Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аккорд, трезвучие, виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращения трезвучий.






АККОРДЫ

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

Для помощи в изучении аккордов публикуется программа " Аккорды ",
присланная Сергеем Антонюком. Это не первая его программа.
Хочется выразить искреннюю благодарность Сергею за помощь сайту.

АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ. КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ТРЕЗВУЧИЯ. ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

Аккорд (в своем исходном виде) строится от нижнего звука вверх.

От того, какие терции входят в трезвучие и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или большое трезвучие состоит из б.3 и м.3, между крайними звуками образуется ч.5.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из м.3 и б.3, между крайними звуками образуется тоже ч.5.
3. Увеличенное трезвучие состоит из двух б.3. Между крайними звуками образуется увеличенная квинта.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух м.3, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими (благозвучными) интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы (ув.5 и ум.5).

Из этого следует, что мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное - диссонирующими.

Когда звуки аккорда расположены по терциям, то такое положение его называется основным.

Звуки, из которых этот основной вид аккорда складывается, имеют названия в контексте аккорда. Эти названия происходят из названий интервалов каждой ноты аккорда с его основным тоном. А именно: основной тон (нота), от которого Вы начинали построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй звук, терцией выше примы - терция этого аккорда, и так далее. Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их положения. Поясню: предположим, мы построим мажорное трезвучие по терциям, и узнаем, из каких нот оно должно состоять. Взять же это трезвучие на инструменте мы имеем право не обязательно в таком расположении, а, к примеру, разбросать эти три ноты в разные октавы. При этом вполне может получиться так, что терцовый тон, который при построении аккорда был вторым, окажется выше квинтового, в другой октаве. Ведь от перемещения нот по октавам ни окраска, ни название аккорда не меняются. Конечно, при таких перемещениях интервалы окажутся другими, но это как раз несущественно. Так вот, названия тонов при этих перемещениях остаются закреплены за своими нотами и перемещаются вместе с ними. Это объясняется тем, что название отражает не столько истинное расстояние ноты от основного звука аккорда, сколько ее РОЛЬ в этом аккорде. В дальнейших занятиях Вы убедитесь, что это сделано разумно.

Итак, если взять ПРИМУ аккорда (в его основном виде), и переместить ее на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного - так же, как мы это делали с интервалами. Если снова взять нижний звук нового аккорда (это будет уже его терция) и снова переместить на октаву вверх, - еще одно обращение. Ну, и если проделать это еще раз (теперь двигаться будет квинтовый тон), то в итоге получится снова исходное трезвучие, но октавой выше. И разумеется, чем больше нот в составе исходного созвучия, тем больше обращений оно может иметь. Так вот, обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом и обозначается добавлением цифры 6 к имени трезвучия, второе - квартсекстаккордом - обозначается двумя цифрами 6 и 4 .
Просьба не путать с буквенно-цифровыми обозначениями для гитары.

Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре.

Секстаккорд обозначается цифрой шесть, так как для этого аккорда характерна секста, образовавшаяся от нижнего звука к перенесенной наверх приме. Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре-шесть по интервалам, образовавшимся от нижнего звука к приме и терции.

Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного вида трезвучия, и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.

Например, требуется построить секстаккорд в Ре мажоре или квартсекстаккорд в Си миноре:

Для того чтобы уметь быстро строить обращения мажорного и минорного трезвучий от любого звука и определять их тональности, рекомендуется знать: 1) какие интервалы образуются между соседними звуками аккорда и 2) что примой в секстаккорде является верхний звук, а в квартсекстаккорде - средний звук. Эти мысленные " шаблоны", будучи просто зазубрены, могут намного облегчить Вам ориентирование и вообще всю Вашу музыкальную деятельность.

Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.

мажорный секстаккорд минорный секстаккорд мажорный квартсекстаккорд минорный квартсекстаккорд   м. 3 + ч. 4 б. 3 + ч. 4 ч. 4 + б. 3 ч. 4 + м. 3

Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд.

Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд

получили секстаккорд Си-бемоль мажора.

Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:

получили квартсекстаккорд соль минора и т.п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.