Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира






Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира

Курсовая работа

По направлению подготовки 050100.Педагогическое образование.

Образовательный профиль «Начальное образование»

 

 

Выполнила: студентка

3 курса, 301 группы Б,

Шухова Е.С

ЗФО

Научный руководитель: доцент, кандидат педагогических

наук, заведующая

кафедрой

Федорова Т. А.

 

Абакан, 2015

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования познавательной деятельности. 6

1.1. Понятие познавательной деятельности в научной литературе. 6

1.2. Возрастные особенности младшего школьника. 10

1.3. Причины неуспеваемости учащихся. 15

1.4. Взаимосвязь сформированности познавательных функций и успешности обучения 24

Глава 2. Методические аспекты развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира. 29

2.1.Исследование уровня развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира. 29

2.2 Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира. 34

Заключение. 39

Список использованной литературы.. 41

Приложение. 43

 

 

Введение

 

Познавательный интерес – это одно из важнейших психических качеств. Он является ведущим фактором понимания детьми необходимости изучения того или иного материала. Если познавательный интерес не сформирован достаточно прочно, то усвоение программного материала вызывает у школьников определенные трудности. Преодоление этих трудностей должно осуществляться уже в начальном курсе обучения. Этим обусловлена, в частности, проблема поиска путей активизации познавательной деятельности младших школьников.

Идея активизации обучения получила свое развитие в трудах Ф. К. Дистервега. В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился русский методист А. Я. Герд. Разработкой методов активного обучения занимались Н. Б. Истомина, Г. П. Карчёва, И. В. Куписевич, В. И. Оконь, В. З. Половцев, С. Т. Шацкий, Г. И. Щукина, Г. Т. Ягодовский и др.

В работах этих авторов указывается, что младший школьный возраст является весьма благоприятным для развития учебно-познавательной деятельности. Именно в начальных классах у детей происходит смена основного вида деятельности с игры на учебу, в наибольшей степени проявляется интерес к познанию всего нового, происходит интенсивное развитие таких качеств личности как внимание, память и мышление.

Однако используя лишь традиционные методы и средства обучения, не всегда возможно осуществить достаточное развитие познавательных качеств личности.

Возникает проблема поиска новых методов и средств активизации познавательной деятельности младших школьников.

Возможности для решения этой проблемы предоставляют уроки окружающего мира. При изучении данной дисциплины можно использовать различные формы и методы работы, способствующие развитию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.

Объект исследования - познавательная деятельность младших школьников

Предмет исследования - процесс обучения окружающему миру в начальной школе.

Цель исследования – разработать методические рекомендации для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Для достижения данной цели в соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого педагогические исследования, посвященные активизации познавательной деятельности младших школьников.

2. Выявить пути активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы при изучении окружающего мира.

3. Определить уровень развития познавательной активности младших школьников.

4. Разработать приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы; анализ программ, учебников; обобщение педагогического опыта учителей начальных классов; анализ результатов констатирующего эксперимента.

В гипотезе мы исходим из того, что если проанализировать теоретические основы развития познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и разработать приемы ее активизации, то их внедрение в практику обучения позволит повысить уровень познавательной деятельности младших школьников.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Представленный в работе теоретический материал может быть полезен школьным психологам, учителям и всем тем, кто работает и имеет отношение к психологической службе в системе образования.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования психологом, учителем или родителями учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.