Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вагнер, Бизе, Верди , Берлиоз , Лист 6 страница






Радиогазета состояла из постоянных рубрик: «По союзу советских республик», «Что нового за границей?», «Что слышно в Москве?», «Новости науки и техники», «Книжный уголок», «Театр и кино», «По рабочим клубам», «Спорт», «Частушки». Становление новой профессии – диктора, было еще одним важным шагом на пути развития радио.

Радиогазета опережала печатные издания, она передавала постановления и решения Советского правительства, информацию о работе партийных съездов, о демонстрациях и митингах трудящихся.

В 30-е годы появилась звукозапись. Это дает возможность вести ранее записанные передачи. Середина 30-х годов – начало цензуры. Формируется информационное вещание.

С началом войны у радио – особая роль. С 22 июня по 3 июля по радио звучали радостные лозунги, люди были в неведении, в то время как надо было срочно эвакуироваться. Ситуация изменилась после выступления Сталина 3 июля. В годы Великой Отечественной войны передавались радиосводки Совинформбюро (2000), выпуски «Последних известий», «Письма с фронта» и «Письма на фронт». Это оказывало моральную поддержку населению. В отличие от других стран, в СССР в годы войны Р. оставалось непрерывным и многопрограммным. Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. По Всесоюзному радио часто выступали руководители Советского правительства. Совнарком принял постановление о мероприятиях по укреплению материально- технической базы Центрального радиовещания, в 1945 — о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации), через месяц – трансляция парада победы.

После войны усиливается цензура (теперь ее легче осуществлять и технически), из эфира практически исчезают так называемые " прямые передачи", почти все программы (за исключением новостных выпусков " Последних известий") идут в звукозаписи.

По радио ежедневно передавались 12 выпусков " Последних известий" и 3 обзора центральных газет. Начиная с марта 1946 года еженедельно, по воскресеньям, в эфире звучала получасовая передача " Новости недели.

В 1948 Всесоюзное радио перешло на трёхпрограммное вещание (общий объём передач 45 ч. в сут). Радио доминирует, так как ТВ еще в стадии развития.

С 1 октября 1960 года Всесоюзное Р. стало круглосуточным. В 1962 прозвучала первая программа радиостанции «Юность».

Редакция " Последних известий" с 1 января 1958 года ежедневно стала передавать в эфир 18 выпусков (вместо прежних 12). Значительное место занимала экономическая информация.

В 1964 2-я программа реорганизована в информационно-музыкальную программу «Маяк». В 50—60-е гг. появились такие популярные рубрики, как «Ленинский университет миллионов», радиожурнал «Земля и люди» (для сельских слушателей), «У телетайпной ленты»,

«Международные обозреватели за круглым столом». К 1964 году число ежедневных выпусков " Последних известий" по основным программам Всесоюзного радио возросло до 50. В эти годы радио выполняло пропагандистскую задачу.

В начале 70-х годов радио было отодвинуто на второй план, на первом – ТВ.

В 1975 Всесоюзное радио имело 5 основных программ вещания. 1-я программа (основная) — общесоюзная информационная, общественно-политическая и художественная. Включает информационные выпуски «Последних известий», ежедневные обзоры центральных газет. В общественно-политическом вещании ведущее положение занимали беседы и лекции " Ленинского университета миллионов".

С 20 октября 1980 года был введен новый, четвертый, дубль I программы.

Радио в те годы было ориентировано прежде всего на позитивную информацию, на доказательство того, что «наш советский образ жизни – самый прогрессивный». Между тем реальная жизнь в стране становилась все труднее и беднее. Но как раз об этом противоречии радио умалчивало. Поэтому наибольший интерес слушателей вызывали развлекательные программы, а не информационные.

1985 год стал переломным в жизни огромной страны, в развитии средств массовой информации. Был официально взят курс на демократизацию и гласность.

