Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы социальной медицины






 

Социальная медицина (СМ) – наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины. Она изучает закономерности влияния социальных факторов на здоровье человеческих коллективов и определяет пути его сохранения и укрепления.

Управление здравоохранением – это система руководства осуществления государственных и общественных мероприятий, направленных на улучшение и сохранение общественного здоровья.

Социальная медицина – наука профилактическая, сложилась во второй половине 19в. Профилактические мысли медико-социального предписания встречались и в древнем мире (средних веках). (Гиппократ, Гален, Цельс, Авиценна). Важной вехой явился труд итальянского врача Бернардино Рамацини 1070г. – «О болезнях ремесленников».

Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины — оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация. Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения. Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статисти­ческий; 4) медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др. Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются: 1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др. Цель работы: рассмотреть исторические этапы развития и формирования социальной медицины как науки. Задачи: Рассмотреть основные понятия социальной медицины; Определить место социальной медицины среди других наук; Выявить исторические предпосылки возникновения социальной медицины; Рассмотреть историю формирования социальной медицины в России и странах Европы.


Социальная медицина находится общественными и естественными науками, клиническими и гигиеническими дисциплинами. Социальная медицина - объединяющая, интегрирующая наука.

Теоретическая основа Социальной медицины является: 1. Материалистическое учение о природе и обществе, о взаимодействии соц. И биологических закономерностей. 2, Достижения современной мед. науки.

Человек - существо биосоциальное.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов (ВОЗ).

Здоровье – это состояние полного социального, биогенетического, психофизиологического и физического благополучия, при котором все системы уравновешены социальной и природной средой, отсутствуют болезненные состояния, заболевания и физические дефекты.

Граница м-у здоровьем и болезнью условна, она бывает стёрта. Триединая сущность болезней: биологическая, психическая и социальная. Здоровье и болезнь рассматриваются как развившиеся в результате многих причин – биологических и социальных. Биологическое предшествует социальному, по-разному реализуясь в психическом и физическом развитии человека. Рассмотрим безусловные рефлексы – пищевой и половой. Смерть от голода – пища не попадает в желудок. 1. Непроходимость пищевода – биологический процесс. Чаще касается одного человека. 2. Нет возможности приобрести пищу – соц. процесс, чаще массово. Зачатие и рождение ребёнка – процесс биологический. 25 на 1000 – уровень рождаемости высокий, но сейчас резко снизилась рождаемость 10-12 на 1000, разко увеличилась смертность. Естественный прирост был раньше положительный, сейчас – отрицательный. Сказывается влияние соц. факторов

Соц. факторы реализуются через биологические и доминируют над ними. Здоровье и заболеваемость – социально обусловлены, определяются всем комплексом труда и быта человека. Соц. факторы бывают:

1. непосредственно связанные с производственной деятельностью.

2. Не связанные с производственной деятельностью.

К соц. факторам относятся: условия труда, жилищные условия, условия питания, культура, образование, состояние здоровья. Соц. факторы:

1. Могут создавать или стимулировать предрасположенность к заболеванию (хроническое недоедание, частое переутомление)

2. могут быть причинами заболевания (профболезни, производственный травматизм)

3. Усилить действия основного заболевания

4. Влиять на течение болезни

Основная идея социальной медицины – все заболевания социально обусловлены.

Показатели, определяющие здоровье населения:

1. Демографические показатели (рождаемость, смертность)

2. Показатели заболеваемости

3. Показатели инвалидности

4. Показатели физического развития населения

Социальная медицина как наука имеет свою методологию. Методы:

1. Статистические – метод универсальный, является составной методологической частью социальной медицины

2. Исторический – анализ ошибок прошлого даёт возможность предотвратить их повторение

3. Экспериментальный – организационный эксперимент

4. Экономических исследований

5. Экспертных оценок тесно связан со статистическим методом

6. медицинского анализа и моделирования. Системный анализ и системный подход – методология комплексного изучения системы

Человек является системой. Здравоохранение - тоже система. Системный анализ позволяет выявить положительные и отрицательные стороны и разработать коррекцию. Математическая разработка моделей реальных процессов позволяет использовать ЭВМ.

Основные принципы охраны здоровья граждан:

1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечении связанных с ними гос. Гарантий.

2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан

3. Доступность медико – социальной помощи

4. Соц. защищённость граждан в случае утраты здоровья.

5. Ответственность органов гос. Власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Эти принципы записаны в основном законе – Конституция РФ. Существует 3 системы здравоохранения: государственная, муниципальная, частная. Областные больницы – государствены, городские – муниципальные, частные – криотерапия, стоматологические фирмы.

Существуют три органа управления здравоохранением:

1. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности. Ведает ЛПУ и аптеками.

2. Госкомитет по сан-эпид надзору (ведает службой санэпид благополучия).

3. РАМН (научно исследовательские центры и их филиалы. Например, в Томске и Новосибирске не только научные центры, но и центры высоко квалифицированной мед помощи.

МЗ включает в себя: - Коллегия;

- Главное управление: 1. Оказание помощи взрослым (в составе есть главный специалист) 2. Оказание помощи женщинам и детям (главный педиатр и главный акушер гинеколог). 3. Профилактическая медицина 4. Кадров 5. Учебных заведений МЗ РФ.

- Госфармацевтический комитет – без него не может быть выпущено ни одно лекарство.

МЗ России подчинены на местах: в республиках – свои министерства, в областях – департаменты или главные управления здравоохранением. По всем административно – хозяйственным вопросам подчиняются местному правительству (администрации), по медицинским вопросам – МЗ РФ.

В Омской области ГУЗО при администрации Омской области по всем административно – хозяйственным вопросам подчиняется главе администрации, по мед вопросам – МЗ РФ. В городе – департамент здравоохранения по адм-хоз вопросам подчиняется мэру, по мед вопросам – ГУЗО. Главный врач района по адм-хоз вопросам – администрации района, по мед вопросам – департаменту.

Особенность управления: МЗ касается только мед вопросов. По вертикали – медвопросы, по горизонталь – адм-хоз вопросы. Вопросы назначения решаются на местах. Наша ОГМА – федерального подчинения (МЗ РФ), на месте подчиняется номинально комитету по высшему образованию, комитет не может снять с руководящей должности. Административные назначения в МЗ.

Это можно использовать при ответе:

Итак, наша наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

К настоящему времени в нашей стране сложилась следующая структура (основная проблематика) предмета научных исследований и преподавания (учебной дисциплины):

• История здравоохранения.

• Теоретические проблемы здравоохранения и медицины. Условия и образ жизни населения; санология (валеология); социально-гигиенические проблемы; общие теории и концепции медицины и здравоохранения.

• Состояние здоровья населения и методы его изучения. Медицинская (санитарная) статистика.

• Проблемы социальной помощи. Социальное обеспечение и страхование здоровья.

• Организация медицинской помощи населению.

• Экономика, планирование, финансирование здравоохранения.

• Страховая медицина.

• Управление здравоохранением. АСУ в здравоохранении.

• Здравоохранение за рубежом; деятельность ВОЗ и других международных медицинских организаций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.