Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пулены и патены






Пулены — туфли (иногда с длинными заостренными носками). Пулены были популярны в Европе с 1340 по 1470 год. Их носили и мужчины, и женщины, но особенно их любила молодёжь за счёт своей относительной дешевизны и простоты изготовления (изготовление занимало около 5-6 часов и несколько дней на проклейку) в то время по сравнению с другими типами обуви. Чтобы носки пулен (длиной до 60 см) не болтались, в них клали китовый ус или подвязывали тесьмой. Некоторые имели носки длиной больше 60 см.

 

 

В позднем Средневековье существовал еще один вид сандалий – с многослойной кожаной подошвой. Самые первые подобные образцы датируются самым началом 14в., но до начала 15в. они встречаются исключительно редко. В начале 15в. подобные находки становятся заметно более частыми. На целые образцы в хорошем состоянии приходится примерно пятая часть находок. Более многочисленными являются фрагменты сандалий, как правило – один или несколько слоев подошвы. Подошвы таких сандалий делались из толстой кожи крупного рогатого скота и сшивались обычно в 5-7 слоев (лишь единичные экземпляры имеют толщину в 10 и более слоев). Слои сшивались между собой рядным швом в две нити (илл.139). Нить при этом очень сильно натягивали, т.к. швы достаточно глубоко утоплены в кожу, а утраченные фрагменты швов оставили хорошо заметные канавки на верхних и нижних слоях подошвы. Особенностью подошв кожаных сандалий является и то, что на них впервые появляется прообраз каблуков, поднимающий пятку заметно выше носка. Для достижения этого эффекта на пяточной части между основными слоями подошвы вшивались еще 1-2 коротких куска кожи (илл.140-141). Сандалии крепились на ноге с помощью пары ремней на пятке и на носке. Ремни обычно были достаточно узкие, изготовленные из более тонкой и мягкой кожи. Эти ремни вшивались непосредственно при сборке подошвы, между слоями кожи на подошве, как правило, сразу под верхним слоем (очень редко под вторым сверху). Сандалии этого типа в большинстве делались достаточно узкими, едва ли шире, чем другая обувь этого периода, с заметным сужением в центре и слегка заостренным носком. Подобная форма, наряду с очень небольшим расстоянием между носовым ремнем и подошвой, подтверждает предположение, что эти сандалии носились в основном не как внешняя обувь, а именно как сандалии – сразу поверх шоссе. Это предположение было выдвинуто еще до обнаружения описываемых в нашем издании археологических образцов, на основе средневековых изобразительных источников. Самым слабым местом конструкции многослойных сандалий является шов. Поскольку он проходит насквозь все слои кожи (в т.ч. и нижний) то он неизбежно контактирует с поверхностью земли, а значит постоянно подвергается истиранию, намоканию (и, соответственно, гниению) и т.д.. То, что швы делались утопленными защищало от этого лишь до некоторой степени. Большая часть обнаруженных образцов имеет следы неоднократного ремонта подошвы, когда дублированными рядами стежков прошиты как небольшие участки, так и целиком сандалия. Именно для защиты уязвимых швов на этих сандалиях появился новый, гвоздевой способ крепления нижнего слоя подошвы, позднее распространившийся на многие виды обуви. На илл.142 представлены нижний и следующий за ним слои подошвы. Нижний слой подошвы на этом образце прибит тремя рядами железных гвоздей с широкими шляпками. А второй снизу слой несет на себе великолепно просматривающиеся следы многочисленных ремонтов. Патены могли быть так же и на деревянной основе.

 

 

Фартук

Каждый, кто занимается на фестивалях приготовлением пищи, я уверена, ни раз говорил " спасибо" этой практичной детали костюма. Ведь все эти пятна от жира, сажи, копоти могли бы быть на костюме! А еще о фартук удобно вытереть руки, нож, придержать котел вместо прихватки, стереть крошки со стола и даже обмахиваться в жаркую погоду. Ниже я писала об исключительно женском варианте фартука - со складками, сейчас хочу привести немного источников на другие модели, как женские, так и мужские. Надеюсь, информация для вас будет полезна!

 Cabbage (fol. 23r), leeks (fol. 25r), celery (fol. 30r), dill (fol. 31v), butter, fresh cheese (fol. 60r), Tacuinum Sanitatis (Ö NB Codex Vindobonensis, series nova 2644), c. 1370-1400

 Nativity in a book of hours (Bibl. Mazarine, MS Faralicq 06, fol. 45), c. 1375-1424

Tacuinum Sanitatis (BNF Nouvelle acquisition latine 1673), c. 1390-1400: Millet-Bread (fol. 56), Mutton (fol. 61v), Various Meats (fol. 65)

 The badger hunt, Gaston Phoebus' Book of the Hunt (BNF Fr. 616, fol. 100v), beginning of the 15th century

 Workers in an illustration of Minerva (fol. 13), and Turia hides her husband (fol. 123v), in Boccaccio's De mulieribus claris (BNF Fr. 598), beginning of the 15th century

 Circumcision (fol. 24v) and birth of the Virgin (fol. 331v) in a missal of Saint-Martin-des-Champs (Bibl. Mazarine MS 0416), 1408

