Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Индивидуальный стиль деятельности.






Темперамент– динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющихся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках

Типы:

Холерик – сильный, неуравновешенный и подвижный тип, т.е. у холерика процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Холерик вспыльчивый, но отходчивый, его деятельность быстрая, но не продолжительная, у него не хватает выдержки, чтобы выполнять длительно какую-либо работу, поэтому холерики охотнее руководят процессом и это получается у них лучше, чем самостоятельная деятельность

Меланхолик – слабый, неуравновешенный и инертный тип, т.е. нервная система меланхолика не выдерживает большой и длительной нагрузки. Меланхолик предает всему, что его касается, очень большое значение, практически везде он найдет повод для опасения и в ситуациях, в первую очередь он видит трудности.

Сангвиник – сильный уравновешенный и подвижный тип, т.е. процесс возбуждения и процесс торможения не только сильные, но и уравновешены между собой, кроме того данные процессы легко сменяют друг друга. Сангвиник - энергичный человек, который любит жизнь, любит заниматься интересным делом, легко и быстро оценивает ситуацию, у него быстрые реакции, общительный и веселый нрав.

Флегматик – сильный, уравновешенный, и инертный тип, т.е. нервные процессы сильные, что торможение, что возбуждение, но эти процессы мало подвижны. Флегматик обладает сильными нервными процессами, которые медленно сменяют друг друга, таким образом у флегматика не бывает эмоциональных вспышек или необдуманных поступков.

Индивидуальный стиль деятельности - индивидуальная систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с различными особенностями нервной системы, с разным характером и темпераментом добиваться одинаковой эффективности при выполнении работы разными способами. Например, в своем исследовании по изучению индивидуального стиля деятельности у ткачих-многостаночниц Климов заметил, что ткачихи-меланхолики и ткачики-сангвиники могут быть одинаково успешны в своей работе, но ткачики-меланхолики предпочитают профилактику обрыва нити.
Индивидуальный стиль деятельности:

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1) профессиональный отбор;

2) индивидуальный подход;

3) формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;

4) формирование индивидуального стиля деятельности.

Считается, что именно формирование индивидуального стиля деятельности является основным и наиболее универсальным путем приспособления темперамента к требованиям деятельности, так как именно он помогает людям с различными темпераментами эффективно выполнять одинаковую работу.

Иначе индивидуальный стиль деятельности (ИСД) можно представить как индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым человек прибегает сознательно или стихийно для наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметным, внешними условиями деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности не появляется у человека стихийно, его можно сформировать в процессе обучения и воспитания. Впервые формирование индивидуального стиля деятельности можно заметить еще в дошкольном возрасте. Это формирование происходит при решении игровых задач.

Считается, что общепризнанные формальные признаки ИСД можно разделить на 3 вида:

1) устойчивая система приемов и способов деятельности;

2) система, обусловленная определенными личными качествами;

3) система, являющаяся средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

25. Задатки и способности. Виды способностей. Проблема диагностики способностей.

Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Способности существуют в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается со временем теряется.

Успешность выполнения любой деятельности зависит от сочетания различных способностей, это сочетание может быть обеспечено различными способами.

Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.

Виды способностей:

- природные

- специфические человеческие

- общие (умственные способности, развитая память)

- теоретические (склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям)

- практические (конкретные, практические действия)

- учебные (определяют успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений, навыков)

- творческие (создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей)

- способности к общению

- предметно-деятельностные (способности к различным видам теоретической и практической деятельности)

Задатки – это то, на основе чего у человека формируются те или иные способности, также предпосылки к формированию и развитию способностей.

Виды задатков:

- врождённые (природные)

- приобретённые (социальные)

Проблема диагностики способностей.

Проблематика измерения способностей является одной из сложнейших.

Трудность состоит в том, что способности в основном измерялись количественно, фиксировался количественный уровень развития какой-либо способности. Но способности – это качественная характеристика.

Выготский говорил, что способности ребенка следует оценивать через зону ближайшего развития, т.е. способности ребенка надо оценивать дважды: первый раз, когда он решает задачу самостоятельно, второй – когда с помощью взрослого. Необходимо так же рассматривать динамику развития способности. Диагностика умственных способностей человека традиционно связана с понятием интеллекта.

 

27. Зарождение психологии как науки в эпоху античности (психологические взгляды Аристотеля, Пифагора, Сократа, Гиппократа, Демокрита).

В период античности сложились два направления:

1) материализм

Материалисты считали, что:

- душа и тело неразделимы

- как только умирает тело, умирает и душа

2) идеализм

Идеалисты считали, что:

- душа и тело отделимы

- после смерти физического тела, душа продолжает жить

Аристотель считал, что рассматривать и обсуждать эти вопросы нельзя, также считал, что душа – энтелехия тела, точно также, как зрение – энтелехия глаза, т.е. рассматривать отдельно тело и душу бессмысленно.

Пифагор отрицал равенство душ, равенства нет в природе вообще. Он пришел к выводу, что душа не умирает вместе с телом, она развивается по своим законам, ее цель – очищение.

Сократ впервые подошел к душе как к источнику разума и нравственности. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать самого себя. Сократ одним из первых поднял вопрос необходимости разработать метод, при помощи которого можно помочь актуализации тех знаний, которые уже заложены в душе человека.

Гиппократ разработал известное учение о темпераментах, основанное на сочетании четырех видов жидкости и организме: крови, слизи, желчи черной и желчи желтой. Он первым заговорил об индивидуальных различиях человека.

Демокрит - человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Дыхание является одним из важнейших для жизни процессов, в нем постоянно обновляются атомы души, что обеспечивает психическое и соматическое здоровье. Душа смертна. После смерти тела душа рассеивается в воздухе. Душа находится в нескольких частях тела.


27. Основные этапы развития психологической науки

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою исто­рию, которую условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В оду­шевленности видели причину развития явлений и движения. Арис­тотель распространил понятие психического на все органические про­цессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — мате­риалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от по­следней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеаль­ном мире до того, как попала в тело человека.

На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздей­ствия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа со­знания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили де­терминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функ­ционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социаль­ном опосредовании психики человека.

На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. боль­шую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыгра­ли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непо­средственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции созна­ния и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

На четвертом (современном) этапе развития психологиче­ской науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в мно­гоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интере­сы практической деятельности людей и общества.

 

28. Интроспективное направление в психологии: структурализм и функционализм

 

Интроспективная психология (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта —Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно, путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания.

В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (Самонаблюдение), под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом (Эксперимент). При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э. Б. Титченер.

Функционализм - научное направление в психологии, занимающееся проблемами, связанными с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды. Хотя возникновение функционализма было протестом против существующих направлений психологии, его приверженцы не стремились к формальному образованию собственной научной школы. В итоге функционализм никогда не стал таким строгим и обособленным движением, каким был структурализм Титченера. Поэтому не существовало и такой единой функциональной психологии, какой была структурная психология. Хотя имелось несколько направлений функционализма, имевших свои собственные различия, тем не менее все они занимались проблемами функций сознания. Но поскольку они изучали поведение организма в условиях его взаимодействия с окружающей средой, то стали интересоваться и вопросами потенциального применения психологии к решению повседневных задач.

Структурализм - система психологии Титченера, которая имеет дело с сознательным опытом, зависящим от испытывающего его субъекта. Титченер сосредоточил свои усилия на изучении элементов психики и их механической связи посредством ассоциации. Однако, он отказался от использования вундтовского учения об апперцепции и сконцентрировал свое внимание на самих элементах. С его точки зрения основная задача психологии заключалась в открытии этих элементарных составляющих сознания, то есть в разложении сознания на части и определении его структуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.