Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: информатизация современных логистических процессов.

Лекция 1

Информационные технологии и системы в современной логистике

 

В постиндустриальной экономике, определяемой еще как информационное общество, особое значение информации состоит в том, что она – прежде всего средство производства, столь же необходимое для функционирования фирмы как сырье, материалы, рабочая сила, капитал, а не только предмет потребления.

Информация на современном уровне развития производства – это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм.

Информационное обеспечение логистических процессов подразумевает поиск и реализацию оптимальных путей и способов сбора, обработки, хранения и передачи информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении. Очевидно, что на данном этапе современные информационные системы основаны на компьютеризации деятельности объекта. Возможность их создания и функционирования обеспечивается соответствующим программным продуктом и техническим обеспечением информационных процессов.

Известно, что любые изменения, происходящие во внутренней структуре вещества или в энергетических полях, сопровождаются образованием сигналов, которые и являются средствами информационного обмена.

В ИТ данные – это зарегистрированные сигналы.

Информация – сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.

Логистический процесс определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели ЛС или ее сетевых (функциональных) подразделений.

Процессный подход (в логистике) – подход к организации и анализу деятельности предприятия, основанный на выделении и рассмотрении её логистических-процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими бизнес-процессами предприятия или внешней средой.

Среди преимуществ процессного подхода можно отметить:

· клиентоориентированность;

· нацеленность на результат;

· гибкость, более оперативное принятие решений, проведение инноваций в связи с изменением внешней среды;

· непрерывность управления;

· возможность построения эффективной системы мотивации, направленной на максимальный учет результатов работы;

· прозрачность за счет описания бизнес-процессов, их разумной формализации.

Информационный поток – совокупность циркулирующих в ЛС, между ЛС и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Важным вопросом является соотношение понятий «информационные системы и технологии в логистике» и «информационная логистика».

Информационная логистика – результативное применение логистического подхода к управлению информационной составляющей совокупного ресурсного потенциала предприятия.

Целью информационной логистики является построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие:

1) нужной информации;

2) в нужном месте;

3) в нужное время;

4) необходимого содержания (для лица принимающего решение);

5) с минимальными затратами.

Информационные технологии – это технологии, ориентированные на получение, обработку и распространение информации, выделяют следующие основные характеристики ИТ:

ü предметом обработки (процесса) являются данные;

ü целью получение информации;

ü средствами осуществления деятельности являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы.

Информационная система – взаимосвязанная совокупность концепций, методов, технологий, технических и программных средств, используемых для сбора, обработки, хранения и выдачи информации потребителю в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование компьютера в качестве основного технического средства переработки информации.

Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. Иными словами, логистическая система – это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.

Информационные технологии и системы в логистике – изучают способы результативного внедрения и использования в логистике информационной составляющей.

На практике зачастую происходит подмена первого понятия вторым, и хотя термин «информационная логистика» получил довольно широкое распространение, научных и учебных работ, выполненных в этом направлении, немного.

Использование современных ИТиСЛ нацелено на повышение эффективности выполнения основных принципов логистики.

Логистическая информационная система – интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и технологии, которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для

Ø планирования,

Ø регулирования,

Ø контроля и

Ø анализа функционирования логистической системы.

ЛИС является частным случаем ИС, под которой принято понимать систему, предназначенную для хранения, передачи или обработки данных.

Напомним, что цель управления организацией – эффективное использование всех технических, научных, экономических, организационных и социальных возможностей для достижения высоких результатов деятельности организации.

Цель внедрения и использования информационного обеспечения в логистике состоит в том, чтобы получить возможность управления, контроля и комплексного планирования информационных и материальных потоков.

 

Внешнее и внутреннее информационное окружение предприятия, информационный контур

Динамичное развитие рынков, высокая конкуренция и желание покупателя получать, прежде всего, качественный товар обуславливают развитие сравнительно новой для Беларуси науки – логистики. На рынке все сложнее становится зарабатывать только за счет развития производства и маркетинга. Эффективная логистика позволяет, прежде всего, повышать рентабельность компании за счет снижения себестоимости и издержек.

