Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема урока. Наречие (понятие).

НАРЕЧИЕ

Оборудование: индивидуальные карточки с вопросами когда? куда? где? откуда? как?

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного по теме «Правописание личных окончаний глагола».

1. Вопросы классу.

К какой части речи относятся слова, которые обозначают действие или состояние предмета?

Для чего вы изучаете глаголы?

Когда в окончании глагола надо писать е?

Когда в окончании глагола надо писать ц?

Что надо знать о правописании окончания глагола 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени?

2. Выборочный диктант. Учитель диктует глаголы, учащиеся пишут их в два столбика по спряжениям.

Темнеет, приносит, рассказывает, летает, косит, красит, строит, уходит, помогает, поливает, копает, барабанит, пилит, отвечает, сверкает, думает.

Проверка. Прочитайте глаголы I спряжения. Как вы узнали, что написанные вами глаголы относятся к глаголам спряжения?

Прочитайте глаголы II спряжения. Какое вы написали у них окончание?

III. Объяснение нового материала. Дан текст выделенными наречиями.

Летом я был в лагере. Часто ходили мы работать в колхоз. Однажды пионеры помогали колхозникам убирать сено. Неожиданно издалека послышались раскаты грома. Туча медленно приближалась. Ярко сверкала молния. Пионеры быстро сложили сено в копны и до дождя вернулись домой.

1.Разбор предложений.

Прочитайте второе предложение и выделенное в нем слово.

С каким словом оно связано?

Какой частью речи является слово ходили?

Выпишите выделенное слово вместе с глаголом ходили; к выделенному слову поставьте вопрос. Так же разберите и остальные предложения, на доске должна получиться запись.

ходили (к а к?) часто

помогали (когда?) однажды

послышались (как?) неожиданно

послышались (откуда?) издалека

приближалась (как?) медленно

сверкала (как?) ярко

сложили (как?) быстро

2. Вывод. Слова, которые обозначают признаки действий, называются наречиями. Наречия отвечают на вопросы когда? как? куда? где? откуда?

IV. Упражнения на закрепление нового материала.

1. Списать. Подчеркнуть наречия, перед ними поставить вопрос.

Рано утром ты проснись, Назад, вперед наклонись.

на зарядку становись. Тихо, плавно опустись.

Руки вверх, руки вниз! А теперь поднимись.

Вправо, влево повернись. Бодро, весело пройдись.

Проверка. Прочитайте подчеркнутые вами наречия. (Постановка вопросов к наречиям проверяется с помощью индивидуальных карточек с вопросами.)

2. К данным глаголам написать подходящие по смыслу наречия из слов для справок. К наречиям поставить вопросы.

Видит, летит, поедет, повернул, разговаривает, вернулся, звенит, оглянулся, возвратился.

Слова для справок: издалека, налево, высоко, плохо, вокруг, громко, наверху, назад, вечером.

Проверка. Прочитайте первое сочетание глагола с наречием. На какой вопрос оно отвечает? И т. д.

3. Игра «Отгадай». Учащиеся называют наречия, противоположные данным.

Прежде —.... Легко —....

Вдали —.... Налево —....

Быстро —.... Вперед —....

Далеко —.... Назад —....

Высоко —.... Чисто —....

Здесь —.... Плохо —....

V. Итог урока.

1.Проверка усвоенного при помощи вопросов.

С какой частью речи вы познакомились?

Какие слова называются наречиями?

На какие вопросы отвечают наречия?

2. Выставление оценок.

VI. Задание на дом.

1. Выучить правило.

2. Списать упражнение из учебника, в котором нужно подчеркнуть наречия, относящиеся к выделенным глаголам.

Тема урока. Правописание наречий с о и а на конце.

Оборудование: таблица «Запомни и пиши правильно» (табл. 71); индивидуальные карточки с о и а.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного по теме «Наречие» по вопросам.

Какую часть речи вы изучаете? Какие слова называются наречиями?

На какие вопросы отвечают наречия и что они обозначают?

