Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод мест






Метод мест — это популярный метод древнегреческих ораторов. Смысл его в мысленном расположении деталей, которые требуется запомнить, в знакомых местах. Чтобы понять этот прием, лучше испытать его на себе.

Следующий список продуктов прекрасно подходит для этого теста. В течение минуты изучите список из 10 наименований, представленный на рис. 46.

Рис. 46

 

Теперь отложите книгу, возьмите листок бумаги и проверьте, сколько наименований вы запомнили (это поможет вам сравнить результаты различных приемов запоминания, приведенных в этой главе).

Удивительно, что вы не сможете запомнить все. Названия продуктов в списке того, что нужно купить, не связаны между собой, и ни один из них не интересен настолько, чтобы запомниться сразу и без особых усилий. Даже если вы запомнили все продукты, необходимо постоянно думать о них и повторять их названия. Список продуктов не отложится в долговременной памяти, и стоит отвлечься на что-нибудь интересное, как он просто вылетит из головы.

В таком случае очень помогает метод мест. Это один из приемов мнемоники, который помогает мозгу так расположить воспоминания, чтобы было проще восстановить их. Сначала выберите место. Ваш дом в этом отношении идеален. Затем представьте, как вы обходите его, переходя из комнаты в комнату. Обращайте внимание на места, где можно будет разложить объекты для запоминания (например, в духовку, под кровать, на голову лося, висящую на стене, и т. д.).

Теперь повторите свое путешествие, только при этом раскладывайте продукты в выбранные места. Например, первой в списке значится мука. Вы подходите к дому и думаете, куда можно положить пакет муки. Скажем, в почтовый ящик около двери. Войдите в дом и придумайте, куда можно положить палочки корицы. Если вы можете вообразить какие-нибудь более яркие, запоминающиеся картины (например, представить, как выливаете оливковое масло в стиральную машину), то список запомнится еще лучше (рис. 47).

Рис. 47

 

Процесс размещения продуктов в вымышленной обстановке займет больше времени, чем просто повторение списка. Однако этот способ более действенный, используя его, вы сможете за­помнить все продукты. Воспользуйтесь данным способом для за­поминания этого же списка и сравните результаты. Метод мест применим к спискам различной длины, но наиболее удобно его использование для сравнительно объемных списков (скажем, в 20 наименований).

ПРИМЕЧАНИЕ

Легенда гласит, что метод мест был изобретен древнегре­ческим поэтом Симонидесом. Он покинул обеденный стол и вышел на улицу незадолго до того, как крыша дома об­валилась и погребла под собой всех высокопоставленных гостей. Симонидес сумел составить список погибших, мыс­ленно обходя помещение, в котором проходил обед.

 

В данном случае вы использовали список покупок, но ме­тод применим и к другим спискам. Если вы, например, хо­тите запомнить список людей, которым нужно позвонить, представьте, как эти люди ходят по вашему дому. Также можно запоминать список вещей, которые необходимо взять в дорогу, составляющие рецепта, любимые книги и планы на неделю, причины, по которым вас нужно срочно повысить в должности, и т. д.

У метода мест есть три преимущества.

1.Пользуясь им, вы зрительно представляете то, что необхо­димо запомнить. Намного проще запомнить, что нужно купить муку, представив пакет с ней в почтовом ящике.

2.Метод помогает запомнить каждое наименование. Это воз­можно, поскольку вы связываете каждое наименование с хоро­шо известными вам деталями (расположением комнат). Вы вряд ли забудете расположение комнат в доме или маршрут, которым идете. Каждая комната помогает запомнить необходимый про­дукт из списка. Например, если вы знаете, что начинаете обход с крыльца, то быстро вспомните почтовый ящик, а затем — про­дукт, который вы туда положили. Вспомнить помогает и то, что вы одновременно запоминаете и вспоминаете. Когда, запоминая список, вы представляете, как кладете что-то в почтовый ящик, то, скорее всего, при попытке вспомнить представляете, что за­глядываете в него.

3.Метод упорядочивает составляющие списка. Например, при запоминании списка продуктов не важно, на каком месте в этом списке мука. Главное — запомнить все его составляющие. Но если вы с помощью данного метода запоминаете логиче­ские аргументы речи (как это делали древнегреческие ораторы), важно соблюсти порядок, помнить, что «во-первых», а что «во- вторых».

Вы увидите эти три принципа в действии и в других приемах запоминания, приведенных в данной главе.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Метод мест тесно перекликается еще с одним приемом запоминания, называющимся «метод путешествия». Суть его в том, чтобы представить себе какой-нибудь маршрут (скажем, которым вы каждый день добираетесь до работы, бегаете по утрам и т. д.). Затем вы располагаете объек­ты, которые нужно запомнить, на различных этапах своего маршрута.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.