Открытость информации, принятие «Закона о печати» и отмена цензуры, обращение к прежде запрещенным темам, к сложностям, противоречиям и конфликтам реальной жизни. Формировался совершено новый облик средств массовой информации, в том числе и радиовещания. В первые годы перестройки Всесоюзное радио продолжало работать по сложившимся стереотипам. В 1985–1987 годах в программах радиовещания проводятся пропагандистские кампании. Но в радиопропаганде действовали старые стандарты. Замалчивались острые темы, касающиеся истории страны, особенно ее советского периода, межнациональных конфликтов.

Первопроходцами в поиске новых подходов к вещанию стали журналисты радиостанций " Юность" и " Маяк". " Юность" вместе с " Маяком" стали первооткрывателями и такой интереснейшей передачи, как радиомост.

В 1987 году в режиме прямого эфира стала выходить «Информационно-музыкальная панорама " Маяка" от шести до десяти» – четыре часа утреннего интенсивного информационного вещания. Корреспонденты " Маяка", " Последних известий", радиостанции " Юность" вели репортажи из " горячих точек". 22 августа 1990 года в эфире появилась радиостанция " Эхо Москвы".

Во время попытки государственного переворота 19 августа 1991 года несмотря на то, был запрещен выход в эфир " Радио России" (начало вещания 10.12.90 г.), радиостанция продолжала работу. Но наибольший интерес в эти сложные для страны дни и ночи вызывали передачи радиостанции " Эхо Москвы". Именно эта станция стала бесспорным лидером отечественных СМИ в информировании населения о том, что происходило в столице СССР.

74. Создание телевидения. Телевещание в 1930-е и 1940-е годы.

Телевидение развивалось практически одновременно с кино и радио.

В 1885 году Нибков (немецкий инженер) создает так называемый диск Нибкова,

который является основой оптико-механической схемы ТВ.

 

Сегодня невозможно назвать кого бы то ни было «отцом ТВ». Созданием ТВ можно назвать

коллективным.

Стоит отметить, что во всем мире ТВ развивалось одновременно, и у каждого народа был

свой родоначальник ТВ.

Термин «телевидение (television)» ввел в практику Перский, русский военный инженер –

что означало дальновидение. Безусловно, и в радио и в ТВ были заинтересованы в первую

очередь военные.

У нас можно отметить таких разработчиков как Мардвинов, Адамьянс, Розинг. Кстати во

многих источниках отмечено, что Розинг родоначальник электронного ТВ. Он

сформулировал, по какому принципу будет работать электронно-оптический

преобразователь в 1907 году.

В 1911 году он с учениками впервые в мире передает по радиоволнам на расстояние

(около 800 метров) изображение (две белые полоски).

Далее во всех странах проводились опыты по созданию телевизионных установок.

В итоге примерно в 1933 году Зворыкин (ученик Розинга) в США создает приемную и

передающую трубки и патентует их (приемник и передатчик)

Т.е. благодаря Зворыкину (и Сарнову, руководителю RCA, с которым Зворыкин работал)

мы имеем ТВ, которое имеем.

В 1936 году ТВ установку покупает Россия и устанавливает на Шаболовской башне –

начинается вещание по электронной схеме.

Безусловно, раньше ТВ было, но по оптико-механической схема – т.е. оно было

малострочным (некачественным), звук и картинка передавались отдельно.

Первые фильмы электронным способом переданные – Человек с Ружьем, Ленин в октябре.

В 30-40 годы складывается программная политика:

- новости (на основании газет/радио)

- литературно-драматические передачи (концерты, спектакли, стихи)

- общественно-политические передачи (как сейчас ток-шоу)

Развивается монтаж и режиссерское искусство.

По сути в эти годы ТВ носило экспериментальный характер, т.к. не было много ТВ

приемников

Во время войны ученые добились передачи в 625 строк.

 

Развитие ТВ шло по двум направлениям - электронному и механическому. Были созданы две группы, одна занималась исследованием электроного ТВ, другая - механического. Таким образом эти два способа стали соперниками.

