Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 14. Взрослый может замещать ребенка не только тем, что он делает что-то за ребенка, но и тем, что пря­мо навязывает ему свою волю






СУБСТИТУЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Взрослый может замещать ребенка не только тем, что он делает что-то за ребенка, но и тем, что пря­мо навязывает ему свою волю. Действует уже не ребенок - посредством него действует взрослый. Ж-М. Шарко в своем знаменитом Институте психиатрии проде­монстрировал, как можно внушением произвести субсти­туцию (от лат. substituo - ставлю вместо, назначаю вза­мен) личности. Своими впечатляющими экспериментами он поколебал основополагающие представления о том, что человек всегда господин своих поступков. В противопо­ложность этому он доказал, что можно подавить личность испытуемого, внушить, что у него другая личность, на­пример, гипнотизера.

Хотя условия клиники узки и сами опыты ограничен­ны, они открывают путь к новым исследованиям и от­крытиям. Они положили начало учению о двойственнос­ти личности, о подсознании, о высших психических со­стояниях.

Итак, существует отрезок жизни, особенно чувстви­тельный к внушению, - детство, в котором формируется сознание, но восприимчивость ребенка творчески прелом­ляет поступающие извне впечатления. В этот период взрослый может вкрасться в доверие к ребенку и своей 1 волей воздействовать на окончательное формирование воли ребенка.

Часто в школах можно встретить слишком темпера­ментное объяснение задания: учитель либо сопровождает слова энергичными движениями, либо разжевывает задание. Затем мы видим, как в ребенке теряется способ­ность самостоятельно рассуждать и поступать. Ребенок 1 воспроизводит жесты, которые отделяют его от своего «я». Его «я» уже не играет главную роль, а вытесняется лично­стью учителя, манеры которого имеют такую силу вну­шения, что беззащитная индивидуальность лишается органов самовыражения. Взрослый навязывает ребенку свою волю не столько осознанно, сколько непроизвольно, по невежеству, вообще не видя в этом никакой проблемы.

Вот что я наблюдала сама: я увидела, как почти двух­летний ребенок положил пару поношенных ботинок на белое покрывало заправленной кровати. Спонтанным, я бы сказала, случайным и ненамеренным движением я схва­тила ботинки, поставила их в угол и сказала: «Они гряз­ные». Затем я рукой отряхнула покрывало, на которое он поставил ботинки. После этого инцидента маленький маль­чик, заметив пару ботинок, подбегал к ним, убирал их и говорил: «Они грязные». Затем он проводил рукой по кро­вати, хотя ботинки ее не касались.

Другой пример. Одна дама получила коробку. В ней ока­зались лоскут шелка, который она протянула своей дочурке, и игрушечная труба, которую она сама поднесла ко рту 1 и заиграла на ней. Ребенок радостно воскликнул: «Музыка!» И еще долгое время, как только выпадал случай при­коснуться к ткани, ребенок излучал радость и кричал: «Му­зыка!»

Запреты представляют собой благоприятную почву для вторжения чужой воли в действия ребенка, если поведение взрослого не настолько резкое, чтобы вызвать явное сопро­тивление. Подобное часто можно встретить в интеллиген­тных семьях, в которых поощряется сдержанность, или в семьях, пользующихся помощью няни. Характерен случай с девочкой около четырех лет, которая осталась на вилле родителей вместе со своей бабушкой. По-видимому, ма­лышка хотела открыть кран в саду, но вместо него вклю­чила фонтан, который она тут же выключила. Бабушка сказала, что девочка может открыть кран, но малышка ответила: «Нет, няня это запрещает». Бабушка пыталась переубедить ребенка, говорила, что она не против, объяс­няла, что она находится на своей собственной вилле. Ма­ленькая девочка смеялась, радовалась, выражала свое удов­летворение. Несомненно, у нее было желание посмотреть на фонтан, но, протянув руку, она снова отвела ее. Ее послу­шание в отношении запрета отсутствующей няни было на­столько велико, что уговоры бабушки не помогли.

Следующий случай произошел с ребенком более стар­шего возраста, примерно семи лет. Сидящему мальчику захотелось вскочить и подбежать к тому, что привлекло его внимание. Однако нечто непреодолимое поколебало его волю, он должен был отвернуться и снова сесть. Ка­кой «господин» приказал ему остановиться, мы не узнаем, так как его образ стерся из воспоминаний ребенка.

