Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билеты к зачету по истории античной литературы

1. Мифологическое сознание, его трансформация в процессе исторического развития (фетишизм, анимизм, зооморфизм, антропоморфизм в античной мифологии, мифы-метаморфозы).

 

Мифология – идеология общинно-родовой формации; она представляет собой результат обобщенного перенесения родственных, то есть одушевленно-разумных и стихийно-коллективистких отношений на всю природу и весь мир.

Вся природа и весь мир представляется людям как универсальная космическая община, населенная разумными существами.

Мифологию следует рассматривать как постоянно изменяющуюся систему в историческом и социальном контексте античного мира.

Периоды развития греческой мифологии:

- Древнейший хтонический ИЛИ дофессалийский (доолимпиский) – период матриархата.

- Фессалийский (олимпийский) – классический, героический период – раннее крито-микенское рабовладение.

В дальнейшем – в связи с разложением первобытнообщинного строя и падением крито-микенской культуры, появляются уточненные формы героизма у Гомера.

Греческая народность включала четыре этнические группы — ахейцы, ионийцы, эолийцы и дорийцы, говорившие на своих особых, но близких друг другу диалектах (аттическо-ионийском, эолийском, дорийском, аркадском) и различавшиеся своими обычаями.

Рост производственных сил освобождает мышление человека от родовой опеки.

Таким образом, начинают складываться уточненные формы гомеровской героической мифологии. В этих условиях мифология не могла удовлетворить потребности общественного сознания – возникают попытки научного исследования природы, а также попытки применить результаты этих исследований на практике, для удовлетворения своих потребностей.

Природа продолжает мыслиться как живое существо, но ею управляют наукообразные законы (натурфилософия Греции VI-V до нашей эры). Природа состоит теперь не из демонических сил, но из материальных стихий, которые управляются законами.

***

Становление греческой философии происходит в VI веке до нашей эры.

Первая философская школа – милетская школа (основатель – Фалес).

В ней впервые был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Стихийный материализм ионических философов был преодолением старых религиозно-мифологических представлений о мире. Основой всего Фалес считал воду.

Анаксимандр – ученик Фалеса – изучал природу (основа всего – беспредельное –неопределенное материальное). Согласно ему вся материя – живая.

Анаксимен – ученик Анаксимандра (первоматерией считает воздух)

В VI веке до нашей эры возникает философская школа в Эфесе.

Её первым представителем был Гераклит. В труде «О природе» он предпринимает попытку естественным образом объяснить природные явления. Так, Гераклит предполагает, что гром возникает из-за столкновения ветров и туч.

Основой всего, по мнению этого философа, является огонь.

Центральный мотив его учения – все течет (панта реи).

Идейный предшественник элейской школы – Ксенофан из Колофона («Основание Колофона», «Исход в Элею» эпические сочинения). Высказывал ту мысль, что не боги придумали людей, а люди – богов.

Основатель элейской школы – Парменид. Был учеников Ксенофана. Его основной труд «О природе» изложен в аллегорической форме – в нём рассказывается о юноше, который приходит к богине, сообщающей ему истину о мире.

Парменид объясняет преимущество рационального познания над чувственным.

Зенон – ученик Парменида. В основном защищал и уточнял систему аргументаций своего учителя. Чтобы показать сомнительность и невероятность чувственного познания, онспросил одного из софистов - Протагора: " Произведет ли звук одно зернопроса, если упадет, или одна десятитысячная зерна? " А когда тот ответил, чтоне произведет, спросил: " Произведет ли звук мера проса, если упадет, илинет? " Когда Протагор ответил, что мера, падая, производит звук, Зенонспросил: " Нет ли некоего отношения между мерой проса и одним зерном, однойдесятитысячной частью зерна? " Когда тот согласился, что такое отношениеесть, Зенон спросил: " Не может ли быть такое, что существуют также отношениямежду звуками? Ибо звучащие предметы также и звуки. Дело обстоит так: еслимера проса производит звук, то производит его также одно зерно и десятитысячная часть зерна"

/Пропускаем религиозно мистическую пифагорейскую философскую школу/

Первый этап развития первой греческой античной философской школы (досократоской) завершают Анаксагор и Эмпедокл.

Эмпедокл (484-424) был учеником Пифагора – поэт, теоретик словесности, философ, ритор, интересовался медициной. Стихотворения: «Очищение», «О природе» (выводит 4 первопринципа: Зевс – огонь, Гера – воздух, Гадес – земля, Нестида – вода).

Анаксагор (500-428) был учеником Анаксимена. Свои мысли изложил в трактате «О природе». Однако его ответ на вопрос «что есть основа всего?» заметно отличается от ответа предшествующих мыслителей. Анаксагор считает основой вещей бесконечное множество материальных частичек; он называет их – семена вещей.

Первые древнегреческие атомисты:

Левкипп (500-440) – существование спорно. Выдвинул основные принципы атомистической философии. Единственное, что существует: атомы и пустота.

Демокрит (460-370) – разделял полностью воззрения Левкиппа, считал Вселенную бесконечной и никем не созданной.

***

Но мифология не исчезла. Наивная мифология как самостоятельное творчество гибнет и приобретает служебный характер, превращаясь в философскую аллегорию и широко используясь в литературе и искусстве.