Развитие электронного ТВ в сша принято связывать с инженером Зворыкиным. Он вместе с Розингом горел идей создания ТВ, но потом уехал в сша, где и продолжил свои исследования. В 1923 году он создал иконоскоп и кинескоп, в 1932 году было первое эксперементальное вещание электроным способом в 240 строк в США, а в 1933 он довел свою систему до совершенства, но был один минус - дорого.

Механическая же система - основаная на диске Нипкова, делила изображение на 30 строк, и телевизор был огромный. общий фон был плох, но была возможность смонтировать такой ТВ дома. Первая студия была на улице Никольской дом 7, отсюда 1 октября 1931 года начинаются передачи, и этот день принято считать началом вещания с механической разверткой изображения. Таким образом первое вещание в нашей стране было механическим. 1 мая 1932 года был показан парад трудящихся в Москве. В 1934 году изображение соединяется со звуком, известный артист Москвин прочитал рассказ Чехова ЗЛОУМЫШЛЕННИК. Длилась передача 25 минут.

В основном тогда вещалась эстрада и спектакли театральные. Электронное же ТВ вещало спектакли, кинофильмы. По той причине что передачи велись на средних и длинных волнах в механическом вещание, они принимались отовсюду. В электронном же вещании, хоть и было хорошее качество, вещание было на ультракоротких волнах, распространялись они в прямой видимости от антенны! но со временем становится ясность бесперспективности механического малострочного ТВ. Все понимали что система Зворыкина лучшая. Тот факт что передачи идут высокого качества, превысил преимущество механического ТВ - передача на длиные раcстояния.

В 1938 году из Московского телецентра электронным способом велось вещание праздничного концерта.

Первая большая передача была 11 октября, 1939 году, была посвящана ПЕРВОЙ КОННОЙ АРМИИ, в студии находились бойцы и командиры.

Регулярное вещание электроным способом началось в 1939 году, фильм о 18 съезде ВКП на стандарте в 441 строку, позднее в 625 строк.

В 1940 году стали выходить повторения радиовыпусков ПОСЛЕДНИХ ИЗВЕСТИЙ.

Перед войной в москве было около 5000 механических ТВ. Они пропагандировали саму идею ТВ. Во время войны передачи были прекращены, возобновились в 1945 году! в 1949 в Москве появилась первая ПТС.

75. Основные тенденции развития художественного телевидения в 1950-е - 1980-е годы (фильмы-спектакли А.В. Эфроса, эволюция сериала).

 

 

В 50-х годах престиж ТВ вырос. В 1967 году вступил в эксплуатацию ТТЦ в Останкино, крупнейший в Европе. Шестой Всемирный фестиваль молодежи с студентов транслировался по ТВ.

До 1952 года ТВ не имело производственной базы, первая камера была куплена в 52 г., но проявлять и монтировать пленку можно было только на «Мосфильме».

Художественное вещание началось с показа фильмов-спектаклей. Брались готовые спектакли, показывали по 6 спектаклей в день.

Период малокартинья: 1945-1953 гг. В основном это были патриотические фильмы (Адмирал Ушаков).

В 1958 году со Всемирной выставки из Брюсселя вернулась группа журналистов. Они были изумлены работой западных коллег, такими, казалось бы, элементарными вещами, как соблюдение жесткого графика передач, сочетания подготовки и импровизации. У нас же вся «импровизация» была тщательно срепетирована, и прямые передачи тоже (по цензурным соображениям). Телевидение было сплошным аттракционом – передачи могли оборвать на полуслове, если вдруг редактору не нравилось то, что происходит в студии.

В 1960 году начались пробные цветные передачи. В этом же году вышел в эфир тележурнал «Здоровье», «Клуб кинопутешествий».

В 1961 году на ТВ началась космическая эра. ТВ в то время было реально необходимо. Но с годами стало понятно, что вся эта шумиха имеет одну цель – отвлечь внимание населения от реальных жизненных проблем. Для зрителей отрадой по контрасту с отупляющей пропагандой стали передачи об искусстве.