Назовите наречия, обозначающие время действия. Назовите наречия, обозначающие место действия. Назовите наречия, обозначающие способ действия.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель читает прилагательные, взятые из домашнего упражнения. Учащиеся называют образованные от них наречия.

IV. Грамматический разбор предложения

Высоко в небе пролетает стая перелетных птиц.

а) Задания классу.

Прочитайте предложение.

Напишите над словами сокращенно, к какой части речи принадлежит каждое слово предложения.

Подчеркните буквы, части слова, целые слова, при написании которых надо было применить правила.

б) Вопросы и задания отдельным учащимся.

Разберите предложение по частям речи.

Докажите принадлежность слов к названным вами частям речи.

Прочитайте слова, при написании которых вы использовали правила: «Предлог — слово, предлог со словом пишется раздельно»; «Приставка — часть слова, приставка пишется со словом слитно».

Как вы узнали, что в предлог?

Докажите, что про-, пере- являются приставками.

Прочитайте в предложении родственные слова (однокоренные).

Почему они так называются?

Назовите в слове пролетает безударную гласную.

Какое правило надо помнить, чтобы не допустить ошибки в написании безударных гласных?

Можно ли в слове пролетает правописание безударной гласной е проверить словом перелетные. Почему?

Прочитайте другие слова в предложении с безударными гласными, назовите их, дайте к ним проверочные слова.

Какие правила вы еще применяли, в каких словах и при написании каких букв?

V. Объяснение нового материала.

На доске написаны наречия в два столбика.

справа вправо

изредка налево

досыта засветло

1. Вопросы и задания классу.

Прочитайте слова, написанные в правом и левом столбиках.

К какой части речи они относятся?

Подойдите к доске и подчеркните в них приставки одной чертой, а буквы, на которые они оканчиваются, — двумя чертами.

На какую букву оканчиваются наречия левого столбика?

На какую букву оканчиваются наречия правого столбика?

Какие приставки написаны у наречий с о на конце? Какие приставки написаны у наречий с а на конце?

2. Вывод. В наречиях с приставками с-, из-, до- пишется на конце а. В наречиях с приставками за-, на-, в- пишется на конце о.

3. Работа с таблицей.

VI. Упражнения для закрепления нового материала.

1. Дописать наречия, подчеркнуть в них приставки.

Ставни были закрыты наглух.... Спираль в электрической плитке накаляется докрасн..., а нить в электрической лампочке — добел.... Земля за колхозом закреплена навечн.... Контрольную работу пришлось переписать занов.... Пионеры тянулись из похода засветл....

Проверка. У наречий с какими приставками вы писали на конце о? У наречий с какими приставками вы писали на конце о?

Учитель указкой показывает на пропущенную букву в наречиях, учащиеся поднимают карточку с соответствующей буквой о или а.

2. Выделенные слова и сочетания заменить наречиями-синонимами с одной из приставок: на-, за-, е-, с-, из-, до-.

Охотники возвратились с охоты до наступления ночи. После из небольшого перерыва опять пошел дождь. Письма из дома приходили очень редко. Сперва надо подумать, а потом сказать. В обеденный перерыв рабочие хорошо пообедали.

Проверка. Учитель читает выделенные слова и сочетания» мчащиеся читают синонимичные им наречия, объясняя их правописание.

3. Вместо точек написать подходящие наречия с о или а на конце.

.... к прилагательному надо поставить вопрос, а потом писать окончание. Звуки песни были слышны то..., то.... Деревня сгорела.... Руки надо вытирать....

Проверка. Учитель указкой показывает на пропущенные наречия, учащиеся читают вставленные слова и объясняют их правописание.

VII. Итог урока.

1. Проверка усвоенного при помощи вопросов.

Что вы изучали сегодня на уроке?

Когда у наречий надо писать на конце о?

Когда у наречий надо писать на конце о?

2. Выставление оценок.

VIII. Задание на дом.

1. Выучить правило.

2. Списать упражнение, в котором вместо точек написать о или а в конце наречий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прерывные соединения | Тракторы и автомобили




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.