В народных массах она продолжала существовать в течение всей античности. Мифологические образы переосмысливаются, становятся художественным образами, вплоть до простого аллегорического их понимания.

Поэты греческой архаики подвергают мифы решительной переработке. Гесиод в своей «Теогонии» приводит их в систему по законам рассудка. В трагедиях Эсхила вырисовываются смысловые глубины мифологии. Софокл пытается её эстетически гармонизировать, А Еврипид уже приходит к рационалистической критики её основ. В комедиях Аристофана дерзкая насмешка над мифами сочетается с глубокой приверженностью к мифологическим мотивам.

Новые типы отношения к мифам дает римская поэзия. Вергилий в «Энеиде» связывает мифы с философским осмыслением истории. Овидий в «Метаморфозах», наоборот, отделяет мифологию от религиозного содержания.

Это - одна из характерных особенностей античной литературы; её органическая связь с мифологией.

МИФОЛОГИЯ – совокупность народных преданий о богах и героях, мифов, которые рассматриваются не как вымысел, а как рассказы о действительно происходивших событиях. Мифологией еще называют науку, изучающую мифы.

Весь мир, вся природа представлялись человеку родовой общиной, представители которой являются живыми существами человеческого типа: поэтому так много героев, рожденных смертными женщинами.

Мифология есть определенной тип мышления на ранней стадии человеческого развития, а мышление невозможно без обобщения; миф – и есть обобщение.

Везде, где надо оправдать настоящее прошлым опираются на авторитет мифа.

Микенская эпоха – база греческих героических сказаний.

Гомер – систематизатор представлений о богах, объединивший предания о богах из различных местностей в одну, единую систему. Геродот говорит, что Гомер и Гесиод составили для греков родословную богов, снабдили эпитетами, определили функции.

Древнейшая мифология – хтоническая – этапы:

1) Фетишизм – поклонение неодушевленному предмету, которым приписываются сверхъестественные свойства (камни, каменные пирамиды, бруски дерева; виноградная лоза и плющ – фетиши Аполлона) – ранняя стадия собирательно-охотничьего хозяйства.

2) Зооморфизм – представление богов и духов в образе животных (змеи, собаки – человеческие души, волки, коровы и быки).

3) Анимизм – одушевление предметов, все явления природы – результат деятельности демонов и духов (отделение идеи от самой вещи, явления, придание индивидуальных черт безликим демонам), демон становится своего рода обобщенным мифологическим существом – стадия производящей деятельности (вещи не рассматриваются теперь в целом виде)

4) Антропоморфизм – развитый анимизм, наивысшее оформление получил в системе образов богов (греки всегда знали какого цвета волосы у Аполлона, какие глаза у Афины – именно у греков антропоморфизм достиг наивысшего оформления и выразился в целой системе художественных образов).

Мифы о превращениях.

Наконец, говоря о гибели старинной мифологии, мы должны указать еще на один тип мифов, который об этом ярко свидетельствовал. Это — мифы о превращениях, или метаморфозы. Подобного рода мифов всегда было очень много. Но в эллинистическо-римский период античной литературы выработался специальный жанр превращений, который нашел свое гениальное воплощение в известном сочинении Овидия, которое так и называется — «Метаморфозы». Обычно здесь имеется в виду миф, который в результате тех или других перипетий заканчивался превращением фигурирующих в нем живых существ в какие-нибудь предметы неодушевленного мира, в растения или в животных. Так, Нарцисс, иссохший от любви к своему собственному изображению в воде, превращается в цветок.

Так, Гиацинт после смерти — от нечаянного удара Аполлона умирает, проливая свою кровь на землю. Из этой крови вырастает известный всем цветок гиацинт. Так, Кипарис, застреливший оленя, весьма грустил об этом обстоятельстве и от грусти и тоски превратился в дерево кипарис. Если перебрать все явления природы, ее растительный мир, то окажется, что все это когда-то было живыми существами, т. е. понималось мифологически и со временем утеряло свою мифичность. Только людская память сохраняет воспоминание об их давнишнем мифическом прошлом, находя в их теперешнем состоянии поэтическую красоту, но уже никак мифически их не одушевляя.

Популярность этого жанра превращений в эллинистическо-римский период античной литературы иной раз свидетельствует о печали людей по поводу невозвратного мифического прошлого и по поводу невозможности иметь старинную наивную и нетронутую веру в буквальный реализм мифа. В других случаях здесь имелась в виду занимательность рассказа и поэтическая гибкость изложения, что тоже не имело ничего общего с наивной мифической верой древности. Трезвость тогдашнего времени допускала только поэтизацию природы и часто только грустные воспоминания о давно прошедших временах детски наивной и реально понимаемой мифологии. Однако такого рода мифы появлялись и гораздо раньше эллинистическо-римского времени, свидетельствуя о постепенной гибели наивной мифологии.

