Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Порядок признания граждан инвалидами.






 

7.1. Условия признания гражданина инвалидом.

 

Порядок и признание лица инвалидом осуществляется согласно Федеральному закону " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановлениям Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121.

Порядок признания лица инвалидом регламентирует Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» в редакции Постановления Правительства РФ от 07.04.08 № 247. Это основной документ, по которому работают бюро медико-социальной экспертизы.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория " ребенок-инвалид" (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2000 года Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 172-ФЗ).

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

В соответствии с приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н " О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2014 № 34792) разработаны классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций и структур организма человека, обусловленных проявлениями заболеваний, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»)
Классификации видов преимущественного нарушения функций и структур организма инвалида (представленные в буквенном выражении), приводящих к ограничениям жизнедеятельности, значимым для оказания соответствующей виду нарушения ситуационной помощи.[51]

Классификации основных видов нарушений функций и структур организма и степени их выраженности: нарушение функций организма; нарушения структуры организма; комплексная оценка различных показателей.

а) нарушение функций организма – это утрата или существенное отклонение от общепринятых статистических норм физиологической функции организма человека в соответствующем периоде (возрасте) его биологического развития.
К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

- нарушения психических функций (сознания, ориентированности, интеллекта, личностных функций, функций, внимания, памяти, эмоций, восприятия, мышления и др.);

- нарушения языковых и речевых функций;

- нарушения сенсорных);

- нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций;

- нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;

- нарушения, обусловленные физическим внешним.

б) нарушения структуры организма - это аномалия, деформация, дефект, утрата анатомической части, внешнее уродство или другое значительное отклонение в структурах организма на органном, тканевом, клеточном, субклеточном или молекулярном уровне и представляют собой отклонения от общепринятых стандартов биомедицинского статуса организма человека в соответствующем периоде (возрасте) его биологического развития.

К основным нарушениям структур организма человека относятся:

- нарушения структуры нервной системы;

- нарушения структур глаза, уха и прилегающих к ним структур;

- нарушения структур сердечно-сосудистой системы, иммунной и дыхательной системы;

- нарушения структур, относящихся к пищеварительной системе, метаболизму и эндокринной системе;

- нарушения структур, относящихся к урогенитальной и репродуктивной системам;

- нарушения структур, связанных с движением;

- нарушения структуры кожи и прилегающих к ней структур.

в) при комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций и (или) структур организма человека, обусловленных проявлениями заболеваний, последствиями травм или дефектами, выделяются четыре степени их выраженности, определяющиеся качественной и количественной (балльной) оценкой, соответствующей тяжести функциональных и (или) структурных нарушений.

Бальная оценка предусматривает количественную оценку нарушений функций и (или) структур организма в диапазоне от 0 до 100 баллов, где 0 баллов – отсутствие нарушений функций и (или) структур, 100 баллов – полное (или почти полное) нарушение функции и (или) полная (или почти полная) утрата структуры:

I степень, незначительные нарушения функций и (или) структур организма человека, 0-30 баллов - соответствуют незначительной степени тяжести выраженности проявлений заболеваний, последствий травм или дефектов;

II степень, умеренные нарушения функций и (или) структур организма человека, 40-60 баллов - соответствуют умеренной степени тяжести выраженности проявлений заболеваний, последствий травм или дефектов;

III степень, выраженные нарушения функций и (или) структур организма человека, 70-80 баллов - соответствуют выраженной степени тяжести выраженности проявлений заболеваний, последствий травм или дефектов;

IV степень, значительно выраженные нарушения функций и (или) структур организма человека, 90-100 баллов - соответствуют значительно выраженной степени тяжести выраженности проявлений заболеваний последствий травм или дефектов.
При наличии нескольких функциональных и (или) структурных нарушений умеренной, выраженной или значительно выраженной степени тяжести необходимо оценивать каждую степень выраженности в отдельности.

При оценке суммарной степени нарушения здоровья следует исходить из отдельного максимально выраженного в баллах нарушения и далее установить в отношении всех других функциональных и (или) структурных нарушений наличие (или отсутствие) их влияния на увеличение суммарной количественной оценки степени нарушения здоровья. При оценке суммарной степени нарушения здоровья количественное выражение влияния всех других функциональных и (или) структурных нарушений не может превышать 10 баллов.
Количественная (бальная) оценка степени выраженности стойких нарушений функций и (или) структур организма, обусловленных проявлениями заболеваний, последствий травм или дефектов, представлена в приложении к настоящим классификациям и критериям.

