Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодонтит






Сейчас вы станете разбираться в диагнозах: гингивит, периодонтит, пульпит, пародонтит. Обратите внимание — везде окончание «ит», это у нас, у врачей означает воспаление, а чего — смотри до этого окончания:

• Гингива — десна;

• Периодонт — ткани, окружающие корень зуба;

• Пульпа — нерв и кровеносные сосуды зуба;

• Пародонт — ткани, окружающие зуб, но расположенные поверхностно: десна, цемент корня, связочный аппарат зуба и т.д.

Так вот: периодонтит — воспаление тканей, окружающих зуб, а точнее корень зуба.


Как он развивается?

Элементарно! В плохо запломбированных или вовсе не леченных корневых каналах «живут» микробы и бактерии, «жуют» стенки корня и размножаются в устрашающей прогрессии. Кислород им не нужен, они боятся его (анаэробы). Те миллионы экземпляров, которые не помещаются в корневом канале, а также продукты их жизнедеятельности выходят из корневого канала в двух направлениях:

• За пределы корня — в костную ткань — периодонтит;

• В противоположном направлении — под пломбу — рецидив кариеса (вторичный кариес).

Иммунитет активно сопротивляется инфицированию из корневого канала, поэтому весь воспалительный процесс осумковывается, организм создает оболочку, как бы «воздушный шарик» (гранулема) на верхушке корня, в противном случае сразу же начался бы сепсис и летальный исход.

Вроде бы иммунитет «работает» против бактерий, но белковая оболочка их сходна с оболочками клеток некоторых внутренних органов, поэтому, не разобравшись, иммунитет работает и против этих органов — отсюда хронические воспалительные заболевания человека.

Так вот, до поры до времени периодонтит хронический, т.е. без явных признаков воспаления, а именно без боли, а затем вдруг она появляется:

• Сначала при накусывании (увеличение давления в периодонте);

• Затем от горячего — работают законы физики: при нагревании увеличивается объем жидкости внутри тканей периодонта;

 

Задание 12. Расставьте ударение в словах. При затруднении обратитесь за помощью к словарям. Запомните место ударения в этих словах.

1) адаптация, амнезия, анестезия, антисептика, аналог, аденоиды, алкоголь, анамнез, боязнь, биопсия, генезис, диспансер, дистрофия, договор, знахарь, имплантация, каталог, ломота, немота, эндопротезирование;

2) атрофированный, бактерицидный, болезнетворный, бородавчатый, грушевый, губчатый, венозный, вестибулярный, дезоксирибинонуклеиновая, диспансерный, легочный, подростковый;

3) вчистую, втридорога, задолго, издавна, издали, издревле, изредка;

4) акклиматизировать, апробировать, анатомировать, балансировать, бередить, взбодрить, выболеть, выковырять, закупорить, кашлянуть, обеззараживать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, пломбировать, уведомить, усугубить, формировать, эндопротезировать.

Задание 13. Вам надо провести осмотр больного. По данным ситуациям сформулируйте и запишите команды больному.

1. Больной должен снять верхнюю одежду; сесть на кресло.

2. Ответить, больно ли ему, если надавливать на какой-нибудь участок челюсти.

3. Открыть (закрыть) рот. Расслабиться.

4. Сделать резкий выдох. Сделать глубокий вдох.

5. Повернуться на правый бок – на левый бок.

6. Вытянуть руки вдоль туловища. Сесть удобнее.

 

Задание 14. Игра «Переводчик». Прочитайте парами данные реплики-вопросы, осуществляя их синхронный перевод на русском языке.

 

- Қ ай тісің із мазалайды?

- Былай басқ анда ауыра ма?

- Ауру қ ай жерің ізге батады? Қ ай жерің із кө бірек ауырады?

- Қ ай уақ ытта ауырады, тамақ ішкенде ме, ә лде суық қ а шық қ анда ма?

- Тістеген кезінде, ә лде тамақ шайнағ ан кезде ауыра ма?

- Тә бетің із қ алай?

- Жақ сү йектерің із ауыра ма?

Задание 15. Ответьте на переведенные реплики-вопросы (задание 14) от лица больного, чтобы получился диалог врача и пациента.

 

Задание 16. Подготовьте устное сообщение на одну из тем: «Признаки кариеса», «Осложнения при кариесе», «Лечение кариеса».

 

Задание 17. Игра «Скажите одним словом».

1. Является результатом негативного воздействия на зуб множества паразитирующих микроорганизмов, которые обитают в ротовой полости;

2. Самая высоко минерализованная ткань организма человека с замедленным обменом веществ из-за больших нагрузок;

3. Латинское название кариеса;

4. Кариесом чаще поражаются первые большие коренные зубы;

5. Краткий текст, который содержит в себе только ключевые моменты и положения конкретной темы;

6. Ранняя стадия кариеса;

7. Процесс продолжающихся деминерализации и разрушения эмали до дентино-эмалевого соединения;

8. Стадия прогрессирования кариеса, при которой разрушается дентино-эмалевое соединение и процесс переходит на дентин.

 

Задание 18. Ознакомьтесь со значением данных фразеологизмов.Подберите соответствующие эквиваленты на родном языке. Опишите устно ситуации, в которых можно использовать любой из этих фразеологизмов.

 

Вооруженный до зубов - говорят про человека, на которого нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор.

Заговорить зубы - отвлечь внимание.

Задание 19. Прочитайте, передайте содержание стихотворения на русском языке. Какова его основная мысль?

Тоқ та-тоқ та, ей, жігіт, аялдағ ын,

Қ ане, қ алай жағ дайын, баяндағ ын.

... Тә жірибе мектебін ө тіп жү рсең,

Дә рігерлік кә сіпке таянғ аның.

 

Енді алдың да тұ рады тірі жандар

Бірі сү йіп, кім білсін, бірі қ арғ ар...

Қ имылдамай кірпігі жатса-дағ ы,

Байқ ағ айсың, шық пағ ан тірі жан бар.

 

Кә сібің нен кетпегей жеріп мү лде,

(Ақ ыл айтып кеттім-ау, желіктім бе)

Ө лгендерді тірілтем деп ойлағ ай

Денесінен жан ізде ө ліктің де.

 

Жолың болсын, бара ғ ой, айналайын,

Айналайын, қ орғ аушым, қ арғ адайым!

Кә сібің е мен сенің басымды ием,

Басымды ием, несіне арланайын...

(Мұ қ ағ али Мақ атаев)

 

- Бокс - великолепный вид спорта! Я на нем здорово зарабатываю.

- Вы, наверное, известный боксер?

- Нет, что вы? Я - зубной врач!

VII. Литература:

1. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қ азақ университеті, 2013. – 203 с.

2. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

3. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

4. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебное пособие для студентов медицинских вузов (по специальности «Стоматология»). Часть 3. – Алматы, 2015. – 112 с.

5. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. 220 с.

6. Кулманбетов, И.А. Казахско-русский медицинский словарь для стоматологов [Текст] / И.А. Кулманбетов.- КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова.- Алматы, 2006.- 288 с.

7. Новый англо-русский словарь для стоматологов [Текст]: Учебное пособие / Л.Ю.Берзегова, Д.Ф.Ковшило и др.- Москва: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009.- 400 с.

VIII. Контроль:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.