Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика и культура Южной Кореи в 1960-1970-х гг.






 

В 1960-е и в 1970-е гг., когда правила власть Пак Чонхи и был провозглашен принцип приоритетного развития экономики, мощь государства стала основным двигателем политики экономического роста. Все политические репрессии и несправедливости оправдывались необходимостью экономического роста. Основное направление экономической политики реализовывало стратегию наращивания промышленного производства и внедрения иностранных капиталов и техники, использования дешевой рабочей силы для производства товаров, чтобы обеспечить накопление необходимого капитала. То есть, это была стратегия экономического развития с ориентацией на экспорт.

В результате того, что с 1962 г. правительство приступило к выполнению 1-го пятилетнего плана экономического развития путем реализации политики индустриализации на основе экспортной ориентации, экспорт, составлявший в I960 г. всего лишь 33 млн. долл., к 1966 г. вырос до 250 млн. долл., и ежегодный его рост составлял 44%, причем ежегодный прирост экономики составил 8, 5%. С 1967 г. приступили к осуществлению 2-го пятилетнего плана, при выполнении которого рост валовой продукции в среднем составлял 10, 7%, а ежегодный прирост объема экспорта - 33, 7% (в 1971 г. экспорт 1 млрд. 60 млн. долл.), что обеспечивало успех экономического развития страны. Символами экономического развития стали Ульсанский нефтеперегонный завод, пущенный в 1964 г.; свободная экспортная зона, созданная в 1969 г. в Масане, и открытая в июле 1970 г. скоростная магистраль Сеул-Пусан. В некоторых кругах стали даже поговаривать о «чуде на берегу реки Ханган». Возникшее равновесие в экономике обеих частей Кореи послужило как бы фоном, на котором стал возможным открывшийся в 1972 г. диалог между Югом и Севером.

Правительство Пак Чонхи и в 1970-е гг. – годы господства системы Юсин настойчиво продолжало политику ускоренного развития на основе роста экспорта. С 1972 г. осуществлялся 3-й, а с 1977 г. – 4-й пятилетний план экономического развития; причем в течение этого периода, был достигнут баланс в экономической структуре путем смены прежнего приоритета преимущественного развития отраслей легкой промышленности на развитие тяжелой и химической промышленности, и достигнув общей интенсификации промышленной структуры, страна смогла войти в группу подлинно индустриальных обществ. Введенные в строй в 1973 г. Пхоханский металлургический комбинат и в 1978 г. АЭС в Кори стали знаковыми событиями в развитии тяжелой и химической промышленности в этот период.

Хотя в 1970-е гг. нефтеэкспортирующие государства Ближнего Востока подняли цены на нефть и оказали отрицательное влияние на экономическое развитие Кореи, ее экспорт неуклонно продолжал расти и в 1977 г. превысил 10 млрд. – долл., в 1981 г. – 20 млрд. долл., причем удельный вес, занимаемый в экспорте промышленных товаров, перевалил за 90%, а удельный вес тяжелой и химической промышленности в общем объеме промышленного производства достиг 55%. Также в этот период после окончания Вьетнамской войны строительные предприятия переместились в страны Ближнего Востока и заняли большую долю в зарабатывании иностранной валюты.

В целом в 1960-1970-е гг. ежегодное увеличение экспорта в среднем на 40%, общего экономического роста на 8, 9% в мировом масштабе служили примером для всех развивающихся стран. Хотя в обеспечении такого экономического роста несомненной была роль твердого убеждения и руководства диктатуры развития, осуществлявшейся президентом Пак Чонхи, который идеями национальной самобытности пробуждал чувство уверенность в народе, говоря, что «если сделаем, то получится», однако движущей силой его было высокое стремление народа к учебе и к достижениям, а также возрастание культурного потенциала нации, которая тысячелетиями создавала свою культуру.

Однако за внешним фасадом экономического роста было немало побочных недостатков. К их числу относились: углубление внешней зависимости от Соединенных Штатов и Японии; структурные диспропорции в промышленности, связанные с господствующей ролью финансовых групп (чэболь) в экономике; расцвет коррупции в результате сращивания финансовых кругов и политических клик; неравномерное развитие регионов; оскудение деревни и формирование бедных слоев в городах; тяжелые экологические последствия. Такие противоречия стали основной причиной усиления оппозиционного и студенческого движения.