Под стойкими нарушениями функций и/или структур организма, обусловленные проявлениями заболеваний, последствий травм или дефектами, понимаются нарушения, степень выраженности которых невозможно восстановить существующими методами медицинской реабилитации до 0-30 баллов:

- при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе в течение 4 месяцев после обострения (декомпенсации) хронического состояния;

- при сомнительном или относительно благоприятном клиническом и трудовом прогнозе в течение 10 месяцев активного восстановительного лечения после развития острого состояния или при состоянии после травм и реконструктивных операций;

- при сомнительном или относительно благоприятном клиническом и трудовом прогнозе в течение 12 месяцев активного восстановительного лечения туберкулеза.

Условиями признания гражданина инвалидом являются: [52]

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория " ребенок-инвалид".

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

 

 

7.2. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу[53]

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой, рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

Перечень документов для прохождения МСЭ

Для определения группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»):

1. Заявление гражданина (или его законного представителя). образец заявления на МСЭ.

2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; гражданам с 14 лет паспорт (для лиц до 14 лет: свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей или опекуна).

3. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088\у-06)

или Справка врачебной комиссии в случаях отказа в направлении гражданина на МСЭ

или Определение суда.

4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R-снимки и т.д.).

5. Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих) граждан.

6. Документы об образовании.

7. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) – производственная характеристика.

8. Педагогическая характеристика ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.

9. Педагогическая характеристика на учащегося.

10. Справка об инвалидности при повторном освидетельствовании.

11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.

Для определения степени утраты профессиональной трудоспособности:

1. Заявление гражданина (или его законного представителя), работодателя (страхователя), страховщика (ФСС), определение суда.

2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

3. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088\у-06); или Определение суда.

4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).

5. Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1, или Акт о профессиональном заболевании при первичном обращении на МСЭ.

6. Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих) граждан.

7. Заключение Органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего при первичном обращении на МСЭ.

8. Заключение врачебной комиссии ЛПУ о нуждаемости в медицинской реабилитации.

9. Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.

10. Справка о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах при повторном освидетельствовании.

 

Для разработки (коррекции) Индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР):

1. Заявление гражданина (или его законного представителя).

2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; гражданам с 14 лет паспорт (для лиц до 14 лет: свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей или опекуна).

3. Справка об инвалидности.

4. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088\у-06); или Направление гражданина на МСЭ, выдаваемое органом социальной защиты.

5. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).

6. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) – производственная характеристика.

7. Педагогическая характеристика ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.

8. Педагогическая характеристика на учащегося.

9. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.


Для разработки (коррекции) Программы реабилитации пострадавшего (ПРП):

1. Заявление гражданина (или его законного представителя).

2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

3. Направление лечебного учреждения (Форма 088\у-06).

4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).

5. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) – производственная характеристика.

6. Заключение врачебной комиссии ЛПУ о нуждаемости в медицинской реабилитации.

7. Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.

Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы

 

«Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», утверждённый приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н (Извлечение)

 

1. Для всех видов экспертизы:

- Документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (лица без гражданства).

- Заявление о предоставлении государственной услуги.

- Направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органом социальной защиты населения или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение; справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.

 

2. Для установления степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (дополнительно):

- Акт о несчастном случае на производстве; акт о случае профессионального заболевания; решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; заключение государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов) о причинах повреждения здоровья, или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные до 06.01.2000.

- Трудовая книжка (для не работающих) или её заверенная копия (для работающих).

- Заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию (предоставляется работодателем или страховщиком).

 

3. Для определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) близкого родственника гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего по контракту) (дополнительно):

- Справка о составе семьи из жилищно-эксплуатационного органа или органа местного самоуправления;

- Документ, удостоверяющий личность отца, матери, жены, мужа, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постороннем уходе.

- Свидетельство о рождении родных брата или сестры.

- Свидетельство о рождении родителей военнослужащего или призывника (при нуждаемости в уходе бабушки или дедушки).

- Решение суда (при нуждаемости в уходе усыновителей).

- Свидетельство о браке (при нуждаемости в уходе жены, мужа).

- Справка из органа социальной защиты населения о том, что нуждающееся в постороннем уходе лицо не находится на полном государственном обеспечении.

 

4. Для определения причины инвалидности (дополнительно):

- Сведения из медицинской организации, подтверждающие наличие стойких ограничений жизнедеятельности у заявителя в возрасте до 16 лет (у учащихся до 18 лет) – для установления причины «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны».

