Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С практической точки зрения управление налогами включает в себя несколько направлений.

Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозирования

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы на предприятии. В этом случае надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. Каждый проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового, налогового менеджмента. А для новых масштабных программ обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.

С практической точки зрения управление налогами включает в себя несколько направлений.

Управление налогами на предприятии:

 
1. Организация налогового и бухгалтерского учета. 2. Разработка схем минимизации налогов. 3. Контроль правильности расчетов и сроков уплаты налогов  

Корпоративное налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценка решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации. Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение, например инвестирование средств, реорганизация предприятия, создание филиала, выход на новый рынок, увеличение объема производства, выбор делового партнера и т. п., должно быть оценено с учетом налоговых последствий. Следует отметить, что на уровне предприятия такие функциональные элементы корпоративного налогового менеджмента как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль неразрывно связаны и происходят как единый процесс.

Для успешного налогового планирования важнейшее значение имеет стабильность налогового законодательства. В странах с развитой рыночной экономикой существенные изменения в налоговую систему вносятся не чаще, чем раз в десять лет, а многие налоговые законы действуют без значимых изменений в течение десятилетий. В России существенные поправки к налоговым законам принимаются ежегодно. Очевидно, в таких условиях строить какие-либо перспективные схемы довольно рискованно, хотя и необходимо.

Налоговое планирование, как и любую управленческую деятельность, можно представить в виде системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы, в зависимости от которых видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.

На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных договоров, в частности: составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений. Разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки; разрабатываются текущие и среднесрочные инвестиционные планы, включая экономию на налогах как один из источников финансирования.

Стратегическое налоговое планирование – заключительный, наивысший уровень налогового планирования. Это деятельность, связана с выработкой способов оптимизации налоговых потоков предприятия; результатом этого процесса выступает налоговый план, направленный на достижение стратегических интересов предприятия. Таким образом, налоговое планирование начинается с определения стратегических целей предприятия, именно они формируют потребность в принятии тех или иных управленческих решений, в зависимости от них строится структура предприятия и связи внутри нее.

Основной целью стратегического налогового планирования является разработка на основании прогнозов и тенденций развития налоговой системы России, эволюции финансовых рынков таких моделей и вариантов ведения хозяйственных операций хозяйствующими субъектами, которые бы в наибольшей мере отвечали поставленным стратегическим целям предприятия, с учетом возможных изменений во внешней среде. Деятельность по стратегическому налоговому планированию требует не только знания современного налогового законодательства, анализа современной рыночной конъюнктуры, но и способности прогнозирования изменений в налоговом законодательстве.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на налоговые ставки. Напротив, их размеры с точки зрения налогообложения хозяйственной деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем налога на прибыль корпораций по ставкам в 44–50 % и не перебираются в «налоговые гавани», где ставки этого налога 2–5% или он вовсе не взимается. На самом деле, и в странах с «нормальными» (оптимизированной) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по «эффективной» (т. е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20–25 %. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах с более низкими налоговыми ставками. Поэтому выбор между странами с нормальным налоговым режимом и “налоговыми гаванями” далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те, и другие играют на равных.

 

Классификация и виды корпоративного налогового планирования

Говоря о классификации налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, во-вторых, временные рамки, с одной стороны, ограничивающие постановку невыполнимых задач и целей, а с другой – выступающие индикатором эффективности планируемых действий путем сравнения прогнозируемого и фактического результата.

Обобщая различные точки зрения, можно дать следующую классификацию видов налогового планирования:

1. по объектам управления: внешнее (учредителями, сторонними консультантами, представителями государственных органов и т. п.); внутреннее (исполнительными органами организации, его структурные подразделения);

2. по юрисдикции (территории действия): внутри страны (национальное); международное;

3. по длительности периода и характера решаемых задач: оперативное; тактическое; стратегическое;

4. по законности действий налогоплательщика: законное (манипулирование положениями существующего законодательства, используя его несовершенство, сложность и противоречивость); противозаконное налоговое планирование, при котором применяются противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей;

5. по стадиям финансово-производственного цикла: налоговое планирование на стадии создания предприятия; в период его существования; на стадии ликвидации;

6. по ожиданиям, возлагаемым на налоговое планирование: оптимистическое; пессимистическое; реалистическое;

7. по воздействию на налоговую нагрузку: оптимизационное (направленное на оптимизацию и минимизацию налоговых потоков предприятия); классическое (направленное на расчет будущих налоговых платежей).

Приведенное разграничение налогового планирования и мероприятий процесса налогового планирования на виды, призвано не только понять сущность данной экономической конструкции, но и способствовать реализации налогового планирования на предприятии с научно-обоснованных позиций.

