы похваляются откровенностью системы информации, которая позволяет выпускать в эфир любой критический материал. Массо­вая аудитория попадается на этот аргумент и верит, что ей предоставляется доступ к свободному потоку мнений.

Экологический императив признания взаимосвязи яв­ляется одним из методов науки, который можно с пол­ным основанием применять к человеческим отношениям. Когда тотальный характер социальной проблемы наме­ренно обходится стороной, а отрывочные сведения о ней предлагаются в качестве достоверной «информации», то результаты такого подхода всегда одинаковы: непонима­ние, в лучшем случае неосведомленность, апатия и, как правило, безразличие.

Средства массовой информации не одиноки в активном выборе метода фрагментации. Вся культурно-образова­тельная система поощряет и осуществляет распыление, специализацию и микроскопическое разделение. Универ­ситетские справочники служат свидетельством произ­вольного и насильственного разделения курсов по общест­венным дисциплинам. Каждая из дисциплин отстаивает свою «беспримесность», и наибольшей популярностью пользуются модели, исключающие междисциплинарную взаимосвязь. Экономика — для экономистов, политика — для ученых, занимающихся политическими науками. И хотя в действительности эти две сферы неотделимы друг от друга, в научном отношении их взаимосвязь отри­цается или игнорируется.


Когда летом 1972 г. министр торговли отправился в Москву для подписания торгового соглашения, перегово­ры зашли в тупик, потому что Соединенные Штаты в ка­честве предварительного условия требовали от русских оказать давление на Северный Вьетнам, чтобы тот пре­кратил боевые действия. Как признал министр торговли Питер Г. Петерсон, «существует взаимосвязь между эко­номикой и политикой» 19. Попробуйте найти упоминание о подобной взаимосвязи в учебниках по экономике, где рассматриваются вопросы торговли, экономической по­мощи, развития и производительности!

С внедрением в информационную систему новой ин­формационной техники фрагментация приобретает еще одно измерение. Поток несвязанной информации уско­ряется до такой степени, что это вызывает порой до из­вестной степени обоснованные жалобы на «информа­ционную перегрузку». В действительности количество значимой информации не увеличивается. Подобно тому как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомо­сти прерываемую информацию, новая и эффективная техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.