Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: информационное обеспечение логистики

Лекция 2

 

Место подсистемы информационного обеспечения в логистике

 

В течение последних лет бурно развиваются логистические технологии, основанные на ИКТ. ИС занимают в этих технологиях центральное положение. Кроме того, все большее внимание обращается на информационный поток (ИП), при помощи которого

ü планируют материальный поток,

ü управляют им и

ü контролируют его.

Возрастание роли ИП в логистике обусловлено, в частности, следующими причинами:

ü необходимым элементом потребительского логистического сервиса является информация о статусе заказа, наличии товара, времени поставки, отпускных документах;

ü наличие полной и достоверной информации с позиции управления запасами логистической цепи может уменьшить потребность в трудовых резервах за счет минимизации относительности черты спроса.

Информация на сегодняшний день становится логистическим производственным фактором.

Благодаря её (информации) эффективной обработке

ü могут существенно сократиться расходы на складирование,

ü улучшиться управление запасами (за счёт согласованности действий поставщика и потребителя),

ü возможна замена складирования готовой продукции складированием полуфабрикатов и сырья.

Благодаря оперативному использованию информации удается ускорить транспортировку путём согласования всех звеньев транспортной цепи. В то же время недостаток своевременной информации вызывает накопление материала, поскольку неуверенность потребителя, как и неуверенность поставщика, обычно вызывает желание подстраховаться. Конкретные потребности логистического менеджмента определяют ИП в ЛС.

Пример.

В качестве примера рассмотрим схему источников сведений и появляющихся информационных движений при прогнозировании рассредоточения запасов выпущенной продукции в распределительной сети.

При планировании предприятием запасов готовой продукции учитываются

· запросы потребителей,

· прогнозирование объема продаж,

· решение о распределении,

· затраты на управление запасами.

Отражающая запросы потребителей информация детализирует

· классы и группы потребителей в определенной части рынка,

· пути доставки готовой продукции каждой группе и

· формирование логистического сервиса.

Информационные потоки несут информацию о

· продуктовых требованиях,

· стоимости готовой продукции,

· процедуре заказа и доставки готовой продукции потребителям.

Для прогнозирования объема продаж информационные источники включают в себя такие сведения, как:

1) информация о предыдущих продажах конкретного ассортимента рынка;

2) количество продаж товаров конкурентов;

3) весь объем продаж данного участка рынка;

4) рыночный спрос на готовую продукцию;

5) достоверность и точность информации о предыдущих продажах;

6) планируемые изменения качественных характеристик готовой продукции;

7) экономические направления в изменении структуры потребительского спроса;

8) краткосрочные прогнозы в системе распределения готовой продукции;

9) прогноз развития новых рынков.

Рассмотренный в примере ИП для одной функции логистического менеджмента дает представление о сложности и многообразии информационных потоков в логистической системе.

Т.о., очевидно, что эффективное использование информации значительно увеличивает гибкость логистической системы (например, можно использовать ресурсы для достижения конкретных преимуществ).

В свою очередь ИТиСЛ используются для оперативной передачи, обеспечения целостности в процессе передачи и эффективной обработки ИП-ов, с целью оперативного получения достоверной, точной (достаточно детализированной) и наиболее актуальной информации и помощи в выборе оптимального решения.

Соответственно, очевидно, что для эффективного использования ИТиСЛ должны сочетать в себе ТО ИТ, ТО коммуникационных технологий и прикладное ПО, а квалифицированное совершенствование информационного обеспечения может принести значительный экономический эффект.

 

Логистическая информация и формы её представления

 

Еще несколько лет назад под информационным обеспечением логистического процесса движения товаров от поставщика к потребителю подразумевалась лишь сопроводительная документация. В настоящее время объединение логистических субсистем (логистики снабжения, производственной логистики, распределительной логистики) осуществляется посредством внедрения логистических информационных систем. Соответственно одними из ключевых понятий логистики стали понятия логистической информации, информационного потока и информационной системы.

Логистическая информация – это целенаправленно собираемая совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес и подлежащих регистрации и обработке для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.

Существует три формы представления логистической информации:

· символьная,

· текстовая,

· графическая.

 

Значимость роли логистической информации и информационных потоков обусловлена, например, следующими факторами

Ø Современному потребителю важна, во-первых, информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и др., она является необходимым элементом потребительского логистического сервиса.

Ø Во-вторых, наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности в спросе.

Ø И, наконец, в-третьих, актуальная и достоверная информация повышает гибкость логистической системы с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкретных преимуществ.

 

Напомним, что

Информационный поток – совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

ИП может существовать в виде

· бумажных и

· электронных документов.