- Сведения из медицинской организации о наличии оснований для отнесения начала заболевания бывшего военнослужащего к периоду пребывания на фронте (выполнения интернационального долга в Афганистане) - для установления причины «военная травма» без военно-медицинских документов.

- Заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий (травм, ранений, контузий), заболеваний – для установления причин: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы» и т.д.

- Справка о получении увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы.

- Заключения межведомственных экспертных советов о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием – для причины инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.

 

5. Для определения причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы:

- Заявление члена семьи умершего.

- Паспорт заявителя либо другой документ, удостоверяющий его личность.

- Копия медицинского свидетельства о смерти.

- Выписка из протокола (карты) патологоанатомического исследования.
Копия справки об инвалидности, если умерший признавался инвалидом.

- Медицинские документы умершего, имеющиеся на руках у заявителя.

 

6. Для установления стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации:

- Заявление сотрудника о направлении его на МСЭ.

- Направление на медико-социальную экспертизу, оформленное медицинской организацией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

- Свидетельство о болезни с заключением о не годности или ограниченной годности в военной службе вследствие военной травмы.

- Копия приказа об увольнении по болезни.

При направлении на медико-социальную экспертизу лечебно-профилактическими учреждениями заполняется «Направление на медико-социальную экспертизу, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину» (учетная форма № 088/У-06, утверждена приказом Министерства здравоохранения и социальной политики РФ № 77 от 31.01.2007).

Если на медико-социальную экспертизу направляют органы социальной защиты или органы пенсионного обеспечения, заполняется «Направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение гражданина, либо органом социальной защиты населения» (утверждена приказом Министерства здравоохранения и социальной политики РФ № 874 от 25.12.2006).

Больной может прийти с формой № 88, а если ему отказали, он может принести направление из отдела социальной защиты. Если больному отказано и там, то он должен иметь медицинские документы, подтверждающие снижение степени жизнедеятельности (амбулаторная карта больного и т.п.). В этом случае медицинские работники МСЭ могут отправить больного на дообследование.

Для проведения МСЭ для установления инвалидности можно обратиться: лично; через законного представителя; почтой;

В случае отказа лечебно-профилактическим учреждением, органами социальной защиты или пенсионного обеспечения в направлении на медико-социальную экспертизу, гражданину выдается справка, позволяющая ему самому либо его законному представителю обратиться в бюро МСЭ самостоятельно.

Если гражданин не может прибыть в бюро МСЭ по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому. Решение об этом может принять бюро МСЭ заочно или на основании заключения лечебно-профилактического учреждения, где проводилось лечение.

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. На медико-социальную экспертизу может направить:

- лечебно-профилактические учреждения.

- органы социальной защиты населения.

- органы пенсионного обеспечения.

7.3. Порядок проведения медико-социальной экспертизы и периодичность переосвидетельствования инвалидов.

 

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).[54]

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.

В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты).

По результатам проведенной медико-социальной экспертизы составляется акт, который подписывают руководитель бюро, где проводилась экспертиза и специалисты, участвовавшие в принятии решения.

В результате проведенной медико-социальной экспертизы выдается:

- справка, подтверждающая установление инвалидности (оригинал, 1 шт.) на утвержденном бланке;

- специалисты бюро выдают гражданину, признанному инвалидом, справку, подтверждающую факт установления инвалидности;

- индивидуальная программа реабилитации инвалида (оригинал, 1 шт.) на утвержденном бланке.

Специалисты бюро, принимающие решение, для гражданина, признанного инвалидом, разрабатывают индивидуальную программу реабилитации инвалида или индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида, которую утверждает руководитель соответствующего бюро.

Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом (оригинал, 1 шт.) на утвержденном бланке.

Специалисты бюро, выписку из акта освидетельствования, признанного инвалидом, направляют в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.[55]

Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро.

Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро его заявления о проведении МСЭ.

Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, или переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока могут проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.[56]

Переосвидетельствование может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 " О порядке и условиях признания лица инвалидом" переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, предусмотренном для медико-социальной экспертизы инвалидов.

Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп - один раз в год, а детей - инвалидов - один раз в срок, на который ребенку установлена категория " ребенок - инвалид".

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за два месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков проводится по направлению учреждения здравоохранения в связи с изменением состояния его здоровья.

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается:

- мужчинам старше 60 лет;

- женщинам старше 55 лет;

- инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами;

- другим инвалидам в соответствии с утвержденными критериями[57].

