Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель спроса и предложения

Использование модели спроса и предложения при принятии управленческих решений в бизнесе.

Модель спроса и предложения

Спрос - количество товара, которое покупатель готов приобрести при данной цене. Функция спроса – зависимость между спросом на товар и факторами, определяющими его величину и объем, - может быть представлена в виде:

Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, N), где

Qd – спрос на товар (quantity of demand)

P – цена товара (price)

I – доход покупателя (income)

T – вкусы и предпочтения покупателей (tastes)

Ps – цена товаров-субститутов (substitutes)

Pc – цена товаров-комплементариев (комплементов) (complements)

N – число покупателей на рынке (number).

Обратная зависимость между спросом и ценой (основным фактором, определяющим его величину) выражается законом спроса и графически изображается в виде кривой спроса, имеющей отрицательный наклон.

Практический смысл кривой спроса заключается в том, что с ее помощью производители могут судить о цене спроса – максимальной цене, за которую покупатель согласен приобрести данное количество товара. Она в свою очередь определяется величиной дохода покупателя.

Действие закона спроса объясняется тремя факторами:

1. психологией покупателя – в основном покупатели предпочитают приобретение большего количества товара по низкой цене, чем по высокой;

2. законом убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы товара обладают для потребителя меньшей полезностью (удовлетворяют менее настоятельную потребность), а значит, будут приобретаться при условии снижения на них цены;

3. эффектом дохода и эффектом замещения. Суть эффекта дохода заключается в том, что при условии постоянного дохода потребителя снижение цены товара повышает его покупательную способность, и, следовательно, он может приобрести большее количество товара и наоборот. Эффект замещения состоит в том, что повышение цены товара делает его относительно более дорогим и побуждает покупателя предпочесть относительно более дешевые товары-заменители и наоборот. Более подробно действие эффектов дохода и замещения будет рассмотрено в одной из последующих тем.

Помимо цены на спрос влияют и так называемые неценовые детерминанты – доход покупателя, его вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, а также цены на сопряженные товары. Изменение неценовых детерминант меняет объем спроса и на графике иллюстрируется смещением кривой спроса (рис. 2): увеличение объема спроса смещает кривую вверх и вправо (от D к D1), а уменьшение – соответственно, вниз и влево (от D к D2).

Вместе с тем следует обратить внимание на тот факт, что в некоторых случаях закон спроса не действует. Такие ситуации принято называть парадоксами закона спроса. Свое конкретное выражение они находят в четырех случаях. Рассмотрим каждый из них.

1. Товары, рассчитанные на богатых покупателей или предметы роскоши, привлекательность которых заключается именно в их цене. Эти товары являются престижными, именно они служат для так называемого " демонстративного потребления" богатых покупателей, которое иллюстрируется эффектом Веблена: товары покупаются для того, чтобы произвести впечатление. Поэтому снижение цен на них снижает их привлекательность и приводит, как правило, к сокращению объема их продаж. (Вместе с тем, очевидно, что такое сокращение может частично или даже полностью компенсироваться за счет того, что эти товары становятся доступными для менее обеспеченных покупателей).

2. Товары, о качестве которых покупатели судят по цене. В случае, когда покупатели плохо осведомлены о товаре (асимметрия информации), они, как правило, судят о нем, ориентируясь на цену. Невысокая цена такого товара, сигнализируя покупателю о соответствующем качестве, вызывает эффект, противоположный действию закона спроса.

3. Товары Гиффена. Английский статистик и экономист Р.Гиффен, наблюдения которого впоследствии получили название " парадокса Гиффена", заметил, что в Англии XIX века " чем дороже становился хлеб, тем больше его покупали". " Парадокс Гиффена" объясняется тем, что хлеб был основным продуктом питания для основной массы населения Англии, имевшей очень низкий уровень доходов. При росте цены на хлеб, он становился для них практически единственным доступным продуктом питания, поскольку другие продукты (мясо, овощи, фрукты) оказывались относительно еще более дорогими. По этой причине объем спроса на хлеб возрастал. " Парадокс Гиффена" возникает в отношении товаров первой необходимости при условии очень низкого дохода потребителей и объясняется тем, что эффект дохода оказывает большее влияние на спрос, чем эффект замещения. Таким образом, он не противоречит действию закона спроса, так как происходит рост спроса на относительно подешевевший товар, даже при том, что его цена в абсолютном значении возрастает.

