Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сатирическое изображение советской действительности в л-ре 20в. (Маяковский, Ильф и Петров, Зощенко, Аксенов, Довлатов, Войнович и др).






Сатира в 20в развивается в 2х осн-х направлениях: 1.Критическое. 2.Футурологическое.

К критическому направлению л-ры 20в относится дилогия Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок». В основе сюжета – провокация. (ср у Гоголя – «Ревизор», «Мертвые души»). Суть – разоблачение русской провинциальной жизни.

Возраждаются традиции Гоголя и С-Щедрина, но меняется объект критики: теперь это обыватель – средний рядовой ч-к, кот-й не считал себя ни белым, ни красным, пережил войну и революцию, и теперь просто хотел сущ-вать, получая от жизни максимум благ. Наиболее показательно тв-во Мих Мих Зощенко. Он становится лидером в изображении обывателя как типа. В 20е гг он создает ряд рассказов, включенных в сборники «Уважаемые гр-не», «Над кем смеетесь?», «Нервные люди» (1926-29гг). Особ-сти сатиры Зощенко. 1. Глав-й герой – массовый ч-к, обыватель. Он живет в коммунальной квартире, работает в канцелярии (в лучшем случае) или это кустарь, ремесленник, торговец. Герой убежден в том, что настают лучшие времена, и, поскольку все равны, он может жить, как истинный аристократ – богато и культурно. Но его представления о к-ре – обывательские, узкие. Что и рождает комизм. (р-з «Аристократка»). 2. Обстоятельства, в кот-х действует герой. Коммунальная кухня, канцелярия, магазин, общественная баня – места, где ч-к сталкиевается с общ-вом. Считается, что Зощенко развил в своем тв-ве тему маленького ч-ка. В л-ре 19в мал ч-к – мелкий чиновник, с ограниченным внутренним миром, с единственной мечтой, кот-ю общ-во у него отнимает. Он обращается за помощью к значительному лицу, но не получает ее, после чего умирает или сходит с ума. У Зощенко обыватель (р-з «Беда»: мужик из деревни Гнилые прудки два года копил деньги на лошадь: питался худо, бросил махорку, забыл вкус самогона. Приобретя лошадь, на обратном пути с базара решил «вспрыснуть покупку» в пн. В ср оказывается дома – без денег и без лошади). Меленький ч-к 19в превращается в МЕЛКОГО человека, а значительное лицо – в милиционера. Но беда мелкого ч-ка кроется не только в нем самом, но и в новых соц условиях, к которым он не может приспособится. (р-з «Баня») 3. Особая авторская позиция. В л-ре 19в в теме мал ч-ка автор над своими героями, и потому имел право их высмеивать, н-р С-Щедрин, Зощенко отказывается от этой традиционной позиции, он не обличает своих персонажей, а становится с ними на одну доску – это такой же обитатель коммунальных квартир, поэтому он никого не поучает. Наоборот, он показывает, что каждый может оказаться на месте его персонажей. Комизм изображенных им ситуаций не препятствует сочувствию героям. («Письмо» или Пелагея). 4. Особая, сказовая манера повествования. Сказ – речевая манера от лица рассказчика, т.е. Зощенко как автор растворяется в рассказчике. Его произведения написаны языком коммунальной кухни и канцелярии. Это становится жанровой особенностью его тв-ва. К критическому направлению относится тв-во Владимира Войновича. Главное качество ранней прозы Войновича - самобытнейший реализм изображения, точный и проницательный. Незапрограммированный, гротесковый юмор Войновича корнями своими уходит в поэтику русской народной сказки, в творческий мир Гоголя и Салтыкова-Щедрина, в какой-то степени Твена и Гашека. Вершиной художественного метода стал роман " Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина". Долгое время роман не публиковался в нашей стране. Этот роман-анекдот высмеивает жизнь нашего общества при тоталитарном режиме Сталина. Писатель подвергает сатирическому анализу все важные сферы государства: народное хозяйство, армию, правительство и сам социалистический строй. Главный герой романа-анекдота — красноармеец последнего года службы Иван Чонкин. Когда книги вышли на Западе, жизнь Войновича в СССР стала невозможной. Сейчас писатель активно работает, живет за границей, часто бывает в России. О своей известной книге говорит так: " У Чонкина есть две основные предтечи: это сказочный Иванушка-дурачок и реальный человек, которого я видел и знал в жизни". Типаж главного героя даёт автору возможность пластично достигать эффекта отстранения: есть вещи, которые