«Метаморфозы» значит «превращения». Было очень много древних мифов, которые кончались превращениями героев — в реку, в гору, в животное, в растение, в созвездие. Поэт Овидий попробовал собрать все такие мифы о превращениях, которые он знал; их оказалось больше двухсот. Он пересказал их один за другим, подхватывая, переплетая, вставляя друг в друга; получилась длинная поэма под заглавием «Метаморфозы». Начинается она с сотворения мира — ведь когда Хаос разделился на Небо и Землю, это уже было первое в мире превращение. А кончается она буквально вчерашним днем: за год до рождения Овидия в Риме был убит Юлий Цезарь, в небе явилась большая комета, и все говорили, что это вознеслась на небеса душа Цезаря, который стал богом, — а это тоже не что иное, как превращение.

 

2. Эволюция мифологических представлений (мифы о сотворении мира, хтонизм, зооморфизм, олимпийская мифология)

 

/Говоря об эсхатологии правильнее подразумевать не гибель мира, а его переход в качественно другое состояние/

Одни из самых древних мифов – космогонические (о сотворении мира) и эсхатологические (о гибели мира).

Сотворение мира.

Хаос – мировой беспорядок, первоначальная пустота. Он порождает Эреб (мрак) и Никто (ночь). Они рождают сына Эфира (свет) и дочь Гемеру (день).

Никто явилась и прародительницей почти всех ужасных божеств греческой мифологии, скрывающих в себе тайну жизни и смерти (Танатос, Гипнос, Мом, Апата, Керра, Эрида, Немезида, Геката, мойры – Клото, Лахетис, Атропос). Когда люд поумнели, они создали героев, которые побеждали чудовищ – немейский лев, лернейская гидра, медуза Горгона, сирены, гекатонхееры)

Благодаря Эросу появляется космос (из беспорядочного рождается упорядоченное) Космос (подобно яйцу) разделился на– первой действующей силе – из Хаоса рождается Гея à Уран..

Сначала Гея родила гекатонхейров, потом циклопов, которых Уран сбросил в Тартар. Потом родились титаны, младшей из которых Кронос, оскопил своего отца серпом, данным Геей, не простившей ему гибели первенцев. Из крови Урана родились богини кровной мести – Эриннии – хранительницы родовых законов матриархата.

Кронос, Рея, Океан, Фемида и другие титаны вышли на поверхность земли. От титанов Гиперион и Тейя родились Гелиос Селена – солнца и луна, которые в свою очередь породили зарю – Эос. Это древнейшие греческие божества, возникшие в самый архаичный период мифологии.

Кронос, женившийся на Реи, глотал всех своих детей (помня, как сам отнял власть у своего отца). Однако, 6 сына (Зевса) Рея решила сохранить и дала Кроносу проглотить камень.

Сына же Рея спрятала на Крите, где его воспитали нимфы и вскормила коза Амалфея.

Зевс сверг своего отца и заставил выплюнуть проглоченных детей: Посейдона, Аида, Геру, Деметру и Гестию.

Гея, разгневанная на Зевса вступила в брак с Тартаром и родила стоглавого Тифона (олицетворение подземных сил и вулканических явлений).

Титаномахия – война богов и титанов – космическая катастрофа, картина мучительной гибели доолимпийских владык. Прекрасные герои расправляются со всеми, кто покушается на гармонию и порядок установленной ими власти патриархата.

Калакагатия – то, к чему стремиться каждый грек.

Однако побежденные древние боги вмешиваются в новую жизнь, да и сам героический мир становится настолько дерзким, что нуждается в обуздании, поэтому боги посылают в мир красоту, несущую соблазн и смерть: Пандору, Елену. Ушедший в прошлое мир матриархальной архаики мстит, используя женскую красоту.

*Гигантомахия – борьба богов с гигантами (на сторону богов встал Геракл и гиганты пали от его рук)

 

3. Космогонические и эсхатологические греческие и скандинавские мифы - сходство и различие.

Возможна переформулировка вопроса, как сравнение римской и греческой миофологии.

Нам мало известно о чисто римских богах, потому, что когда Рим завоевал Грецию все образы слились. Никто не знал, как выглядели римские боги – римляне молились, накрыв себя тканью, чтобы не увидеть бога. Римская мифология – вокруг Рима. Космогония и эсхатология – создание и гибель Рима. УЗНАТЬ ПОДРОБНО.

Эсхатологические мотивы звучат в мифе о пяти веках.

- Золотой век – время, людей поклонявшихся Кроносу – они никогда не старели и много смеялись. Их духи превратились в благостных демонов, дарителей удачи.

- Серебряный век – первое время правления Зевса – люди подчинялись своим матерям и жили до 100 лет. Они утратили невозмутимое счастье и забывали воздавать богам почести. Зевс сослал их в преисподнюю.

- Медный век – век войн и опустошений. Люди ели мясо, хлеб и любили воевать. Всех их взяла Черная смерть.

- Век героев – отличались благородством и добротой – они покрыли себя славой при осаде Фив, во время путешествия аргонавтов и во время Троянской войны.

- Железный век – время, когда нравы развратились и богини Справедливости, Верности, Стыдливости и Правдивости покинули землю. Зевс наслал на землю потоп, спаслись лишь Девкалион и Пирра, ставшие родоначальниками нового поколения людей.

 

 

Космогонические мифы.

Обычно включают разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, установление мирового древа, мировой горы, укрепление на небе светил и т.п.

Греческие:

«Происхождение мира и богов»: Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги...

Хаос – мировой беспорядок, первоначальная пустота.

