Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды группировок






1. В зависимости от задач, решаемых с помощью метода группировок, различают следующие виды статистических группировок:

1.1 Типологические;

1.2 Структурные;

1.3 Аналитические.

1.1 Качественно однородные группы совокупностей, т. е. объекты, которые по своим группировочным признакам близки друг к другу, называют типологической группировкой.

Примером типологической группировки являются: группировка земель, по формам собственности, группировки стран по социально-политическому устройству, предприятий – по форме собственности, населения – по месту проживания (городское и сельское). Основное внимание в типологической группировке должно уделяться идентификации типов и выбору группировочного признака. Для построения типологической группировки необходимо воспользоваться количественными и качественными (атрибутивными) признаками.

Группировка по качественному (атрибутивному) признаку предполагает, что число выделенных групп соответствует фактическому числу градаций этого признака. По количественному признаку необходимо правильно установить интервал группировки, определить необходимое число групп. Проблема определения интервалов типологической группировки решается на основании выделения таких количественных границ изменения группировочного признака, при которых явление изменяет или приобретает новое качество.

В типологической группировке от числа существующих социально–экономических типов зависит число групп. От состава, структуры однородных групп и изучения вариации признаков внутри однотипной совокупности и однотипных групп на основе построения структурной группировки зависят социально–экономические типы явлений.

1.2 Разделение однородной совокупности на группы с целью выявления ее внутренней структуры называется структурной группировкой. Она характеризует состав совокупности, объем (весомость) ее отдельных групп.

Здесь также рассматриваются количественные и атрибутивные признаки. Примером является группировка рабочих склада по квалификации.

По атрибутивному признаку группы отличаются друг от друга по характеру признака. Количественный признак также предполагает определение числа групп и ширины интервала.

 

 

Таблица 1 – Группировка потребителей йогурта по возрасту

Группы потребителей по возрасту, лет Число потребителей, чел.
Менее 20 20-30 30-40 40-50 50-60 Старше 60 10 40 30 10 6 4
Итого  

Анализ структурных группировок, взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменение структуры изучаемых явлений, т.е. структурные сдвиги, что отражает закономерности их развития.

Основная задача статистических группировок – исследование связей и зависимостей между признаками единиц статистической совокупности, которая решается с помощью построения аналитических группировок.

1.3.Аналитическая группировка – это группировка, выявляющая взаимосвязи и взаимозависимости между изучаемыми социально–экономическими явлениями и признаками, их характеризующими.

Все признаки в статистической науке можно подразделять на факторные и результативные. Признаки, которые оказывают большое влияние на изменение результативных признаков, называют факторными. Признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков, называют результативными.

Важная задача при построении аналитической группировки – выбор числа групп, на которые необходимо разбить изучаемую совокупность единиц наблюдения, и определение их границ.

Требования, которые необходимо соблюдать в процессе построения аналитических группировок:

· каждая изучаемая группа должна содержать однородные единицы совокупности по группировочному признаку,

· количество единиц в каждой изучаемой группе должно быть достаточным для того, чтобы получить статистические характеристики изучаемого объекта.

Для исследования наличия зависимости между изучаемыми явлениями следует:

1. Данные сгруппировать по одному из признаков,

2. Вычислить в каждой группе среднее значение второго признака,

3. Сопоставить изменения изучаемых признаков.

Если с увеличением или уменьшением группировочного признака увеличиваются значения второго признака, то связь (прямая или обратная) между ними существует.

Таблица 2 – Группировка магазинов по численности работников (данные условные)

Численность работников, чел. Количество магазинов Средняя фактическая продолжительность рабочей недели, ч.
До 5   42, 0
5-10   39, 5
11-19   38, 1
20-49   37, 4
50-99   37, 6
100 и более   37, 2

Данные показывают, что между размером предприятия и занятостью его работников существует связь: чем больше по количеству работающих магазин, тем короче рабочая неделя.

2. В зависимости от количества группировочных признаков группировки бывают:

2.1 Простые

2.2 Комбинированные

2.1 Простой называется группировка, если группа образована только по одному признаку. Если разбить группу на подгруппу в соответствии с определенными признаками, то такую группировку называют комбинированной.

2.2 Комбинированной считается группировка, когда разбивка совокупности на группы производится по двум и более группировочным признакам, взятым в сочетании (комбинации) друг с другом. Комбинационные группировки позволяют изучать единицы совокупности одновременно по нескольким признакам.

Комбинированные группировки применяются при изучении сложных социально–экономических явлений и процессов. Для того чтобы построить комбинированную группировку, необходимо выявить наличие достаточно большого числа наблюдений.

Например, распределив группы потребителей йогурта по полу, получим комбинированную группировку.

Таблица 3 – Группировка потребителей йогурта по возрасту и полу

Группы потребителей по возрасту, лет Число потребителей, чел.
всего в т. ч.
мужского пола женского пола
Менее 20 20-30 30-40 40-50 50-60 Старше 60   10 40 30 10 6 4   4 17 12 6 3 1   6 23 18 4 3 3
Итого      

Для того чтобы найти скопление (в мерном пространстве) объектов (точек), необходимо применить многомерную группировку .

3. По используемой информации различают группировки:

3.1 Первичные – производятся на основе исходных данных, которые были получены в результате статистического наблюдения;

3.2 Вторичные – это результат соединения или расчленения группировки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.