В начале 60-х годов появились передачи, где стали общаться в студии, порой забывая про камеру («Голубой огонек», «Эстафета новостей» - прямая студийная передача, ведущий Ю. Фокин, «КВН», «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», ведущий З. Гердт). Фокина можно по праву назвать «первым телевизионным персонажем» Советского ТВ. Большим успехом пользовались выступления замечательного рассказчика и актера Ираклия Андроникова со своим циклом «Слово Андроникова» и рассказами о Лермонтове, Пушкине, Репине, Маршаке, Фадееве и многих других.

В 1964 году выходит передача «Спокойной, ночи, малыши!». В 1965 году была создана учебно-образовательная программа Центрального ТВ. В том же году к 20-летию Победы родилась идея «Минуты молчания».

Огромное время в эфире занимали телефильмы «Будущее за коммунизмом», «Ленин и теперь живее всех живых», про революцию – в общем, сплошная пропаганда.

Передача «У театральной афиши» появилась на Центральном телевидении в 1960-е годы и выходила на втором канале один раз в месяц. Она рассказывала о премьерах, гастролях в Москве театральных коллективов страны, юбилеях и дебютах, включала интервью с постановщиками, актерами.

Изначально ТВ представлялось как продолжение театра и кино, никаких жанров телевидения не было.

Надо сказать, что в этот период театр находился на подъеме. Работали такие выдающиеся мастера, как Г.А.Товстоногов, А.В.Эфрос, Ю.А.Завадский, А.А.Гончаров, И.П.Владимиров, З.Я.Корогодский, А.А.Васильев. Знаменитые спектакли тех лет, как правило, освещались в «Театральной афише». Авторитет Центрального телевидения тогда был высоким, и театры охотно шли на контакты, были заинтересованы в показе своих работ. Причем все это делалось бесплатно. Потом после эфира кинопленка сдавалась на Шаболовку в телерадиофонд. Председатель Гостелерадио С.Г.Лапин недолюбливал эту передачу, считая, что «обрывки из отрывков» ничего не дают зрителю. А вот если бы поднять огромный фонд отснятого когда-то материала, какой мощный уровень культуры тех лет удалось бы увидеть: ведь это были спектакли О.Н.Ефремова, А.В.Эфроса, Г.А.Товстногова, И.П.Владимирова.

К примеру, А. В. Эфрос – в его сценических постановках видели упорное противостояние партийной идеологической политике и нормативам социалистического реализма, их обвиняли в «неправильном» воздействии на аудиторию — при том, что

 

постановки эти были ориентированы, в конечном счете, все же на относительно узкий круг театральной публики. Тем не менее, Эфрос получает на ТВ поистине гигантскую аудиторию. Не только не поступаясь своими творческими принципами, неугодными «начальству», но обогащая их, он реализует себя как выдающийся мастер телетеатра («Борис Годунов», по А. Пушкину) и телекино («Таня», 1974, по А. Арбузову; «Фантазия», 1976, по повести И. Тургенева «Вешние воды», с участием М. Плисецкой и И. Смоктуновского, фильмы-спектакли «Тартюф», «Буря», «Дальше – тишина», «В четверг и больше никогда», «Страница журнала Печорина», «Месяц в деревне»). Есть все основания говорить также и об актерской школе Эфроса применительно не только к театру, но и к телевидению (О. Яковлева, Л. Броневой, Н. Волков, Л. Дуров).

М. Захаров – мастер телевизионной экранной формы, в сотрудничестве с Янковским создает в телекино работу за работой, и все шедевры («Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона»). Это проекты сложные, адаптация литературной классики, рассчитанная на интеллектуального зрителя.

Первый отечественный сериал «Вызываем огонь на себя», режиссера С. Колосова вышел в конце 1965 года, став телевизионной классикой

В 1967 году ТВ начало показ историко-революционного документального фильма «Летопись полувека», посвященного 50-летию Октября. «Летопись полувека» - это самые разнообразные по форме исторические картины. 50-серийный фильм положил начало созданию творческого объединения «Экран».