он может трактовать только устами своего Чонкина, не опасаясь предубеждений. Он с самого начала иронически обозначает свою оппозицию " положительному герою" конъюнктурной литературы о Советской армии: " Всех отличников расхватали, а вот мне достался Чонкин". Роман Войновича - при всей язвительности гротеска - исполнен любви и сочувствия к маленькому человеку - Чонкин явно вышел из гоголевской шинели. Сила романа - в снижении пафоса, пронизавшего идеологию тоталитарного строя и литературу социалистического реализма в частности. В " Чонкине" сатирически опрокинуты едва ли не все государственные мифы, которые писатель уже в 1990-е годы в своей публицистике назовет " священными коровами". По существу, книга Войновича о солдате Чонкине является единственным русским сатирическим эпосом, созданным в послевоенное советское время. События происходят перед самой войной в военной части, расположенной в сельской местности. Сюжет: в расположении части приземляется аэроплан с неисправным мотором. К самолету приставляют часовым Чонкина, и он, забытый начальством, охраняет самолет всю войну, а под конец еще и вступает в бой за него, правда, со своими войсками. Автор высмеивает царящую в Красной Армии муштру, солдафонство, глупость и жестокость. В самом начале романа-анекдота происходит дикая сцена наказания Чонкина, неправильно отдавшего честь старшине роты Пескову. Старшина с садистским наслаждением на жаре приказывал бедному солдатику ложиться и вставать много раз. Наблюдавший за этой сценой капитан Завгородний, вместо того чтобы пресечь издевательство над солдатом, советует старшине погонять его мимо столба: «Пусть пройдет десять раз строевым шагом туда и обратно и поприветствует». Про Чонкина, охраняющего самолет, начальство забыло. Иван женился на деревенской бабенке Нюрке, дом которой был по соседству с самолетом. На свои рапорты, в которых он просил выдать ему «сухой паек на неограниченное время», ответа не получал. Начало войны Чонкин встречает, сидя в туалете и читая наклеенные на стенах обрывки газет, из которых он черпал политическую информацию. В романе показана трусость и глупость командного состава армии. Когда капитану Миляге притащили пленного «шпиона», он сначала избил его, а потом, узнав, что фамилия «шпиона» Сталин, пришел в ужас и стал пресмыкаться перед пострадавшим: «Капитана знобило. Он уже видел себя приставленным к стенке». И было от чего ему стушеваться: арестованный назвался отцом вождя Сталина. Атмосферу подобострастия и подхалимства Войнович передает через пафос самого проходимца. Осмелев, тот начинает пугать офицера: «Что, испугался, бандит?» Но капитан Миляга погибает от другой своей глупости: попав по пьяному делу в плен к своим же, он со страху начинает говорить по-немецки, и его принимают за немецкого шпиона. Бестолковщина продолжается и выливается в целое сражение за злосчастный аэроплан, который Чонкин с Нюркой защищают от своих же. Войска во главе с генералом удивляются, что один человек мог им столько времени противостоять. На самом деле им противостояла собственная глупость и неразбериха. Виновника суматохи в конце концов арестовывают и увозят. Описывая момент прощания Чонкина с Нюркой, автор показывает символически, что, пока в армии будет царить такая атмосфера, глупость и трагедии, с ней связанные, никогда не кончатся.

Завершается роман-анекдот сценой, обличающей ура-патриотизм, присущий сталинской эпохе и вообще тоталитарному режиму. Селекционер-самородок Гладышев находит на поле боя убитого шальной пулей за злосчастный аэроплан мерина. Под копытом лошади лежал смятый клочок бумаги с надписью: «Если погибну, прошу считать коммунистом». Этой горькой улыбкой из недавнего трагического прошлого кончается роман-анекдот. В резкой форме высмеяны недостатки общества. Объявленный государственным преступником, Чонкин далек от вольномыслия. Он и вождя чтит, и армейский устав уважает, да так, что готов лечь костьми, охраняя вверенный ему «металлолом».

Сатирические приемы: 1)Сатирическое изображение НКВД, 2) увенчание\развенчание (как карнавальный прием) (увенчание - Фроська названная Афродитой, развенчание - Федот Федотович, названный Идиотом Идиотовичем). 3)сатира как обличение советской ментальности. 4) Абсурдность (Сапожник- Сталин, Конь - Осовиахим).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.