 

Принципы корпоративного налогового планирования

Существует достаточно большое количество различных вариантов принципов налогового планирования. Здесь представлены наиболее грамотно отражающие налоговое планирование идеи, начала.

Налоговое планирование на предприятии основывается на особых принципах, которые представлены на рис. 1.

Другой подход представлен следующей группой принципов:

1. Принцип разумности означает, что «все хорошо – что в меру». Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие – государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.

2. Нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве.

3. Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т. д.).

 


Рис. 1. Принципы налогового планирования на предприятии

4. Принцип комплексного расчета экономии и потерь. При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.

5. При выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд политических аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет предприятие в его пополнении и т. д.

6. При выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом «золотой середины»: с одной стороны сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать ее цель и мотивы.

7. При осуществлении налоговой оптимизации уделите пристальное внимание документальному оформлению операций.

8. При планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций.

9. Принцип конфиденциальности, который означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требует соблюдения требований конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий.

10. Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).

 

Методы корпоративного налогового планирования

В зависимости от поставленных целей методы налогового планирования на уровне предприятия делятся на две основные группы: ситуационные и численные.

К ситуационным методам относят:

1) метод предварительной налоговой экспертизы новых проектов и оптимизации управленческих решений;

2) обмен налоговыми льготами;

3) о бмен долгами;

4) передача имущества в зарубежный траст;

5) использование преимуществ международных налоговых соглашений;

6) использование льгот при исчислении налогооблагаемой базы.

К численным методам относят:

1) текущий финансовый контроль;

2) метод микро балансов;

3) метод графоаналитических зависимостей;

4) матрично-балансовый метод;

5) статистический балансовый метод;

6) комбинированный балансовый метод;

7) расчетно-аналитический метод;

8) нормативный метод;

9) метод экономико-математического моделирования.

Группа ситуационных методов налогового планирования является наиболее простой и доступной для бухгалтерии. Более того, эту группу в настоящее время применяют многие бухгалтеры. Данная группа методов относится к очень важному первому этапу НП. Общая схема методов ситуационного планирования выглядит так:

По статусу предприятия, на основе его устава и в соответствии с Налоговым кодексом РФ определяется спектр налогов, которые надлежит уплачивать предприятию, уточняется ставки и льготы. Формируется так называемое налоговое поле предприятия.

1. Согласно уставу предприятия и на основе Гражданского кодекса РФ образуется система договорных отношений фирмы с учетом сформированного налогового поля.

2. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию в своей повседневной практике или совершать эпизодически.

3. Затем разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок.

4.

Устав предприятия
После этого из оптимальных ситуационных блоков хозяйственных операций составляется реальный журнал хозяйственных операций, который и служит основой бухгалтерского учета.

5. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями.

1) Метод предварительной налоговой экспертизы новых проектов и оптимизации управленческих решений заключается в разработке вариантов возможных решений, оценки эффективности каждого и выборе наиболее оптимального. С помощью данного метода решаются основные задачи стратегического налогового планирования, то есть путем оценки налоговых последствий при выборе альтернативных вариантов определяются оптимальные, наиболее эффективные направления и виды деятельности, структура подразделений.

2) Использование льгот при исчислении налогооблагаемой базы.

Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа (в этом случае кредит налогоплательщику предоставляется как бы бесплатно или на льготных условиях).

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Изъятия – это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Могут предоставляться всем плательщикам налога или отдельной их категории, как на постоянной основе, так и на ограниченный срок.

Скидки – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы.

Подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика). Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для отдельных категорий субъектов).

Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита является и безвозвратным, и бесплатным. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

· Снижение ставки налога;

· Вычет из налогового оклада (валового налога);

· Отсрочка или рассрочка уплаты налога;

· Возврат ранее уплаченного налога (части налога);

· Зачет ранее уплаченного налога;

· Целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога – перенос предельного срока уплаты полной суммы на более поздний срок; рассрочка уплаты налога – распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование – налоговая амнистия.

Целевой налоговый кредит – это замена налога (части налога) натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, налогоплательщику в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой области либо в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов).

Разновидность целевых налоговых льгот – инвестиционный налоговый кредит. Например, малые предприятия имели право уменьшать сумму налогового платежа на 10 % цен закупленного оборудования определенного вида.

Валовой доход предприятия подлежит уменьшению на сумму расходов, связанных с его получением. На этом этапе бывают часто разногласия с налоговыми органами. Для налоговых целей признаются не все расходы, а лишь текущие и необходимые для выполнения данного вида деятельности. Поэтому налоговые органы регулируют эти расходы и определяют их нормы.