Любовь к окружающей среде. Можно сказать, что у Детей преобладает строительная духовная функция - внут­ренняя восприимчивость, которую мы определили как «любовь к окружающей среде». Со старательным рвением на­блюдает ребенок за своим окружением, и оно притягивает его. Но особенно его вдохновляют действия взрослых, ко­торые он хочет изучить и подражать им. На долю взрос­лого выпадает в этой связи одна из миссий, а именно -побудить своими действиями к деятельности и быть как открытая книга, в которой ребенок нашел бы руководство своими движениями и мог бы изучить то, что изучать дол­жно, чтобы правильно действовать.

Чтобы причислить себя к этой роли, взрослый должен быть совершенно спокоен и совершать свои действия мед­ленно, чтобы наблюдающему ребенку стало ясно каждое движение во всех подробностях. Если взрослый дает все в своем собственном и навязанном ребенку ритме, тогда это легко приведет к последствиям, когда он встанет на путь внушения своей собственной воли вместо формиро­вания воли детской.

Предметы сами по себе тоже могут добиваться сугге­стивной власти над ребенком благодаря имеющимся в них чувственным стимулам и притягивать магнетически че­рез действия с ними.

Я хотела бы в этой связи привести один интересный эксперимент, который проводил профессор Левин. Он за­писан на пленку. Целью этого эксперимента было пока­зать различное поведение нормальных и умственно отста­лых детей в наших школах (при одинаковых возрастах и одинаковых условиях) с одними и теми же предметами.

На длинном столе находились самые разнообразные предметы, среди которых были и наши учебные материа­лы. Сначала вошла одна группа детей. Было видно, что предметы привлекали, притягивали и интересовали их. Они были оживленными, улыбались и выглядели счастливыми от изобилия разложенных перед ними предметов.

Каждый из них выискивал предмет, что-то делал с ним, затем хватался за другой и так далее. На этом первая часть фильма закончилась. Затем на экране появилась вто­рая группа детей. На этот раз дети двигались медленно, останавливались, смотрели на предметы, некоторые бра­ли по одному и с кажущейся ленью застывали в одной позе. Вторая часть заканчивается.

Какая из двух групп состояла из умственно отсталых и какая из нормальных детей? Умственно отсталые дети -это те живые, радостные дети, которые много двигались и ходили от предмета к предмету. Они хотели все испробо­вать. На публику, которая смотрела этот фильм, они про­извели впечатление очень умных, потому что каждый из нас привык считать живых радостных детей, спешащих от одного предмета к другому, умными.

В действительности же нормальные дети двигаются спокойно, им нравится стоять на одном месте и рассмат­ривать объект. Кажется, что дети словно рассуждают о нем. Спокойные, экономные, размеренные движения, склон­ность к раздумьям - это истинные признаки нормального ребенка.

Только что представленный эксперимент противосто­ит всем господствующим взглядам, так как в обычном мире умные дети ведут себя так, как в том фильме сла­боумные. Нормальный ребенок — медлительный и задум­чивый, представляет собой новый тип. Его можно узнать сразу, потому что в этом ребенке медленные, контролиру­емые им движения разрабатываются его собственным «я». Он - господин над суггестивностью, которая исходит от предметов. Он действует с этими предметами по свое­му усмотрению. И это зависит не от оживленности дви­жений, а от самообладания. Неважно, как и в каком на­правлении движется индивид, важно то, что ему удалось овладеть своими моторными органами. Способность дви­гаться под руководством своего «я», а не под властью исходящей от предметов притягательной силы, ведет его к тому, что он концентрируется на отдельном предмете, и эта концентрация имеет свое происхождение в его внутренней жизни.

Истинно нормальными являются осторожные, обдуман­ные движения. В них выражается порядок, который мы имеем право назвать внутренней дисциплиной. Дисципли­нированность при совершении внешних действий - это вы­ражение внутренней дисциплины, которая образовалась благодаря чувству порядка. Если эта внутренняя дисцип­лина отсутствует, то тогда производимые личностью дви­жения суетливы и становятся игральным мячом любого чужого волеизъявления. Все внешние впечатления сход­ны с движением никем не управляемой лодкой.

Исходящие извне волевые воздействия не ведут к дис­циплинированности, так как они не создают внутренней организации. В данном случае можно говорить о расколе индивидуальности. Ребенок в таких случаях упускает мо­мент развития в согласии со своей природой. Его можно было бы сравнить с человеком, который приземлился на воздушном шаре посреди пустыни. Он видит, как ветер движет шар вперед, и остается один. Он не может ничего сделать, чтобы вновь подчинить воздушный шар своей силе, и он не видит ничего вокруг, что могло бы его заме­нить. Так выглядит человек, который выходит на борьбу с ребенком.

Разум ребенка затуманен, недостаточно развит и от­делен от своих средств выражения, которые блуждают бесцельно и оставлены на произвол судьбы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.