Tacuinum Sanitatis, 15th century (BNF Latin 9333), 15th century: onions (fol. 22v), spinach (fol. 24), celery (fol. 27), dill (fol. 29), millet (fol. 45v), panicum (fol. 46), chickpeas (fol. 47), beans (fol. 48v), autumn (fol. 52v), fresh cheese (fol. 58), butter (fol. 59), white cheese (fol. 60), bread (fol. 62v), mutton (fol. 70v), goat (fol. 71), pork (fol. 72v), veal (fol. 71v), animal feet (fol. 76), heart (fol. 76v), liver (fol. 78), and conversation (fol. 97v) waistbands

 Cisti (fol. 171) and Giannello Scrignario (fol. 187v), The Decameron (BNF Fr. 239), second quarter of the 15th century

 December (fol. 12) and a border (fol. 135), The Hours of Margaret of Orleans (BNF Lat. 1156 B), c. 1426

 Cisti in front of his oven, The Decameron (BNF It. 63, fol. 196v), 1427

 A shepherdess in the Rohan Hours (BNF Lat. 9471, fol. 85v), c. 1430-1435

 A woman carrying a pitcher, The Hours of Catherine of Cleves (PML M.945, fol. 140v), c. 1440

 Arrival of Alexander at Pheson (fol. 69v) and Construction of Bucephalia (fol. 185), History of Alexander (BNF Fr. 9342), mid-15th century

 Sergius Orata in his bath, Facta et dicta memorabilia (BNF Fr. 287, fol. 181), third quarter of the 15th century: A servant wears a white apron over a laced kirtle; the apron-strings are tied in front.

 Allegory of Delight, The Twelve Dames of Rhetoric (BNF 1174, fol. 31v), second half of the 15th century

 The Martyrdom of St. James, The Book of Hours of É tienne Chevalier, ca. 1455: The executioner wears a simple apron, a rectangle (or perhaps a trapezoid?) of white linen tied at the corners at his back.

 Abraham sends Hagar away (BNF Fr. 50, fol. 44v), The birth of St. Nicholas (BNF Fr. 51, fol. 117v) and the story of St. Germain (BNF Fr. 51, fol. 431), Speculum Historiale (BNF Fr. 51), 1463

 Man in an apron reveals his posterior to a seated woman with a distaff, Historia Alexandri Magni (Laud Misc. 751, fol. 173v), c. 1470-1480

Libro de componere herbe et fructi (BNF It. 1108), c. 1471: eels (fol. 51v), cabbage (fol. 54), beans (fol. 54v), spinach (fol. 55), onions (fol. 55v), and veal (fol. 58)

 Butchering a bull (fol. 13) and a woman whose husband begs her not to beat him (fol. 52), a book of hours (Bibl. Mazarine MS 0502), c. 1475-1499

 Fols. 1r, 3v, 4r, 6r, 6v, and 20v, the Hours of Charles d’Angoulê me (BNF Latin 1173, fol. 1), c. 1475-1500

 Campania, Secrets of natural history (BNF Fr. 22971, fol. 11), c. 1480-1485

The Golden Legend, c. 1480-1490: the birth of St. Nicholas (BNF Fr. 244, fol. 14); Mary gives Jesus a bath (BNF Fr. 244, fol. 24); the birth of St. John the Baptist (BNF Fr. 244, fol. 174); Mary and Martha (BNF Fr. 245, fol. 12v); St. Saturnine is put into a shroud (BNF 245, fol. 193)

 Preparation of a medicinal drink from Quart volume de histoire scolastique, 1475; or is it really the Blinding of Tobit (Brit. Lib. Royal 15 D I, fol. 18)?

 Birth of St. John the Baptist, fresco in the Cappella Tornabuoni of Santa Maria Novella in Florence, by Domenico Ghirlandaio, 1486-90
Slightly easier to see in this detail, a servant in the background wears an apron over her gown. It appears that the apron is pleated into a waistband, which is tied at the level of the high waistline of the gown.

 February, June, and September, in The Grimani Breviary, c. 1490-1510

 Birth of Mary by Benozzo Gozzoli, 1491

 Birth of St. John the Baptist (fol. 298) and Birth of the Virgin (fol. 333v) in a missal (Bibl. Mazarine MS 0412), c. 1492

 Archery Festival, 1493

De mulieribus claris (BNF Fr. 599), 15th-16th centuries: Pamphile of Kos (fol. 40), Thamyris (fol. 50), Iaia (fol. 58), Paulina (fol. 77v), and Epicharis (fol. 79v)
While the costumes in this version of De mulieribus claris are a bit more fantastical than those in BNF Fr. 598, there is a wider range of colors of aprons exhibited. Thamyris' black apron, for example, would be eminently practical for a painter.

 Book of hours (BNF Latin 886, fol. 9v), 1500
The butcher's apron looks to be a cloth tucked into his belt.
Здесь охвачены наиболее интересные мне периоды, более ранние или поздние источники вы можете посмотреть здесь. И, конечно, благодарность автору за подборку!

 

Автор: Катерина Данилова






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.