Художественным руководителем т/о «Экран» стал Хуциев, режиссер телефильма «Был месяц май». Характерно, что хуциевская лента оказала явное воздействие не только на игровое телекино последующих лет, но и на телекино документальное. Свидетельство тому — фильм «Зима и весна сорок пятого» (5 серий; реж.-пост. Д. Фирсова, сц. С. Жданова; Гос. премия СССР, 1973). Разумеется, как во всех вещах подобного рода, тут — неизбывное воздействие эпохальной для всего отечественного кино, в том числе и телевизионного, ленты М. И. Ромма «Обыкновенный фашизм». Однако же уроки поэтики, пластики, интонационного строя хуциевской ленты читаются здесь совершенно отчетливо. Картина Фирсовой и Ждановой подвела телекино к тому рубежу, за которым неизбежным было уже прямое включение, программно открытое соединение документального и актерского игрового начал, что и реализовалось впоследствии — по-разному — в фильмах «Стратегия Победы» (1978; художественный руководитель постановки Г. Шергова), где ведущие актеры страны, без грима и исторических костюмов, все же исполняли роли, олицетворяя образы ведущих политиков и полководцев военной поры, и в советско- американском многосерийном документальном фильме «Великая Отечественная» (20 серий; 1978; художественный руководитель Р. Кармен).

В эти годы в стране была заложена мощная современная техническая база телевизионного вещания, создано многопрограммное ТВ.

В 1968 году выходит в эфир передача «В мире животных», в 1973 – «Очевидное – невероятное»

Программа «Время» - расширенный вечерний выпуск новостей – стала выходить в эфир 1 января 1968 года.

Руководство КПСС осознавало, какую потенциальную опасность представляет ТВ и СМИ, выпущенные из-под жесткого контроля, поэтому редактора несли личную ответственность за цензуру.

Создатели цикла документальных видеофильмов «Наша биография» поставили перед собой задачу вести диалог с широким кругом телезрителей, обсуждая историю страны. Лапин, председатель Гостелерадио с 1970 по 1985 года, принимал все фильмы этой легендарной серии. Ему ничего не стоило снять с эфира объявленные передачи, даже если они пользовались спросом у зрителей и шли годами. Так он поступил с «Кинопанорамой», с циклом «История мирового кино», который вел Герасимов. Он поменял почти весь состав редакторов ЦТ.

Показало ТВ и навязанные ему фильмы «Целина», «Возрождение», созданные по книгам Брежнева. Откровенно пропагандистский характер носила передача «Ленинский университет миллионов», которая 20 лет выходила по первой программе ЦТ.

Передача «От всей души», которую вела Леонтьева, позволяла снова встретиться фронтовым друзьям, людям, спасшим жизнь другим.

Программа Авенариуса о мастерах зарубежного экрана, о кино.

Все эти программы («Кинопанорама», «Что? Где? Когда?», «В мире животных», «КВН», «Чтобы помнили») решали задачу ТВ: информировать, просвещать, развлекать. Ворошилов, Масляков, Гинзбург – каждый из них создает целое направление в телевизионном искусстве.

Власть предержащие видели в художественном вещании мощное средство воздействия на массы.

С фильмом «Вызываем огонь на себя связан фильм «Операция «Трест» (4 серии, реж. Колосов, 67 г.). Колосов отразил в своих фильмах сначала героическую борьбу советских людей в тылу врага в годы войны, а затем победу чекистов над происками контрреволюции.

Ведущий мастер многосерийного телекино Ташков создает фильмы «Майор Вихрь» (3 серии, тема – борьба советских разведчиков в тылу гитлеровской армии), затем – «Адъютант его превосходительства» (5 серий). Затем – обычный телефильм «Уроки французского» и многосерийный «Подросток».