4. Инфляционные ожидания – повышение цен в период инфляции может привести к увеличению спроса, поскольку потребители ожидают в будущем еще большего роста цен.

Следует различать понятия индивидуальный спрос (спрос со стороны одного потребителя) и рыночный (отраслевой) спрос (спрос со стороны всех потребителей на данном рынке (отрасли)).

Предложение представлено на рынке продавцами. Оно выступает результатом производства и представляет собой количество товара, которое продавец готов продать при данной цене.

Функция предложения имеет вид: инфляционный предложение

Qs = f (P, Ps, Pc, Pres, K, T, N), где

Qs – предложение товара (supply)

P – цена товара

Ps, Pc – цены товаров-субститутов и товаров-комплементариев

Pres – цена ресурсов и факторов производства (resources)

K – уровень технологии

T – налоги и субсидии (taxes)

N – число продавцов на рынке.

Прямая зависимость между ценой товара и величиной его предложения называется законом предложения, который графически изображается в виде кривой предложения. Кривая предложения имеет положительный наклон (рис. 3).

Изменения объема предложения происходит под воздействием неценовых детерминант предложения – цен взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, цен ресурсов и факторов производства, технологии, налогов и субсидий, числа продавцов на рынке, что на графике изображается смещением кривой предложения (рис. 4).

Любые изменения неценовых факторов предложения (за исключением последнего) в экономическом смысле означают изменение издержек производства, т.е. удешевление или удорожание производства товара. Таким образом, кривая рыночного предложения является кривой цены предложения – минимальной цены, по которой продавцы согласны продать данное количество товара. Поскольку цена предложения должна покрывать издержки производства товара, то, чем она ниже, тем меньшее количество товара реализуется на рынке и наоборот.

 

Кривая предложения изменяет конфигурацию в зависимости от характера рыночного предложения. Наиболее распространенный вид кривой представлен на рис. 5.: сначала величина предложения увеличивается, но после определенного предела кривая предложения принимает вертикальный вид. Это значит, что дальнейших возможностей для роста производства нет, поскольку исчерпаны применяемые производственные ресурсы.

В некоторых случаях кривая предложения может принять обратный наклон: до определенного уровня в ответ на увеличение цены предложение растет, по его достижении – сокращается (рис.6). Такая конфигурация кривой объясняется действием эффекта замещения (на участке от точки А до точки В) и последующим действием эффекта дохода (на участке от точки В до точки А1).

 

Примером может стать ситуация на рынке труда: после достижения уровня оплаты труда, достаточного для удовлетворения насущных потребностей, наемный работник станет требовать повышения заработной платы. Действие эффекта замещения заключается в замене досуга работой при росте альтернативной цены досуга – заработной платы. Действие эффекта дохода состоит в том, что по мере роста дохода рабочий будет стремиться к получению большего досуга. Мы рассмотрим эту ситуацию более подробно в одной из следующих тем. Рис. 6 – Обратный наклон кривой предложения

Конфигурация кривой предложения может быть также обусловлена временным интервалом. Так в текущем периоде (IR – immediate run), когда все факторы производства являются неизменными, кривая предложения имеет вертикальный вид. В краткосрочном периоде (SR – short run), который характеризуется тем, что некоторые факторы становятся переменными, она приобретает более пологий вид. И наконец, в долгосрочном периоде (LR – long run), где все факторы производства являются переменными, кривая предложения становится еще более пологой (рис. 7).

 

est.

Рассмотрим особенности моделирования, типы моделей и не­которые широко используемые методы принятия решений.

В науке управления в настоящее время широко используются модели.

Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Модель несколько упрощает реальную жизненную ситуацию, к которой она применяется.

Существует ряд причин, обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:

· Сложность. Поскольку реальный мир исключительно сложен и фактическое число переменных значительно превосходит возможности любого человека, постичь его можно, упростив реальный мир с помощью моделирования.

· Экспериментирование. Встречается множество управленческих ситуаций, в которых, до принятия окончательного решения желательно разработать и экспериментально проверить альтернативные варианты.