Переосвидетельствование лиц, инвалидность которым установлена без срока переосвидетельствования, проводится в случаях выявления подложных документов, на основании которых установлена инвалидность.

Постановление Правительства № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» от 07.04.2008 г. и Постановление № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» от 07.04.2008, являются документами внесшими значительные изменения в законодательную базу признания лица инвалидом и его последующего переосвидетельствования.

Также определен Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений и условий, согласно которому инвалидность устанавливается бессрочно. Это исключит необходимость как повторного обращения граждан в лечебно-профилактические учреждения для оформления направления медико-социальную экспертизу (МСЭ), так и само переосвидетельствование граждан в федеральных учреждениях МСЭ.

Определены условия по отдельным нозологическим формам установления инвалидности без указания срока переосвидетельствования (при патологии органа зрения, при врожденных дефектах, врожденной глухоте, и пр.).

В рамках реализации данного постановления будут определены медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации, как с указанием срока действия индивидуальных программ реабилитации инвалида (и индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида), так и без указания срока переосвидетельствования. Это исключит необходимость повторного переосвидетельствования для получения технического средства реабилитации.

Определен порядок выплаты компенсации, если инвалиды и ветераны самостоятельно обеспечили себя соответствующим техническим средством реабилитации за собственный счет.

Предусмотрена компенсация, если инвалид, ветеран самостоятельно произвели ремонт соответственно технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, ранее эта норма отсутствовала.

Постановлением установлено, что технические средства реабилитации, передаваемые инвалидам, а протезы, протезно-ортопедические изделия - ветеранам бесплатно в безвозмездное пользование сдаче не подлежат.

Главное бюро медико-социальной экспертизы не позднее месяца со дня поступления заявления проводит медико-социальную экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в органе социальной защиты населения Российской Федерации.

Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производящей медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы. Положение о независимой медицинской экспертизе утверждается Правительством РФ. При производстве независимой экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

Максимально допустимое время исполнения государственной функции в суммарном исчислении, без учета времени необходимого для реализации программы дополнительного обследования с учетом времени подготовки ответа гражданину, не должно превышать 3 рабочих дней.

Контроль над порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов и порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 " Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 года N 206 " О Федеральном медико-биологическом агентстве" ФМБА России также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных организаций.

В последнее время уже принят ряд нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность, в том числе, Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N 247 " О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом", определен Перечень заболеваний, дефектов, и условий, согласно которому инвалидность устанавливается бессрочно, что исключает необходимость, как повторного обращения граждан в лечебно-профилактические учреждения для оформления направления на медико-социальную экспертизу, так и само переосвидетельствование граждан в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы.

Перечень заболеваний, дефектов, условий, при котором группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, адаптирован к МКБ-10, с учетом предложений Всероссийской общественной организации инвалидов. Определен срок наблюдения федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, по перечню - в течение 2 лет, после которого группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования. При основных формах заболеваний этот срок необходим для проведения комплекса лечебных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций здоровья больных и инвалидов, или ослаблении последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в состоянии больного.

Вопросы обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы также регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95 " О порядке и условиях признания лица инвалидом".

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе, степени ограничения способности к трудовой деятельности). В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности. Таким образом, ограничение способности к трудовой деятельности является одним из семи видов ограничений жизнедеятельности. В настоящее время пенсионирование инвалидов в целом определяется степенью ОСТД, а не группой инвалидности.

Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта РФ, и числа свидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одного бюро на 70— 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1, 8—2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться в расчете на иную численность населения и числа освидетельствуемых в год граждан.[58]

В штатный норматив бюро МСЭ входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог.

Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей медсестры, медицинского регистратора и шофера.

При необходимости в штатный норматив бюро могут быть введены врачи-педиатры, специалисты по функциональной диагностике, по профориентации, по эргономике, физиологии труда, педагог, сурдопереводчик и другие специалисты.

В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения.

В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля (в зависимости от потребности в экспертно-реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи.

В случае необходимости при главном бюро МСЭ может быть создано стационарное отделение экспертизы трудоспособности, задачей которого является уточнение диагноза и изучение функций организма больного.

Количество составов специалистов, входящих в штатный норматив главного бюро, определяется в зависимости от числа бюро, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ, из расчета один состав специалистов на четыре бюро.

Для проведения медико-социальной экспертизы граждан главное бюро МСЭ может привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам.