Таким образом, заявляла о себе новая форма, самостоятельный жанр – многосерийный телефильм. Он превышал привычные прокатные нормативы: наше многосерийное телекино, а с ним и ТВ в целом, нашло себя, открыло один из главных путей взаимодействия со своей безразмерной аудиторией.

Следующий этап – шпионские истории. Вершина советского сериала – «Семнадцать мгновений весны» (1973 г.).

Потом появляется гигант «Тени исчезают в полночь» (7 серий, реж. Краснопольский), затем «Вечный зов» (12 серий). Таким образом, происходит очевидное размежевание кино и ТВ. Процесс этот завершается к середине 70-х годов.

Следующий этап развития сериала – вторжение иностранных сериалов («Рабыня Изаура», «Спрут», 88 г.). Появление на советском телеэкране латиноамериканских мыльных опер вызвало настоящий культурный шок. После дефолта 1998 г. это стало невыгодно, стали снимать свое, и это был настоящий бум отечественного сериала.

С осени 1999 г. ОРТ продолжает удачный опыт с «Вечным зовом» и подгоняет под новый формат «ТАСС уполномочен заявить...», «Большую перемену», «Цыгана», «Возвращение Будулая» и т. д., получая максимум прибыли при минимуме затрат. «Досье детектива Дубровского» и «Менты» обходят программу «Время», чего не удавалось сделать никаким альтернативным новостям.

Осуществить долгожданный прорыв к жанру и перешагнуть вожделенный рубеж сотни серий удалось лишь в 2003 г. — и сразу двум проектам: «Ундине» и «Бедной Насте». В обоих сериалах было продумано все до мелочей, начиная с названия: «Ундина» звучало по- иностранному, «Бедная Настя» — по-старинному. Были найдены потребные для сочувствия герои. В качестве представительницы прошлого появилась «наша» рабыня Изаура — крепостная Аня-Настя, бесправная и очаровательная. От лица современности выступили: бедная, но гордая и непреклонная женщина из народа, влюбленный в нее новый русский — положительный работяга-мужик, достигший всего своим горбом, и их романтическая дочь, постоянно влипающая в разные истории. Создатели «исторической» «Бедной Насти» вспомнили выдающийся успех «Петербургских тайн». Расчёт оказался верным.

В 1999 г. появились и первые успешные ситуационные комедии, не связанные с телешоу («Саша + Маша», «Городок», «Осторожно, Модерн!», «Простые истины»).

1 января 1998 г. «Улицы разбитых фонарей» вышли в эфир. Создатели сериала попали сразу в несколько болевых точек. По отношению к криминалу была найдена ироничная, отстраняющая интонация. Точно были найдены и герои: не идеальные и правильные советские «знатоки», имевшие дело с расхитителями социалистической собственности, но «простые» опера («Участок», «Каменская», «Агент национальной безопасности»).

Криминальный сериал и судебная драма: «Закон», «Бандитский Петербург: Барон». Гангстерская сага — это история мечты и история реванша («Бригада»).

Мужской сериал: приключения и подвиги («Честь имею!..», «Слепой», «Сармат», «Мужская работа», «Спецназ», «Штрафбат»).

Сериалы по литературным произведениям («Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита»). Их мало, так как они дороги и разрушают стабильную аудиторию.

 

Сериал – это не жанр, это форма. Экономически выгоден.

76. Эволюция новостных программ на отечественном телевидении.

 

Еще в 1953 г. установилась традиция: каждую субботу по Центральному ТВ шла хроника «Новости дня». А начиная с 1956 г. в конце вещательного дня стали выходить «Последние новости» - теледиктор слово в слово зачитывал новости, прозвучавшие по радио. На Шаболовку приглашали дикторов радио для прочтения новостей. В те же годы ВВС просто транслировала радионовости, а в США уже шли настоящие теленовости с ведущим- комментатором. Чуть позднее радионовости стали дополнять 2-3 сюжетами, снятыми на кинопленку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.