В свою очередь, правительство для поднятия доходов и улучшения среды обитания отсталого деревенского общества, с 1971 г. развернуло «движение за новую деревню». Благодаря этому движению, инициированному президентом Паком на основе идей трудолюбия, самопомощи и духа кооперации, произошло строительство нового жилья в деревнях взамен крытых соломой избушек, приведены в порядок системы деревенских дорог и созданы агробазы, что вдохнуло новые жизненные стимулы в застойное сельское общество; а затем это движение распространилось на города и стало стратегией государственного строительства. По всей стране звучали, как национальные, такие песни, символизирующие движение за новую деревню, как: «Зазвенели колокольчики, и настало новое утро, и я, и ты, мы все пойдем и обустроим новую деревню» или: «Давайте жить хорошо, давайте жить хорошо, хотя бы раз, и мы заживем хорошо». И на всех предприятиях, и во всех административных единицах были созданы практические организации, чтобы и чиновники, и народ могли вместе участвовать в этом движении.

Движение за новую деревню, звучавшее и как определенный отклик в ответ на северокорейское движение Чхоллима, хотя и внесло, несомненно, большой вклад в государственное развитие в 1970-е гг., одновременно выполняло функцию правительственной идеологии в системе Юсин, поддерживавшей власть президента Пака.

Правительственная философия президента Пака привнесла значительные изменения и в политику в области образования и культуры. Всплеск националистических настроений, начавшийся до и после 19 апреля 1960 г. (свержение Ли Сынмана), власть Пака, восприняла в качестве идеологии режима во всей системе образования и культуры, внедряя «самостоятельный (чучхе) национальный исторический подход», а для того, чтобы закрепить это в качестве идеологии образования был принят так называемый «Устав о народном образовании» (1968), который зачитывался на всех собраниях работников народного образования. Начинавшийся словами: «Мы родились на этой земле, чтобы выполнить историческую миссию возрождения нации», «Устав о народном образовании», провозглашал мощное этатическое историческое сознание, сводящееся к тому, что развитие государства есть и личное развитие каждого индивида, а возрождение нации является его судьбой. Чтобы укрепить такие идеи о нации и государстве, после 1970-х гг. еще больше усилили образование по национальной истории; в школьной программе появилась новая дисциплина – «гражданская мораль», а в вузах были открыты отделения по обучению гражданской морали. С другой стороны, в области культурной политики было предпринято восстановление крепостей и памятников старины, разрушенных в годы японского господства, а также освящение родовых храмов Ли Сунсина, Кан Гамчхана и других полководцев-патриотов.

В качестве исследовательского органа, совмещающего исследования в области наук о родной стране (по корееведению) и подготовку высшего кадрового звена правительство в 1978 г. основало в Соннаме (провинция Кёнги) Академию корейской духовной культуры. В результате более чем 10-летней работы исследовательская часть Академии подготовила 27-томную «Большую энциклопедию корейской национальной культуры» (1988-1991).

Когда выявилось, что официальная правительственная философия национализма служит целям подавления демократии и укрепления диктатуры развития, начались резкие трения с критически настроенной интеллигенцией и оппозицией, горячо жаждавшей демократизации страны. Если в правление Либеральной партии (Чаюдан) журнал «Сасанге» («Мир идей») представлял интеллигенцию, выступавшую в авангарде антидиктаторских сил, то в правление Пак Чонхи критический дух представляли такие образовательные журналы, как «Творчество и критика» («Чханджак-ква пипхан», основан в 1966 г.), «Литература и идеология» («Мунхвахак чисон», основан в 1970 г.) и др. Однако, в условиях, когда после освобождения не было ни осмысления, ни и критики остатков от японского колониального режима национализм правительства Пак Чонхи сыграл свою положительную роль тем, что пробуждал национальное сознание самобытности и чувство веры в себя, и он стал духовной движущей силой для экономического развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.