В современной экономической науке и деловой практике логистика определяется как интегрированный процесс управления материальными и информационными потоками, призванный обеспечить максимально возможное удовлетворение нужд потребителей с минимальными общими издержками.

Использование ИКТ и современного ПО позволяет значительно улучшить скорость и качество управленческих решений.

Фактически ИС на уровне производства является компонентом, связывающим воедино и координирующим логистические подсистемы:

· поставки,

· производство и

· сбыт (рис. 1).

Для создания эффективной информационной логистической системы необходимо вначале сформировать модель этой системы, которая должна быть интегрирована в текущие производственные и коммерческие процессы (для того, чтобы быть эффективной), например, одна из простейших моделей, отображающих направления информационных потоков для компании/предприятия/организации – модель конкурентных сил Портера (рис. 2).

 

Рис. 1 – Бизнес логистика.

 

Разделение систем на внешние и внутренние подсистемы необходимо для эффективной компенсации “давления” внешних и внутренних факторов, поскольку, чтобы выжить в современных условиях, компания должна постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению.

В компании имеется внешняя и внутренняя информация в зависимости от источника ее возникновения. Она отражает взаимопроникающие организационные, управленческие и производственные процессы в компании и составляет ее информационные ресурсы.

Внутренняя информация, как правило, точна и адекватно отражает состояние предприятия.

Примеры внутренней информации: планы, приказы, распоряжения, отчеты, производственные данные, движение финансов и других ресурсов, подготовка персонала, сферы применения продуктов деятельности, методы и каналы сбыта, техника продаж, заказы, поставки.

Рис. 2 – Внешние и внутренние факторы, влияющие на логистическую систему (модель конкурентных сил Портера [Porter Michael E. Competitive Strategy]).

 

Тип предмета снабжения, количество или его объем, происхождение предмета снабжения, его месторасположение (размещение), время прибытия в пункт размещения, время отправки из пункта размещения, система транспортировки, время транспортирования, резервирование.

Источники внутренней информации: директорат и администрация предприятия, планово-финансовые подразделения, бухгалтерия, ИТ-отделы и вычислительные центры, отделы главного инженера и главного механика, производственные подразделения, юридические, эксплуатационные и ремонтные службы, отделы логистики, закупки и сбыта.

 

Рис. 3 – Схема информационных потоков в логистике.

Внешняя среда – экономические, политические и социальные субъекты, действующие за пределами предприятия, связи и отношения с ними. Это, соответственно, экономические, политические, социальные, технические, технологические, научные и другие отношения с партнерами, потребителями, конкурентами, государственными органами и общественными организациями. Информация внешней среды часто неполна, противоречива, приблизительна, разнородна, неадекватно отражает состояние внешней среды.

Ограничившись областью логистики, перейдём от модели конкурентных сил Портера к схеме потоков информационной логистики (рис. 3), показывающей прохождение основных информационных потоков, необходимых для функционирования предприятия/фирмы/компании.

С традиционно сложившейся точки зрения основная задача предпринимательской фирмы – производить продукцию, приносящую прибыль и увеличивать выработку. В этом случае менеджмент (включая незначительный технический и вспомогательный персонал), функционально мог быть сведен к генеральному менеджеру, лицу, принимающему решение (ЛПР). Схематически простейшее представление об этой организационно-информационной структуре представлено на рис. 4. Предполагалось, что большинство ресурсов фирмы должно быть направлено на производство.

Рис. 4 – Простейшая организационно-информационная структура.