Информационные потоки несут информацию о продуктовых требованиях, стоимости готовой продукции, процедуре заказа и доставки готовой продукции потребителям. Для прогнозирования объема продаж информационные источники включают в себя такие сведения, как:

1) информация о предыдущих продажах конкретного ассортимента рынка;

2) количество продаж товаров конкурентов;

3) весь объем продаж данного участка рынка;

4) рыночный спрос на готовую продукцию;

5) достоверность и точность информации о предыдущих продажах;

6) планируемые изменения качественных характеристик готовой продукции;

7) экономические направления в изменении структуры потребительского спроса;

8) краткосрочные прогнозы в системе распределения готовой продукции;

9) прогноз развития новых рынков.

Логистическая информационная система – интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и технологии, которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Характеристики, классификация, показатели логистических информационных потоков

 

Наиболее часто используемые классификации информационных потоков приведены на рисунке 1.

 

Рис. 1 – Классификации информационных потоков.

Логистический менеджмент располагает многочисленными показателями и характеристиками ИП:

1) терминологией передаваемых сообщений, видами данных, документами;

2) объемами данных;

3) скоростью передачи данных;

4) пропускной способностью информационных каналов;

5) помехозащищенностью.

По времени возникновения ИП делят на:

· регулярные (стационарные);

· периодические;

· оперативные.

По степени открытости и уровню значимости ИП бывают открытые, закрытые, коммерческие, секретные (конфиденциальные), простые, заказные.

По способу передачи данных: курьер, почта, телефон, телеграф, радио, телевидение, электронная почта, факс, телекоммуникационные сети.

ИП измеряется количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

За единицу количества информации принята двоичная единица – бит или байт.

В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также количеством обрабатываемых или передаваемых документов; суммарным количеством т.н. документострок, обрабатываемых или передаваемых документов.

Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.

Например, в крупном магазине продовольственных товаров более 50% обращающейся здесь информации составляет информация, поступающая в магазин от поставщиков (товарно-сопроводительные документы) Кроме указанной информации, внутримагазинный торгово-технологический процесс с его многочисленными логистическим операциями сопровождается возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина (около 20%). Вся остальная информация, призванная обеспечить работу магазина, не относится к логистической информации.

В ИТиСЛ ИП рассматривается с точки зрения свей информационной функции.

Информационная функция – функции ИС, включающие получение, обработку и передачу информации о состоянии объекта управления или внешней среды персоналу или за пределы информационного контура организации/предприятия.

Информационная функция может быть реализована, как комплексом средств автоматизации, так и персоналом ЛС.

Хранение информации в ИС обеспечивается при помощи технологий баз данных.

Для передачи ИП чаще всего используются информационные сети.

Информационная сеть – сеть, предназначенная для обработки, хранения и передачи данных.

Напомним.

Информационная сеть состоит:

· из абонентских и административных систем; и

· из связывающей их коммуникационной сети.

В зависимости от расстояния между абонентскими системами, информационные сети подразделяются на

· глобальные,

· территориальные и

локальные.

Различают

· универсальные и

· специализированные

информационные сети.

Средства управления информационными потоками

В информационной системе – отдельные данные, доводящиеся до логистов в нужное время и в нужное место и в нужном объеме. Особое значение приобретает управление информационным потоком.

Управлять ИП можно следующим образом:

1. изменяя направление потока;

2. ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема;

3. ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

 

Непосредственно средства управления могут быть

· аппаратными

· программными

· организационно-административными и т.п. (см. способы воздействия управляющей части на объект управления).

Процесс управления потоками включает

· анализ рынка поставщиков и потребителей,

· координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг,

· гармонизацию интересов участников логистической системы ради достижения максимальной конкурентоспособности организации.

Типичными задачами, решаемыми системой управления логистической структурой (включая АСУ), являются:

· определение структуры складов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек;

· оптимизация схемы транспортных операций для снижения издержек;

· выбор мест производства товара для поставки на конкретный рынок.

Соотношение информационного и материального потоков

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка логистической информации, циркулирующей в логистических системах.

ИП представляет собой более сложное явление, чем материальный, в частности, он охватывает и такие подразделения предприятия, через которые материальные объекты прямо не проходят.Типичным является присутствие рядом с материальным потоком нескольких информационных. Сопровождающие отдельные логистические функции информационные потоки могут быть очень сложными и насыщенными в плане документооборота.

Информационный и материальный потоки взаимно влияют друг на друга и каждый из этих потоков может порождать один или несколько потоков другого типа.

ИП может

· опережать материальный,

· следовать одновременно с материальным или

· отставать от материального.

 

При этом ИП может быть направлен как

· в одну сторону с материальным (в системах толкающего типа),

· так и в противоположную (в системах вытягивающего типа).

Например.

Опережающий ИП во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережающий ИП в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременно с материальным потоком поступает информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется ИП, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контролируемое исследование | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.