На размер облагаемого дохода влияют также цены, по которым сырье и материалы зачисляются в качестве затрат. На складе предприятия могут находиться материалы, закупленные в разное время. Исчисление цены потребляемых материалов и сырья может производиться по четырем методам: ФИФО - партия первой поступившей на склад - первой передается и списывается на производство, затем по ее исчерпанию, такой же порядок применения по второй партии. ЛИФО - последняя из партий, поступившая на склад, первой списывается в производство. В обоих случаях все партии данного сырья относятся на издержки по их реальной цене, однако, в условиях повышения цен метод ЛИФО более благоприятный, поскольку позволяет списать наиболее дорогие по цене партии (более дешевые партии потом могут быть переоценены в соответствии с условием рыночных цен). В соответствии с учетной политикой предприятия могут применяться также методы: средней цены товарно-материальных запасов и цены единицы запасов.

Расходы на текущий ремонт и содержание основных средств подлежат списанию на издержки в том же порядке, что и прочие производственные расходы. Расходы на капремонт и реконструкцию, увеличивающие реальную стоимость или срок полезной жизни соответствующих производственных активов, рассматривается как капитальные расходы (т.е. идут на увеличение балансовой стоимости этих активов) и списываются в порядке амортизационных отчислений.

Теперь рассмотрим более подробно группу численных методов.

1. Текущий финансовый контроль это контроль за налоговыми платежами при периодическом составлении прогнозов их изменения и наблюдении за соответствием прогнозов реальным платежам налогов за те же периоды (простейший метод). В случае серьезных расхождений - поиск причин и разработка предложений их устранению. База для этого метода - нормативные налоговые документы.

Методы микро балансов, графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый метод, статистический балансовый метод подробно изложены в лекции № 3 «Налоговый менеджмент». Кроме этого выделяют:

Комбинированный численный балансовый метод заключается в одновременном использовании всех (или большинства) рассмотренных методов.

Расчетно-аналитический метод предполагает расчет показателей на основе анализа величин, достигнутых за прошедшие периоды, индексов и их изменения и экспертных оценок развития. Он применим при расчете и анализе налогооблагаемых баз, доходов; при составлении долго-, средне-, и краткосрочных планов налоговых платежей. Общая схема расчета приведена в табл. 1.

Таблица 1 Формирование плановых показателей по расчетно-аналитическому методу

Наименование показателей (перечень элементов планирования) Фактические величины, соответствующие базовому периоду Индексы (коэффициенты) внешних изменений Индексы (коэффициенты) внутренних изменений Плановые величины, соответствующие расчетному периоду (Гр.5=гр.2хгр.3хгр.4)
         

 

Расчетно-аналитический метод обеспечивает непрерывность и преемственность процесса налогового планирования; последующие планы базируются на фактических величинах предшествующих периодов, учитывают отклонения полученных результатов от ранее запланированных.

Этот метод позволяет проводить детальный анализ причин расхождений между плановыми и фактическими показателями по отчетным периодам и на его основе корректировать новые планы. С помощью расчетно-аналитического метода, применяемого в течение ряда лет, составляется статистическая база данных, которая, в свою очередь, служит основой для укрупненного долгосрочного планирования.

Этот метод предполагает осуществление налогового планирования как такового на основе производственных, финансовых планов, прогнозов объемов продаж, затрат, то есть обеспечивает тесную связь всех элементов планирования и финансового управления между собой. При использовании данного метода предполагается составление нескольких вариантов плана, рассчитанных на наиболее и наименее благоприятный ход развития.

8) Нормативный метод - данный метод находит применение при расчете плановых показателей по действующим нормативам - налоговым ставкам, тарифам, нормам амортизационных отчислений и т.д. Так как все ставки налоговых платежей, отчислений, взносов устанавливаются государственными органами, то есть носят нормативный характер, то при любых расчетах, связанных с налогами, указанный метод имеет место.

Расчеты по нормативному методу осуществляются по схеме:

Налогооблагаемая база
Сумма налога
Ставка налога

Х =

 

При составлении средне- и долгосрочных планов налоговых платежей следует формировать несколько вариантов, исходя из прогнозов возможных изменений действующих нормативов.

Нормативный метод применим при расчете и составлении конкретных планов налоговых платежей - долго-, средне-, краткосрочных, текущих, а также налоговых календарей. Но так как он основывается, как правило, на уже рассчитанных, готовых налогооблагаемых базах, то носит вспомогательный характер и целесообразен к использованию с другими методами налогового планирования.

Метод экономико-математического моделирования (МЭММ)

Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание исследуемого экономического процесса или объекта. Она выражает закономерности исследуемой операции в абстрактном виде с помощью математических отношений.