· Ориентация управления на будущее. Невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и, может быть, никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты. Моделирование – единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.

Типы моделей:

· Физическая - то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Например, архитектурная модель нового микрорайона города;

· Аналоговая - представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Это графики, схемы и т.д. Пример аналоговой модели - организационная схема;

· Математическая (символическая) – модель, в которой используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события. Пример такой модели - формула Эйнштейна Е=mc2.

Построение модели как процесс распадается на следующие этапы:

· Постановка задачи;

· Построение модели – определяется главная цель модели, обобщается вся необходимая информация, включая данные о расходах и реакции людей;

· Применение модели – прежде всего необходимо объяснить как модель функционирует, каковы ее потенциальные возможности и ограничения. Согласно одному обследованию отделов, анализирующих операции на корпоративном уровне, лишь около 60% моделей науки управления были использованы в полной или почти полной мере. Основная причина редкого использования моделей руководителями заключается в том, что они их опасаются или не понимают;

· Обновление модели. Если цели системы меняются, меняются и критерии принятия решений, а значит необходимо создавать новую модель.

В науке управления выделяют следующие основные модели:

· Теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Теория игр была разработана военными с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен.

· Модели теории очередей (оптимального использования) применимы для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Например, могут быть использованы в авиакомпаниях, куда звонят люди, чтобы зарезервировать места на самолеты.

· Модели управления запасами – используются для определения оптимального времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель модели – сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, влекущих дополнительные издержки.

· Модели линейного программирования – применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.

· Имитационное моделирование - процесс создания модели и ее экспериментальное применение для предвидения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях сложных для математических методов типа линейного программирования.

Для принятия управленческих решений применяются разнообразные методы. Данных методов очень большое количество. Остановимся на наиболее распространенных:

Дерево решений - это графическая схема того, к какому выбору в будущем приведет принятое решение. Используется для выбора из имеющихся вариантов наилучшего направления действий и сравнения возможных альтернатив визуально.

Платежная матрица, или матрица решений - применяется, когда требуется установить, какая альтернатива способна внести наибольший вклад в достижение цели. Она представляет собой таблицу, в которой по вертикали указываются возможные решения, а по горизонтали – состояние среды, на которую нельзя влиять. На пересечении строк и столбцов указывают решения при данном состоянии среды – «платежи». Они могут быть выражены в суммах издержек прибыли, поступлений денежных средств. Ожидаемое значение последствий (сумма возможных значений, умноженных на их вероятности) необходимо определить прежде, чем составлять платежную матрицу. Установив ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результаты в виде матрицы нетрудно сделать наиболее предпочтительный выбор.

Для выявления альтернатив и их вероятности используется прогнозирование. Прогнозирование – способ определение будущего на основе анализа основных тенденций развития и использования как накопленного прошлого опыта, так и текущих допущений насчет этого будущего.

К количественным методам прогнозирования относятся:

Анализ временных рядов, иногда называемый проецированием тренда, - основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Этот анализ является методом выявления образцов и тенденций прошлого и продление их в будущее;

Каузальное (причинно-следственное) моделирование – наиболее математически сложный количественный метод прогнозирования из числа применяемых сегодня. Он используется в ситуациях с более чем одной переменной. Так, уровень личных доходов, демографические изменения влияют на будущий спрос на недвижимость. Казуальное моделирование - это попытка спрогнозировать то, что произойдет в исследуемой ситуации, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными.

К качественным методам прогнозирования относятся:

Мнения жюри - формируется в результате соединения и усреднения мнений экспертов;

Ожидания потребителя - базируется на результатах опроса клиентов организации;

Совокупное мнение сбытовиков - опытные торговые агенты часто точно предсказывают будущий спрос;

Экспертные оценки – процедура, позволяющая группе экспертов приходить к согласию.

Еще одним методом прогнозирования является метод сценариев, который объединяет качественный и количественный подходы. Сценарий – модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и показывают, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования безопасности перед началом работы. 1. 1. Настоящая инструкция предназначена для машинистов (операторов), обслуживающих электрифицированные зерноочистительные и сортировальные машины | Д до 13, 6 КП, 1.940 м




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.