Хаос порождает Эреб (мрак) и Никто (ночь). Эреб и Никто (мрак и ночь) рождают сына Эфира (свет) и дочь Гемеру (день).

Богиня Никто – прародительница ужасных божеств греческой мифологии, скрывает в себе тайны жизни и смерти, вызывая дисгармонию мира.

Скандинавские мифы:

Вначале была только мировая бездна Гинунгагап, заполненная мраком и пустотой. В бездне родился двуполый великан Имир, давший начало миру. Боги рассекли его тело на части и создали из них землю, воду и небо. Трое богов – Один, Лодур и Хёнир – подняли со дна мирового океана сушу, обустроили ее и вдохнули жизнь в первых людей (Аск и Эмбла). Положено начало существующему порядку вещей. Один и Локи – двойники в космогонии и эсхатологии. Асы и ваны (основные группы скандинавских богов) враждуют.

Эсхатологические мифы.

Греческие:

Страшная битва, когда олимпийцы и титаны швыряют друг в друга скалы, кипит земля, океан и море от молний Зевса, жар охватывает тартар, ревет море, дрожит Земля, солнце закрыто тучами камней. В муках рождается новое царство Зевса и великих героев. Оружием и мыслью они создают новую красоту, которая основана на порядке и гармонии.

Скандинавские:

Миф о смерти Бальдра является своеобразным введением к скандинавскому эсхатологическому циклу. Смерть его служит как бы предвестием гибели богов и всего мира.

В «начальные» и «конечные» времена повторяются те же поединки богов и хтонических демонов. Асы и ваны (основные группы скандинавских богов) выступают в «конце» как единое племя богов. Сам Один, не властен изменить того, что предначертано судьбо (он платит ха свое могущество и знания, как все смертные: отдает глаз Мимиру за мёд поэзии, висит распятый и пронзенный копьем на мировом дереве за знание будущего):

- Бальдру суждено погибнуть, несмотря на усилия асов;

- Фенриру суждено вырваться из пут, как не удерживают его эоги;

- миру суждено быть разрушенным – и он разрушается, вопреки героизму асов в последней схватке перед концом света.

Сходство в основе мифов:

· одинаковые вопросы происхождения мира, человека,

· культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти;

· Зевс и Один главные (триединства: Зевс – Аид – Посейдон и Один – Тор – Тюр);

· две категории богов (асы и ваны; олимпийцы и титаны) противостоят друг другу.

Отличие: разнообразные детали происхождения и гибели мира.

Скандинавская мифология отличается от прочих мифологий тем, что в ней особое значение придается судьбе. Этот «мировой закон» определяет не только поступки людей, как в греческой мифологии, но и деяния богов.

Кто создал людей, согласно греческой мифологии? Прометей.

Мало. Расплывчато.

 

4. Понятие о «культурном герое» в олимпийской и скандинавской мифологии.

 

Культурный герой - мифический персонаж, который добывает или впервые создаёт для людей различные блага (огонь, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам

Герой как персонаж, есть в любой мифологии.

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, пользования огнем. Самый знаменитый миф – сказание о Прометее.

Прометей («мыслящий прежде», «предвидящий»):

· наделил разумом людей,

· научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами,

· научил носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, научил приносить жертвы богам, гадать,

· внедрил государственные начала и правила совместной жизни,

· дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом:

прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения – орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

В греческой мифологии герой – «мощный, сильный, благородный, значительный». Это сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера – отважный воин (в «Илиаде») или благородный человек (в «Одиссее»).

· призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивать жизнь, вносить в неё справедливость, меру, законы.

· наделяется немерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишён бессмертия, остающегося привилегией божества.

Чтобы создать великого Героя, требуется не одно поколение Героев. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений родился Геракл.

Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они активнее богов.

+ Дионис, Артемида

Верховное положение в скандинавском пантеоне занял Культурный Герой – Один (Тор стал его сыном).

Тор – бог грома и кузнец, покровитель земледелия. Победитель великанов, вооруженный священным молотом.

Викинги часто клялись этим молотом Мальольнером; изображения молота помещались на доспехах.

Тор постоянно сражается с великанами (о чем рассказывает, например, легенда, в которой Тор в Утгарде с другими богами – Локки и Тьяльви – выполняет задание великанов, чтобы отвоевать свой молот). Тор должен выпит рог, поднять кошку и бороться со старухой Элли – известный мотив народных сказок, о невыполнимых заданиях. Оказывается, что Тор пил из рога, который соединен с океаном, поднимал не кошку, а мирового змея, а Элли была Старостью.

Тор в скандинавской мифологии прежде всего культурный герой, защищающий людей и богов. Один покровитель воинской дружины, а Тор – вооруженного народа.

 

 

5. Историческая Троя и Троя Гомера (историческая и мифологическая основа поэм «Илиада» и «Одиссея»).

Аэды – создатели песен.

Рапсоды – исполнители песен.

Греки не сомневались в исторической реальности Троянской войны. Даже историк Фукинид был убеждён в том, что описанная в поэме «Иллиада» Гомера 10-летняя осада Трои – исторический факт, приукрашенный поэтом.

В сказаниях запечатлелись события похода греков на Трою и ее гибель. Эти сказания, украшенные художественным вымыслом и мифологическими предания, легли в основу поэмы Гомера.