Данный метод заключается в определении зависимости постоянных факторов (условий проведения операции, на которые мы влиять не можем), переменных факторов (элементов решения, которые в известных пределах можно выбирать по собственному усмотрению - х1, х2 … хn) и критерия эффективности решения, выражаемого целевой функцией. Применительно к налоговому планированию, построение экономико-математической модели сводится к следующей задаче: “найти переменные х1, х2…хn, удовлетворяющие системе неравенств (уравнений), характеризующих зависимости переменных факторов от постоянных, и обращающие в min (если речь идет о сумме налоговых обязательств) или max (о величине прибыли) целевую функцию (F), то есть: F=f (х1, х2, … хn) max (min)".

 

Эффективность корпоративного налогового планирования и способы ее оценки

Данный элемент НП позволяет подвести итоги всей деятельности, направленной на оптимизацию налоговых обязательств. Традиционно базой для оценки эффективности НП служит прирост прибыли, полученный с использованием того или иного метода НП за вычетом издержек, возникающих при его применении. Более современный подход – это оценка прироста стоимости бизнеса предприятия в результате мероприятий по оптимизации налогообложения.

Для определения эффективности налогового планирования существует несколько подходов.

1) Анализ финансово-экономического состояния предприятия, когда вычисляют различные коэффициенты (например, коэффициент рентабельности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент промежуточного покрытия, коэффициент финансовой независимости), значения которых должны стремиться к существующим нормативам мировой практики.

2) Сравнительный анализ плановых и фактических показателей применимых (или которые бы применили) штрафных санкций за налоговые нарушения, потому как НП характеризуется не только полученной прибылью, но и предотвращенными штрафами. Для этого используются карты контроля за налоговыми льготами, карты изменения налогового законодательства и т.д.

3) Сравнительный анализ запланированной и фактической себестоимости продукции. Практически все прямые налоги включаются в расходы предприятия при исчислении налогооблагаемой прибыли. Также, их величина оказывает прямое воздействие на уровень себестоимости единицы продукции и в итоге - на финансовые результаты хозяйствующего субъекта. Таким образом, если предприятие заинтересовано в производстве конкурентоспособной продукции, то должно использовать методы НП, позволяющие снизить налоги в составе себестоимости.

4) Сравнительный анализ запланированных и фактически уплаченных налогов. Налоговое планирование потоков НДС наглядно показывает, насколько актуален этот подход.

5) Сравнительный анализ плановых и фактических показателей доходов при размещении предприятием своих активов и прибыли.

Этапы корпоративного налогового планирования

Налоговое планирование – неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу, а именно: организационно-подготовительного, исследовательского, планово-разработочного и основного этапа. Первый этап определяется формированием аппарата, который должен организовать всю работу по составлению плана и подготовить условия для его реализации. Второй определяется выполнением основных исследований, в т. ч. действующего налогового законодательства, предшествующих составлению плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются аналитические таблицы, выбираются нужные технико-экономические показатели. Третий этап включает в себя составление самого плана. И четвертый этап – реализация данного плана.

Рассматривая корпоративное налоговое планирование как определенную последовательность действий, направленных на оптимизацию налоговых потоков можно выделить следующих этапов налогового планирования для целей определения налогового поля (рис. 2).

В рамках этапа стратегического планирования выделяются такие этапы, как: создание действующей хозяйствующей единицы; кардинальные изменения условий функционирования предприятия и в процессе текущей деятельности предприятия, а также выделяются направления: определение целей и задач организации, сферы производства и обращения, направлений деятельности (выбор организационно-правовой формы, структуры и места расположения предприятия и его структурных подразделений); анализ предоставляемых законодательством налоговых льгот; формирование налоговой учетной политики.

Таким образом, в рамках данного этапа формируется налоговое поле организации, т. е. определяются совокупные налоговые обязательства организации.


Рис. 2- Этапы корпоративного налогового планирования

В рамках этапа оперативного планирования выделяются направления: расчет и управление налоговыми базами, составление многовариантиых налоговых моделей, рациональное размещение активов и прибыли предприятия, составление налоговых календарей.

В рамках этапа оценки эффективности налогового планирования выделяются направления: установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин; определение системы показателей, характеризующих эффективность разработанных методов.

Результаты налогового планирования и оптимизации необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и принесенных выгод, но и с точки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения, а также эффекта от реинвестирования налоговой прибыли.

Ключевую роль в налоговом планировании и оптимизации играет аналитическая стадия обработки информации для выработки управленческих решений, поступающей как от налогоплательщиков, так и от официальных органов.