 

Однако современная стадия конкурентной борьбы заставили изменить отношение менеджмента к информации. Организация производства стала гораздо сложнее, выросла межфирменная конкуренция, ускорились темпы научно-технического прогресса. Необходимость использовать новых специалистов, обладающих современными и актуальными знаниями, чтобы эффективно справиться с возникающими проблемами, привело к значительному увеличению численности управленческого персонала и образованию новых уровней и функциональных направлений управления. Главной задачей стала обработка информации, а не прямое производство товаров или оказания услуг. Современная организационно-информационная структура представлена на рис. 5 (данная схема не претендует на полноту и носит иллюстративный характер).

Информация, с которой оперирует современная фирма, приобрела новый смысл. Ни одна подсистема фирмы не может отвечать требованиям эффективного управления, если не будет сориентирована в альтернативах, возникающих из всего массива информации в целом. Это объясняет целесообразность роста экономического, юридического персонала, а также специалистов маркетинга и логистики. Так возникла проблема организации объема информационной работы, созданного ростом внутрифирменных взаимодействий, да и число внешних хозяйственных связей возрастало достаточно быстро.

 

Рис. 5 – Современная организационно-информационная структура.

 

Следует заметить, что на современном этапе конкурентной борьбы логистика выполняет, кроме всего прочего, функцию целеполагания, что, безусловно, повышает значимость логистики для менеджмента предприятия в целом. Так, например, логистическая структура управления не просто обменивается информацией с прочими структурами фирмы: в ряде случаев информационные потоки, исходящие из логистической структуры, носят характер документов функционального менеджмента (рис. 6). Таким образом, одной из главных задач современной ЛИС является обеспечение информационного взаимодействия между внешним окружением и внутренней средой.

Рис. 6 – Система входящих и исходящих информационных потоков службы логистики

 

Основные способы проведения автоматизации управления предприятием

Выделяют несколько способов проведения автоматизации управления предприятием различающихся качеством (эффективностью вклада в процесс управления: увеличением прибыли за счёт их внедрения).

Кусочная (хаотичная) автоматизация является одним из наиболее неэффективных видов инвестирования средств в развитие предприятия. Под хаотичностью процесса понимается отсутствие стратегического плана. Как правило, при таком подходе процесс внедрения ИТ определяется сиюминутными локальными задачами, а не реальными потребностями бизнеса.

Автоматизация по участкам подразумевает процесс автоматизации отдельных производственных или управленческих подразделений предприятия, объединенных по функциональному признаку. Например, участок упаковки и маркировки, бухгалтерия и т.д.

Подобный путь автоматизации выбирается в следующих случаях:

ü инвестиционные ресурсы предприятия недостаточны для решения задачи автоматизации в полном объеме;

ü существуют участки, где применение автоматизированных систем дает значительный экономический эффект, например за счет сокращения персонала;

ü технология производства или иные условия не позволяют обходиться без использования автоматизированных систем.

Применение принципа автоматизации предприятия по участкам для ряда предприятий единственно возможный способ повысить экономические показатели в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов.

Автоматизация по направлениям подразумевает автоматизацию отдельных направлений деятельности предприятия, таких, как производство, сбыт, управление финансами.

От автоматизации по участкам этот подход отличается следующим: автоматизация по направлениям деятельности предполагает участие в этом процессе всех организационных подразделений автоматизируемого направлениея (например, в процессе снабжения принимает участие целый ряд подразделений от производственных (плановый отдел, непосредственно сам отдел снабжения, транспортные службы и т.д.).

Полная (комплексная) автоматизация управления предприятием. АСУП как система состоит из большого количества интегрированных элементов различных уровней и различного назначения.

Комплексная система автоматизации – это система управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, обеспечивающая принятие обоснованных управленческих решений на основе качественной и достоверной информации, получаемой с помощью современных управленческих и информационных технологий.

КСА строится на основе единого информационного пространства.

Структурно КИС это комплекс интегрированных ИС.

Особенности комплексного подхода к автоматизации управления предприятием:

· (+) повышенная экономическая эффективность;

· (–) высокие требования к качеству управления процессом внедрения ИС.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Б. Становление детской практической психологии в России | Введение. Античность как колыбель европейской цивилизации




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.