Поэма – героический эпос, характерной чертой которого является масштабность изображаемых событий, в которых принимают участие известные исторические, легендарные или мифологические герои.

Эпос – отражает реальность через повествование;

Лирика – отражает реальность через чувства автора;

Драма – отражает реальность через конфликт.

Мифологическая основа: сцены с участием богов.

Историческая наука нового времени видела в греческих мифах лишь легенды и сказки. Историки XVIII-XIX веков были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было.

· Зевс назначил судьей самого красивого юношу – Париса, сына царя Илиона Приама и Гекубы. Гекуба перед рождением сына видела сон, что она родила горящую головню, которая подожгла Трою. Париса удалили из города (пас скот).

За яблоко Парису обещали:

· Гера – власть над всей Малой Азией и богатство;

· Афина – славу полководца;

· Афродита – самую красивую женщину в мире.

Парис отдал яблоко Афродите, которая помогла ему похитить жену царя Спарты Меленая Елену, дочь Зевса и Леды, что и стало поводом к Троянской войне.

По совету Агамемнона (брата Меленая - царя Аргоса), со всей Греции собираются самые знаменитые цари и герои с войском.

И Т. Д.

Мифологические мотивы отражают давние столкновения европейских греков, которые искали обогащение путем войны с населением Малой Азии, с очень высокой материальной культурой. Ахейцам был нужен выход к Дарданеллам. Троянцы – арии? (Академик Морозов)

Историческая основа – событие, которое реально существовало в микенскую эпоху. Греческий эпос дает материал для характеристики общественного устройства, много сведений:

· это уже не примитивный родовой строй, развита частная собственность, торговля;

· существуют мастера-ремесленники, врачи, гадатели, певцы.

Добротные изделия обихода, оружия, одежды, украшений:

· В палатке Ахилла роскошные кресла и пурпурные ковры. Елена ткет «светлый двускладный покров» – античный гобелен, на котором она изображает сцены из Троянской войны.

Военные доспехи, колесницы:

· Парис, идя на бой с Менелаем. Одевает на «белые ноги» «пышные поножи», застегнув их серебряными пряжками, на грудь наложил медные латы, на плечо набросил ремень и среброгвоздный меч с медным клинком, на голову надел медный шлем с гребнем и конской гривой, в руки взял тяжелое копье.

· Богиня Гера, наряжаясь, в «уши – прекрасные серьги с тройными подвесами вдела».

События «Илиады» происходят в течение 51 дня 1184 года до нашей эры. Из 51 дня решающими стали лишь 9. Начало поэмы – ссора Ахилла с Агамемноном. Все 24 песни поэмы пронизаны темой гнева. Главный его носитель – сны богини Фетиды и смертного Пелея – Ахиллес (правнук Зевса).

1-9 песни – гнев Ахилла на Агамемнона за то, что тот отобрал у него пленницу Брисеиду.

11 песнь – Зевс выполняет просьбу Фетиды покарать греков и те терпят одно поражение за другим. Ахилл злорадствует их неудачам и благодарит Зевса.

16 песнь - на помощь грекам вызывается Патрокл – лучший друг Ахиллеса. Он погибает от руки Гектора – сына Приама и Гекубы, брата Париса. Новая волна гнева охватывает Ахиллеса. Он примиряется с Агамемноном и готов мстить убийце друга.

18 песнь – Гефест готовит по просьбе Фетиды новое оружие для Ахилла.

20 песнь – бои возобновляются, теперь в них участвуют даже сами боги.

22 песнь – кульминация гнев Ахилла – поединок с Гектором. Ахилл волочит его труп вокруг Трои 10 дней. Гомер молчаливо осуждает героя за потерю чувства меры – величайшую заповедь древних греков. Безмерно горе Андромахи и Гекубы.

24 песнь – поэма заканчивается сценой выкупа тела Гектора и его погребением.

Остальные главы ничего не добавляют для развития действия - они описывают огромное количество военных баталий и поединков.

Гомеров жалеет воинов и не любил войну. По его мысли – боги виноваты, что допускают такую катастрофу среди людей.

«Илиада» отразила с энциклопедической широтой весь духовный мир Древней Греции – её мифы, её социальные, политические и нравственные нормы. Поэма воссоздала физический и нравственный облик участников событий.

«Одиссея».

1-4 песни – конец пребывания Одиссея у нимфы Калипсо: боги сообщают о своем решении возвратить героя на родину – на Итаку.

5-8 песни – после отплытия от нимфы Калипсо, Одиссей пребывает у царя феаков – Алкиноя, и рассказывает ему о своих путешествия.

9 песнь – встреча с циклопом Полифемом.

10 песнь – остров Кирки.

11 песнь – Одиссей в Аиде – добывает пророчество у Тиресия.

12 песнь - Одиссей попадает на остров Калипсо.

13 – Одиссей на Итаке. Тайно поселяется у своего пастуха Евмея.

17-20 под видом нищего герой проникает в дом свой жены – царицы Итаки – Пенелопы.