 

Эффективность корпоративного налогового планирования и способы ее оценки

Данный элемент НП позволяет подвести итоги всей деятельности, направленной на оптимизацию налоговых обязательств. Традиционно базой для оценки эффективности НП служит прирост прибыли, полученный с использованием того или иного метода НП за вычетом издержек, возникающих при его применении. Более современный подход – это оценка прироста стоимости бизнеса предприятия в результате мероприятий по оптимизации налогообложения.

Для определения эффективности налогового планирования существует несколько подходов.

1) Анализ финансово-экономического состояния предприятия, когда вычисляют различные коэффициенты (например, коэффициент рентабельности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент промежуточного покрытия, коэффициент финансовой независимости), значения которых должны стремиться к существующим нормативам мировой практики.

2) Сравнительный анализ плановых и фактических показателей применимых (или которые бы применили) штрафных санкций за налоговые нарушения, потому как НП характеризуется не только полученной прибылью, но и предотвращенными штрафами. Для этого используются карты контроля за налоговыми льготами, карты изменения налогового законодательства и т.д.

3) Сравнительный анализ запланированной и фактической себестоимости продукции. Практически все прямые налоги включаются в расходы предприятия при исчислении налогооблагаемой прибыли. Также, их величина оказывает прямое воздействие на уровень себестоимости единицы продукции и в итоге - на финансовые результаты хозяйствующего субъекта. Таким образом, если предприятие заинтересовано в производстве конкурентоспособной продукции, то должно использовать методы НП, позволяющие снизить налоги в составе себестоимости.

4) Сравнительный анализ запланированных и фактически уплаченных налогов. Налоговое планирование потоков НДС наглядно показывает, насколько актуален этот подход.

5) Сравнительный анализ плановых и фактических показателей доходов при размещении предприятием своих активов и прибыли.

Показатели эффективности корпоративного налогового планирования

Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и в процентах. Совокупность показателей эффективности налогового планирования приведена в табл. 2.

Однако в силу особенностей отечественной хозяйственной среды, сформулированных ранее, невозможно привести рекомендуемые значения всех коэффициентов. Оценка эффективности возможна лишь на основе динамических расчетов, позволяющих выявить тенденции для каждой конкретной организации. Вместе с тем в отношении показателя «налогоемкость продаж» существует следующая оценочная шкала:

· если значение показателя составляет не более 20 %, то налоговое планирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых льгот и самообразованием главного бухгалтера;

Таблица 2 - Показатели эффективности корпоративного налогового планирования

· в интервале 20–45 % налоговое планирование должно стать частью общего финансового управления и контроля, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов (аудиторов);

· в интервале 45–70 % налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций, вероятнее всего потребуется сотрудничество с профессиональными налоговыми консультантами, а также юристами, специализирующимися в области налогообложения и налогового права;

· если показатель превышает 70 %, вряд ли бизнес целесообразен в дальнейшем.

Очень важное значение в налоговом планировании и в целом в корпоративном налоговом менеджменте играет полученный результат, т. е. эффективность какой-либо оптимизации величины налогов.

Чистый финансовый результат предприятия можно выразить формулой:

ЧФ = В – З – Нп – Нс – Нпр,

где: ЧФ – чистый финансовый результат; В – выручка (включая внереализационные доходы) без НДС; З – все затраты предприятия, кроме налогов; Нп – налог на прибыль; Нс – налоги, относимые на издержки (себестоимость или финансовые результаты); Нпр – прочие налоги, выплачиваемые из чистой прибыли.

Обозначив ставку налога на прибыль (в процентах) Сп, можно выразить сумму налога на прибыль следующей формулой:

Нп = Сп х (В – З – Нс),

В таком случае, можно преобразовать формулу чистого финансового результата:

ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

Выделим более жирным шрифтом чистый финансовый результат предприятия до оптимизации:

ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

При этом курсивом выделим результат после оптимизации:

В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

Тогда, можно рассчитать эффект (экономию) от оптимизации будет:

Э = ЧФЧФ = ВВЗ + З – Нп х (ВВЗ + ЗНс + Нс) – Нс + НсНпр + Нпр.

Поскольку выручка до и после оптимизации одинакова (В = В), то

Э = – З + З – Нп х (– З + ЗНс + Нс) – Нс + НсНпр + Нпр.

Эта формула позволяет оценить эффект от оптимизации налогов. При этом эффективность оптимизации зависит не столько от самого налога, сколько от финансового состояния предприятия в целом, от его финансового результата.

§ В условиях неопределенности правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков.

§ С точки зрения макроэкономических процессов отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.

В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КИС на базе Microsoft Business Solutions | Буквы о и а в корне -гор- - -гар-




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.