Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По назначению (о чем говорят);






1) По происхождению они еще делятся на несколько групп:
а) местного происхождения
(в самой стране – аутентичность, самая ценная группа источников). До сих пор не расшифрована письменность протоиндийской цивилизации, цивилизации острова Крит, потому что отсутствуют аутентичные тексты, только протохеттская письменность по этим цивилизациям;
б) тексты, происходящие из соседних стран, но освещающие историю страны Востока
. Например, тексты на вавилонском языке, говорящие об ассирийцах. Тексты тенденциозные, поэтому встает вопрос об адекватности этих текстов. Более многочисленная группа, чем первая;
в) сведения о народах Древнего Востока, имеющиеся в сочинениях древнегреческих и древнеримских авторов
. Например, Геродот - греческий писатель середины V века до н. э., который много путешествовал, наблюдая и описывая быт и нравы тех стран, которые он видел; Геродот передает также много преданий и легенд о далеком прошлом Египта и других государств. Был еще древнеегипетский историк Манефон составил книгу «Апотелесматика», от нее остались лишь фрагменты, писал, как строились пирамиды, описал взгляды еврпоейской цивилизации. Клавдий Птолемей (2 век н. э.) писал о Китае, описывал обычаи и нравы народов.

2). Классификация по назначению (сферы общественной жизни):
а) юридические документы
: тексты законов, указы царей (законы Хаммурапи – 282 пункта – Кодекс, датировка – 18 век до н.э., самый известный кодекс). В Индии тоже был свой кодекс – законы Ману – 1 век до н.э. В этих законах освещена кастовая система. Были страны, в которых не было кодексов, были только указы императора, которые имели силу закона (пока правит император, закон работает, преемник мог либо подтвердить этот закон, либо запретить). Так было в Египте и Китае;
б) исторические тексты
. Например, «царские летописи» (автобиография какого-то царя). В основном они строились по принципу выжимок: указывали только удачные походы, указы, благодеяния. Нет провалов, неудач, критики, дат, много мифов. Тексты о Египте, Вавилоне, Ассирии, Шумерской цивилизации могут быть недостоверны.

Эти тексты имеют свои недостатки:

- отсутствие хронологии деяний правителей;

- выборочный характер описания (указываются только лучшие деяния).

Пример: история древнего Китая – труды Сымя Цянь (1 век до н.э.), Баль Ту (2 век н.э.), Фань Е (3 век н. э.) – три кита истории древнего Китая. В Китае благодаря этим ученым сложилась традиция: пока не закончится династия, историки не записывали (Конфуций говорил: «На историю надо смотреть с небольшого расстояния»). Еще историю боялись писать в ногу со временем, потому что боялись умереть правители, поэтому этим занимались придворные историки. Китай – единственная страна Древнего Востока, в которой был интерес к своей истории. В Китае были историки-профессионалы. В других странах Востока не было своих историков до прихода греков;
в) научные тексты – в основном по математике, геометрии, медицине, философии. Математика – египетские тексты (самый длинный папирус – «Московский математический папирус», на нем изложена Евклидова геометрия, датируется 15 веком до н.э. – это не к теме билета, просто факт про московский папирус). Греки по сути ничего нового не придумали, в Египте геометрию объясняли природными условиями. Государство чутко относилось к тому, чтобы чиновники знали геометрию. Тексты по медицине найдены в Китае, Индии и Египте. В египетских текстах доминирующим был хирургический метод, а также все, что связано с бальзамированием (мумификацией). В Китае и Индии было наоборот. В тело практически не вторгались, не резали, знали, как вылечить травой;
г) религиозно-философские трактаты и книги. Ветхий Завет Библии, созданный древними евреями, создавался с 13 века до н.э. по 3 век до н.э. Полный перевод – Септуагинта (книга 70 переводчиков). Этот перевод лег в основу православной Библии. Касается только Палестины. В Египте, например, была книга Мертвых, в которой были собраны правила отпевания усопших (1 половина 1 тыс. до н.э.). В Индии – Веды (с 15 по 5 века до н.э.). Авеста – книга древних иранцев – зороастрийцев (7 век до н.э.). Гаты – ранняя часть. Религия дуалистического типа: добро и зло существуют в постоянной борьбе друг с другом. Космос строится на этой борьбе. Особенно они почитали огонь. Авеста – книга по зороастризму, написана на староперсидском.