21-24 песни – Одиссей убивает женихов своей жены, вешает неверных служанок, встречается с отцом – Лаэртом, умиряет восстание родственников убитых (помогла Афина под видом мудро старца Ментора)

--

Исследования этнологов показывают сложный процесс развития поэтического творчества. Уже на первых этапах развития поэзии есть сочинители с известной индивидуальностью. Но эпос – не механически примыкающие друг к другу произведения исполнителей.

В большинстве случаев толчком развитию эпоса становится крупное историческое событие, большая битва, катастрофа, осада. Таковы у германцев – столкновения племен в V веке, а у греков – осада Трои.

Песни начинают кружить около некоторых драматических центров, разрабатываются отдельные эпизоды из жизни героев. Такие песни слагают особые поэты – аэды

После работы некоторых поколений аэдов творчество начинает иссякать, сюжеты и их обработка фиксируются. На смену аэдам приходят рапсоды – виртуозы-исполнители, которые механически повторяют песни, застывшие в известных формах.

6. Гомер и «Гомеровский вопрос». Боги и люди в гомеровских поэмах.

Греки считали Гомера своим первым и самым великим поэтом. Однако его поэзия уже венчала большую культуру, созданную не одним поколением.

Историки полагают, что Греция времен Гомера была уже не такой богатой и высокоразвитой, как в предшествующую, крито-микенскую эпоху. Но в картинах поэта картина иная; возможно – это поэтические воспоминания о давно прошедших временах?

 

Впервые «гомеровский вопрос» был поставлен во второй половине VI века до нашей эры, когда афинский тиран Писистрат созвал «комиссию» из четырёх человек для записи поэм Гомера.

Уже в III веке до нашей эры Аристарх Александрийский считал, что нужно очистить поэмы от более поздних напластований. А это значит, что александрийские ученые увидели стилистическое разнообразие поэм. Александрийские ученые в IV-II вв. до н.э. вообще очень много сделали для исправления и комментария «Илиады» и «Одиссеи». Тексты, исследованные александрийскими учеными, и легли в основу знаменитой венецианской рукописи, по которой мы и читаем гомеровские поэмы.

 

«Гомеровский вопрос» – это вопрос о времени создания и авторе, а также совокупность проблем, связанных с «Илиадой» и «Одиссеей».

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.

Гомер – великий античный поэт, впоследствии уподобленный божеству (ему строили храмы). 7 городов Древней.Греции претендовали считаться родиной (Смирна, Хиос, Колофон, Родос и Саламин, Итака, Пилос, Аргос, Афины).

Гомера представляют слепым певцом-аэдом.

· Монеты с острова Хиос изображают Гомера с широко открытыми зрячими глазами. В музее Неаполя стоит мраморный бюст Гомера без всяких следов слепоты.

· Представление о «великом слепце» возникло в Александрии, знаменитом городе, построенном Александром Македонским.

Плутарх (древнегреческий писатель и историк) рассказывает, что Александр во всех походах не расставался с текстом «Илиады» и называл поэму своей величайшей драгоценностью.

Завоевав Египет, Александр решил основать там большой город и назвать его своим именем. Нашли для города подходящее место, но Александру во сне явился сам Гомер и прочитал ему стихи из «Одиссеи»:

На море шумно-широком

Находится остров, лежащий против Египта;

Его именуют там жители – Фарос…

Пристань находится верная там,

Из которой большие в море выходят суда,

Запасённые тёмной водою.

Александр отправился на Фарос и увидел местность для постройки большого города, – с рекой и гаванью. Зимой 332-331 гг. до н. э. была основана Александрия.

В центре города построили храм Гомера, а сам поэт был обожествлён. Философы Александрии считали, что бог-поэт, должен выглядеть не как обычный смертный. Образ слепого оказался очень привлекательным. И Гомер стал изображаться слепым.

 

В 1964 году французский аббат Д'Обиньяк высказался по поводу единого автора поэм. Основным аргументом было то, что один автор не в силах создать и запомнить такие огромные произведения.

Немецкий ученый XVIII века Фридрих Август Вольф впервые поставил вопрос по-научному. В книге «Введение к Гомеру» (1975 год – в 18 лет) он предположил, что поэмы – это свод эпических песен многих авторов, наиболее известным из которых является Гомер. А то, что мы имеем, является поздней редакционной записью ученого характера.

Возникло два лагеря:

- одни отстаивали единство поэм и реальность Гомера (унитарии);

- другие (последователи Вольфа) отстаивали коллективное творчество.

В настоящее время получил распространение унитаризм – теория единого творца. Сторонники обеих теорий выдвинули огромное количество аргументов и своих теорий.

. В 1871 г. Шлиман приступает к раскопкам холма Гиссарлык в Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои. Описанную в поэме трою Шлиман признал в одном из поселений. Здесь он нашёл, по его мнению, дворец Приама, башню, с которой Елена с троянскими старцами наблюдала за ходом сражения. В одной из обнаруженных царских могил покоились останки Агамемнона и его спутников; лицо Агамемнона покрывала золотая маска. Открытие подтвердило, что поэма Гомера содержит сведения о реальных героях и событиях.

 

Боги и люди.

Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей: высоко чтит человека, человеческий разум, деятельность. Он утверждает: боги бессмертны, но человек обладает бессмертным разумом; сила мысли и искусных рук человека способна противостоять всемогуществу олимпийских богов.

