Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность государства






Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения - служебной роли и исторической цели.

Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.

Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более семидесяти лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.

В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы.

Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве, содержал упрощенное, односторонне понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.

И действительно, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество.

К выполнению общих дел относится, прежде всего, осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.

Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель.

Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей.

Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.

Подводя итог вышесказанному о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предположить один из возможных вариантов его краткого общего определения.

Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих сущность государства.

Среди них можно выделить следующие:

Теория элит (В. Парето, Г. Моски, Х. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай). Основная идея - управлять обществом способны только наиболее одаренные и образованные его члены, то есть интеллектуальная элита.

Технократическая теория (Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл). Она является логическим продолжением теории элит. Управление - это наука и им занимаются специалисты - менеджеры.

Теория плюралистической демократии (Г.Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль). Государство должно выражать интересы всех слоев населения, таким образом, каждый человек имеет право на участие в государственном управлении.

Теория конвергенции (Д. Гэлбрейт, Р. Арон, П. Сорокин). В современном мировом политическом пространстве все более стирается грань между отдельными государствами и возникает единое мега-государство «всеобщего благоденствия».

Вопросы о сущности государства интересовали и русских ученых-юристов дореволюционного периода.

По мнению Н.М. Коркунова, государство - это общественный союз, в котором осуществляется принудительная власть над людьми с помощью права. И.А.Ильин считал, что «государство в его духовной сущности есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом».

Признаки государства:

Государство отличается от других организация, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков:

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство - единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

5. Государство - единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, полиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

Один из важнейших признаков государства - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений.

Таким образом, государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет, и руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

 

 

Заключение

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются в различных теориях воз­никновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в ма­териалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономичес­кие структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др.

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организа­торами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появле­ния частной собственности и раскола общества на классы.

Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправ­ных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособ­лена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Герма­ния, Россия и некоторые другие государства возникли не как фео­дальные (с классическими признаками подобной государственнос­ти — закреплением крестьянства и крупной частной собственнос­тью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими призна­ками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Особенностью социальной власти и норм в догосударственный период являлось то, что они по сути дела входили в саму жизне­деятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономи­ческое единство рода, племени. Это было связано с несовершен­ством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда не­обходимость в совместном проживании, в общественной собствен­ности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.

Признаки социальной власти, существовавшей в догосударствен­ный периодраспространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жиз­недеятельности первобытного общества.

Государство – это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Государство характеризуется следующими признаками, позволя­ющими отличить его от социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не со­впадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержа­ния государственного аппарата, людей, не производящих матери­альных ценностей и занятых только управленческой деятель­ностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).

Социаль­ная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Государственная власть представляет собой особую разновид­ность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государст­венная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и други­ми звеньями политической системы общества: политическими партиями, органами местного самоуправления и т.п. Согласно другой точке зрения, поня­тие «политическая власть» тождественно понятию «государствен­ная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть – это публично-политическое отноше­ние господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

 

Литература

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История». – 5-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001.

Брояка, Ю. В. Органическая теория происхождения государства А. Д. Градовского /Ю. В. Брояка. //Вестник Саратовской государственной академии права. -2006. - № 6.

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Грачев, В.С. Эволюция представлений о социальной сущности государства в истории политико-правовой мысли /В.С. Грачев. //История государства и права. -2007. - № 5.

Ильин И.А. Общеучение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. – 1992. – № 3.

История древнего Востока: От ранних государственных образований древних империй / Под ред. А.В. Седова. – М.: Вост. лит., 2004. – 895 с.

КашанинаТ.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. М., 1999.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. – М., 1999.

Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст., примеч. А. Островского. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1999. – 392 с.

Леви-Строс К. Раса и история // В кн.: Путь масок / Пер. с фр., сост., вступ. ст. и примеч. А.Б. Островского. – М.: Республика, 2000. – 399 с.: ил. – (Мыслители ХХ века).

Ленин В.И. О государстве / Полн. собр. соч. Т.39.

Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е перераб., доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

Першиц А.И. Раннее производящее хозяйство и начальные формы эксплуатации // В кн.: Формы перехода от присваивающегохозяйства к производящему. Особенности развития общественного стороя. – М., 1974.

Першиц А.И., Монгайт А.Н., Алексеев А.П. История первобытного общества: Учебник, 3-е изд. перераб. и доп. – М., 1982.

Платон. Государство. Сочинения: В 3-х т. – М., 1971. Т.3.

Поляков А.В. Правогенез // Правоведение. 2001, № 5.

Тимошина С.В. Учение о царской власти в византийской церковной историографии IV – VI вв. (В сравнении с учением святоотеческой литературы IV в.) // Правоведение. – 1994. – № 5 – 6.

Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. – 1993. – №8.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Т. Моргана. – М., 1973.

 


*Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л. Г. Моргана // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 23-178.

 

*Энгельс Ф. Указ. соч. С. 170.

 

* Энгельс Ф. Указ. соч. С.164-165.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.