 

7.4. Порядок обжалования решений МСЭ.

Законодательством предусмотрено: если гражданин или его законный представитель не согласен с решением филиала бюро медико-социальной экспертизы, то он может обжаловать это решение в главное бюро МСЭ в своем регионе, а при несогласии с решением главного бюро - в Федеральном бюро. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По данным мониторинга Федерального медико-биологического агентства, в 2008 году в судебном порядке обжаловано 2764 дела, или 0, 06 % от общего количества освидетельствований 4, 76 млн. человек. Удовлетворено 210 судебных исков, что составляет 0, 004 % от общего количества освидетельствований, или 7, 6 % от числа обжалованных решений учреждений медико-социальной экспертизы.

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Но, в то же время, обжаловать решение первичного бюро сразу в суд нерационально, поскольку в суде специалистов по медико-социальной экспертизе нет и грамотный судья в качестве арбитра вынужден будет прибегать к консультативной помощи экспертов из главного бюро - только потратитесь на адвоката. Поэтому решение первичного бюро рациональнее обжаловать в вышестоящее главное бюро. Кроме того, судебные тяжбы могут длиться годами (надо оплачивать услуги адвоката), а освидетельствование в вышестоящем Главном бюро по обжалованию проводится в течении максимум 1 месяца.

 

 

Тема 8. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности работников.

8.1. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности

 

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Правительство Российской Федерации утвердило Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации утвердило критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; форму программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Лицам, получившим трудовое увечье в период прохождения обучения (практики) или при выполнении других работ, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается по той профессии, которой они обучаются или считают основной.

Срок переосвидетельствования на МСЭ при проценте УПТ – через 6 месяцев – 1-2 года в зависимости от характера последствий трудового увечья и возможности полного восстановления трудоспособности в результате лечения или медико-социальной реабилитации.

Без переосвидетельствования процента УПТ устанавливается при стойких необратимых последствиях трудового увечья и при достижении мужчинами возраста 60 лет, а женщинами – 55 лет.

Возможно досрочное переосвидетельствование по заявлению потерпевшего и в случае обжалования решения МСЭ первичного звена на МСЭ высшего звена.

МСЭ определяет процент УПТ независимо от времени обращения потерпевшего, за весь период, истекший со дня получения трудового увечья.

Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. №789) определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуются - пострадавшие).[59]

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения).

В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.

Учреждение медико-социальной экспертизы обязано ознакомить пострадавшего в доступной для него форме с настоящими Правилами.

Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.

Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

Учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности.

В направлении указываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей его организма и результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий.

В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности у пострадавшего учреждение здравоохранения может направить его в учреждение медико-социальной экспертизы для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.

В случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.

На основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия.

Экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.

В случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100%.

В случае если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90%.

В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60%.

В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30%.

Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100 процентов.

При повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учетом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.

В случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.

При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

Программа реабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятия экспертного решения по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Данные освидетельствования пострадавшего и экспертное решение заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования пострадавшего, которые подписываются руководителем учреждения медико-социальной экспертизы, специалистами, проводившими освидетельствование, заверяются печатью этого учреждения и со всеми медицинскими документами хранятся 10 лет в указанном учреждении.

Результаты освидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение.

Специалисты, принимавшие экспертное решение, дают разъяснения пострадавшему или его представителю.

Справка учреждения медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при необходимости и программа реабилитации выдаются пострадавшему на руки под расписку.

Выписка из акта освидетельствования с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в 3-дневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю) или страховщику, а также выдаются пострадавшему, если освидетельствование было проведено по его обращению.

Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один год или два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

В случае пропуска пострадавшим срока очередного переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается при наличии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда (судьи).

Переосвидетельствование пострадавшего ранее сроков, указанных в настоящих Правилах, производится в случае:

- изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов;

- выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.

Учреждение медико-социальной экспертизы проводит освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий для оценки их эффективности в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего.

Пострадавший, его представитель, работодатель (страхователь) или страховщик в случае несогласия с решением учреждения медико-социальной экспертизы может обжаловать его, представив письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование пострадавшего, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.

Главное бюро медико-социальной экспертизы в месячный срок со дня поступления заявления проводит переосвидетельствование пострадавшего и на основании полученных результатов выносит решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, который может поручить проведение переосвидетельствования пострадавшего другому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением правительства РФ от 3.06.95 г. утверждено Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Пострадавшим на производстве признаются только те, кто выполнял задание в инте






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.