Зевс – главный бог громовержец:

· решает все самые важные вопросы, а также борется с чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар.

· все стихийные силы в его подчинении, теперь он не только гром и молния, которых так боятся люди, теперь к нему также можно обратиться за помощью.

· За Зевсом идут другие боги и герои.

· Боги влияют на жизнь человека или целой страны – боги старались помочь троянцам или ахейцам.

· боги Гомера очеловечены: им приписан не только человеческий

облик, но и человеческие страсти, эпос индивидуализирует божественные характеры так же ярко, как человеческие;

· боги наделены многочисленными отрицательными чертами: они мелочны, капризны, жестоки, несправедливы

.

Действие «Илиады» параллельно на Олимпе и на Земле.

Боги разделены на два враждебных лагеря.

Мать Ахилла Фетида получает от Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не загладят обиду, нанесенную ее сыну. Исполняя обещание, Зевс посылает Агамемнону обманчивый сон, о близком падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам.

Боги постоянно вмешиваются в жизнь героев.

Когда Менелай уже почти оказывается победителем, то покровительствующая Парису Афродита похищает его с поля боя. Диомед ранит Ареса и Афродиту, следовательно, иногда люди и боги показаны сражающимися как равные – очеловечивание богов и обожествление героев.

В обеих поэмах много религиозно-мифологических противоречий.

· Зевс – верховный бог, но он многого не знает, что творится в его

царстве, его легко обмануть; в решительные моменты он не знает, как поступить; и в конце концов невозможно понять, кого он защищает, греков или троянцев.

· Вокруг него ведется постоянная интрига, причем часто совсем

не принципиального характера, какие-то домашние и семейные ссоры. Зевс – весьма колеблющийся правитель мира, иногда даже глуповатый.

Боги постоянно вздорят между собой, вредят друг другу, обманывают друг друга; одни из них стоят за троянцев, другие за греков. Не видно, чтобы Зевс имел моральный авторитет.

Боги и богини ничем не отличаются от героев:

*Афродита помогает Парису как боевой товарищ.

*Когда Димодед ранит Афродиту и Ареса (хотя получать раны не «божественно»), то их ранения ничем не отличаются от ранений всякого смертного: Арес кричит от боли, потрясая криком землю и небо. Афродита летит жаловаться Зевсу, который ласково уговаривает непослушную дочь больше не соваться в кровавую битву, а вести себя как подобает красивой женщине.

*Гера обманывает своего мужа, усыпляя его, чтобы Зевс не смог помешать богам и богиням с упоением участвовать в битве.

*Афина, Артемида, Гера и Афродита ссорятся на поле боя (их перебранка очень напоминает ругань базарных торговок).

*Афина дерется с Афродитой, бросает камни в Ареса, сбивая его с ног.

 

7. Отражение в поэмах Гомера черт родоплеменного строя и эпохи восхождения рабовладельческой цивилизации.

 

Греческий эпос дает материал для характеристики того общественного устройства, в котором происходят события.

В поэмах Гомера соединились представления о двух разных общественных строях: общинно-родовом и полисном.

Развита частная собственность, есть мастера-ремесленники, врачи, гадатели, певцы.

1) Описываются добротные и художественные изделия обихода, оружия одежды, украшения:

· В палатке Ахилла роскошные кресла и пурпурные ковры. Елена

ткет «светлый двускладный покров» – античный гобелен, на котором она изображает сцены из Троянской войны.

· Парис, идя на бой с Менелаем. Одевает на «белые ноги»

«пышные поножи», застегнув их серебряными пряжками, на грудь наложил медные латы, на плечо набросил ремень и среброгвоздный меч с медным клинком, на голову надел медный шлем с гребнем и конской гривой, в руки взял тяжелое копье.

· Гера наряжаясь, в «уши – прекрасные серьги с тройными подвесами вдела»

2) Общество разделено на сословия, в эпосе встречается прослойка нищих – Одиссей переодевается нищим (ситуация немыслимая для общинно-родового строя)

Уже существует аристократия, хотя это пока лишь богатые (лучшие) люди, окруженные свитой или дружиной.

Старшие имеют свои дома и покои, но не разлучаются с семьей, расширенная семья имеет общее хозяйство

3) В гомеровском обществе уже намечается начало разрушения родовой организации:

· появляется отцовское право с наследованием имущества детьми.

· происходит укрепление семьи, накопление богатства в семье, т.е. образование имущественного дворянства и монархии.

Хотя царицы и цари еще трудятся как простые люди:

- царевна Навсикая стирает на своего отца и на пятерых братьев с женами;

- Одиссей сам изготавливает плот и супружеское ложе.

В гомеровской Греции появляется класс безземельных людей, которые становятся батраками, рабочими.

Хотя рабы пока исполняют лишь работу пастухов и домашних слуг и часто бывают в привилегированном положении

· пастух Эвмей, которому Одиссей открылся раньше всех, имеет отдельную избу и свой скот;

· нянька-рабыня Одиссея имеет всех остальных слуг у себя в подчинении.

 

8. Характеры эпических героев в поэмах Гомера (Ахилл, Патрокл, Агамемнон, Гектор, Парис, Одиссей).

 

Эпос – реальная история народа.