Философские тексты отражены в трудах Лао-Цзы и Конфуция (Китай). Основа даосизма – трактат «Небесный путь». Автор трактата «Небесный путь» (на китайском «Дао ден цзы») – Лао-Цзы. Учил, что лучшее для правителя – это ничего не делать, поэтому даосизм никогда не был официальной религией Китая. Спасение своей души – основной путь человека. Тексты и трактаты. Индийские трактаты: «Восемь ступеней к совершенству» - буддистское учение. Буддизм противоречил основам индийского общества. Уход в нирвану – разрыв реинкарнации. Учение о нирване противоречит индийскому учению о перерождениях. Буддизм отводит равную роль мужчинам и женщинам.

Характеристика вещественных источников. Планомерные раскопки на Ближнем Востоке начались в середине XIX века. Ботта (француз) и Лэйард (англичанин) обнаружили остатки дворцов ассирийских царей; вслед за тем были обследованы развалины городов Южного Двуречья, в том числе Вавилона и Лагаша. Большие археологические работы проводились в это время и в Египте, где на первых порах изучали развалины храмов и погребальных сооружений. Раскопки конца XIX и начала XX века еще больше расширили наши представления об истории древнего Востока. Ж. де Морган обнаружил в Египте и Западном Иране древнейшие памятники, относящиеся еще ко времени до возникновения классового общества; англичанин Флиндерс Петри изучил древнеегипетские поселения, в том числе остатки города Кахуна недалеко от Фаюмского оазиса; в Малой Азии, у Богазкея, был раскопан Винклером и Макриди-беем большой хеттский город Хаттус.

Особенно крупными были достижения археологов в период между двумя мировыми войнами - в 20-е и 30-е годы. К этому времени относится открытие древнеиндийской цивилизации (раскопки в Мохенджо-Даро и Хараппе в бассейне Инда), раскопки древнекитайского города близ Аньяна, раскопки погребений и поселений в Шумере, относящихся к первобытному и раннеклассовому обществу, изучение древнеаккадских городов (Киш, Эшнунна и др.), открытие царства Мари на Среднем Евфрате и древнефииикийского города Угарит, раскопки в Северной Сирии (города Алалах и Самаль) и многочисленные иные находки, во многом изменившие наши представления об истории древнего Востока. Раскопки 20-х и 30-х годов, проведенные к тому же на более высоком техническом уровне, чем археологические работы предшествующих десятилетий, открыли памятники таких культур, о которых раньше или вовсе ничего не было известно, или же существовали только скудные упоминания.

Важные открытия были сделаны в это время и в Египте: еще в 1922 году впервые удалось найти неразграбленную гробницу египетского фараона, а незадолго перед второй мировой войной в Танисе была обнаружена нетронутая гробница другого фараона. И хотя первый из них (Тутанхамон) правил всего несколько лет и умер юношей, а второй (Шешонк I) царствовал в последний период древнеегипетской истории, когда Египет уже не мог претендовать на первенствующее положение на Ближнем Востоке, все же обе гробницы имеют исключительное значение для изучения истории и культуры Египта. В Саккара были раскопаны гробницы древнейших царей Египта и их вельмож, причем особенно знаменита гробница вельможи по имени Хемака, представляющая собой сооружение, насчитывающее свыше пятидесяти комнат.Раскопки в Телль-Хассуне (Ассирия), Иерихоне (Палестина) и других местах уточняют наши представления о возникновении земледелия я скотоводства и о появлении городов на Ближнем Востоке; в Хелване (Египет) начаты раскопки колоссального некрополя периода формирования египетского государства; в Китае, недалеко от Аньяна, была обнаружена грандиозная царская гробница, относящаяся ко второй половине II тысячелетия до н. э.

Работы советских археологов в Закавказье и Средней Азии также дали чрезвычайно интересный материал для реконструкции истории древнего Востока: Б. Б. Пиотровский раскопал развалины урартской крепости Кармир-Блур близ Еревана, а затем были обнаружены в том же районе остатки другой урартской крепости на холме Аринберд. С. П. Толстов и другие советские археологи обнаружили многочисленные памятники, раскрывающие историю скотоводческих племен и образование рабовладельческих государств в Средней Азии.

Таким образом, археологические работы значительно увеличили круг источников по истории древнего Востока, обнаружив такие цивилизации, которые были давно забыты или о которых мы располагали крайне скудными сведениями. Раскопки древневосточных центров ежегодно приносят новый и новый материал, расширяя и углубляя наши знания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.