Эпический герой принадлежит одновременно к двум мирам – и миру людей, и иному. В его образе выражается представление людей о системе человеческих ценностей. Когда изменяется система ценностей, изменяется и образ эпического героя

1. Ахиллес, сын мирмидонского царя Пелея и нимфы Фетиды; внук Эака и дочери речного бога Асопы, правнук Зевса.

· Вспыльчив, в гневе неукротим, дикий, злой, долгопамятный, не знает меры, самолюбив, но иногда обращается к богам (возлияние и моление Зевсу за Патрокла),

2. Патрокл по рождению и по состоянию ставился ниже Ахилла,

и Менетий наставлял сына покоряться другу, хотя тот был и моложе его годами.

· Незлобный, покладистый, верный, думающий о благе других.

3. Агамемнон (брат Меленая, мужа Елены).

Гомер его явно не любит и часто старается его принизить. Не любит как царя вообще и как верховного военного вождя, злоупотребляющего своей властью.

· Отважный и свирепый воин, командовал войском в течение войны, но не уверен в своих решениях, податлив, склонен к панике.

Гомер рисует его во всем величии ахейского вождя, сравнивает его с богами, снабжает его оружием немного худшим, чем у Ахилла.

4. Гектор у Гомера:

· Беззаветно предан своему народу, пламенный патриот, бесстрашный, нежнейший муж, брат, отец и сын. Нерешительный и не всегда удачливый полководец,.

5. Парис. Предстает в виде безответственного соблазнителя.

· Пассивен, ничего не решает сам, является пешкой в руках богов.

· Не ответствен за свои поступки (за похищение Елены, за бегство с поля боя на ее ложе, за смерть Ахилла, за гибель Трои)

6. Одиссей – типичный представитель греков с жаждой познания, неукротимой силой, стремлением к борьбе, с великим мужеством в бедах и несчастьях. Он показывает всем свою силу, сила – закон.

· умный, хитрый и дипломатичный, искусный оратор, знаменит умением выйти из любого положения, предан Родине (не может забыть ее в течение 20 лет: 10 лет воевал, 10 путешествовал). Не согласился поменять Родину на бессмертие, которое ему предлагает Калипсо).

· Жесток (убийство женихов, вешание неверных служанок).

· Самая главная черта – любознательность (испытывает на себе силу пения страшных дев-птиц Сирен).

 

9. Возникновение лирики. Основные разновидности древнегреческого мелоса и его представители.

 

VII-VI вв. до нашей эры – эпоха социально политической борьбы, в процессе которой сформировалось античное рабовладельческое общество, а старые родовые связи разрушились в связи с ростом полисов. Расширилась и территория, занятая греками – густой сетью колоний покрылась Сицилия (Сиракузы), Южная Италия (Тарент), север Балканского полуострова (Херсонес, Оливия, Керчь), западне Средиземноморье, северная Африка (Кирена).

Возникает демократическая тирания, пишутся законы.

Законы Дракона (любое преступление – смерть) à Законы Солона (воспитание гражданских прав, уравнивание богатых и бедных).

Существование 3- х классов (крупные землевладельцы, промышленники, крестьяне) обусловило острую политическую борьбу партий (демократических и аристократических).

Однако в некоторых областях (например, в Коринфе, Мегаре, на острове Лесбос) демократическая тирания держалась недолго, а затем там была восстановлена аристократия.

Возникает новая идеология, появляется Дикэ – богиня правды и справедливости.

Термин «лирика» был создан александрийскими филологами в III веке до нашей эры) заменив слово «мелика» (песенная лирика у греков – соединение слова, музыки и танцев в разных комбинациях).

Лирика – древнейший вид поэзии. Однако архаичная лирика (трудовые песни, молитвы, свадебные, брачные и похоронные песни) была настолько связана с трудом, повседневностью, что говорить о ней отдельно неправомерно. Эта лирика еще безымянна, она не выражает эмоций отдельной личности.

Но позднее лирика оттеняет эпос и выходит на первое место. В области искусства это была настоящая революция.

Индивидуальная лирика могла появиться лишь тогда, когда появился поэт, а поэт мог появиться лишь тогда, когда вообще человеческая личность стала сознавать себя как нечто самостоятельное, что и происходило в связи с распадом стихийного (неосознанного) коллективизма – зарождением частной собственности и частная инициатива.

Лирический поэт значительно отличался от аэда, который воссоздавал внешний мир: аэд (эпический поэт) – стремился к созданию правдивой картины, лирик – к правде чувства – он смотрел в себя, анализировал свой внутренний мир, свои чувства, свои мысли. В эпосе местоимения – он, она, они. В лирике – я, ты, мы.

Периоды лирики:

Первый период.

Первое произведение греческой лирики достоверно точно относиться к 6 апреля 648 года до нашей эры (это первая дата и всей греческой литературы, согласно Архилоху в этот день было солнечное затмение).

Временные рамки: 2-я половина VII века – 1-я половина VI века до нашей эры.

Мотивы лирики: поиск уравновешенных настроений, поиск меры во всем; бурные переживания, связанные со скитальчеством, приключениями; комическое отношение к реальности с довольно мрачной оценкой жизненных явлений.

Имена: Архилох, Мимнерм, Алкей, Сафо, Солон Афинский, Алкман.

Второй период.

Относится к веку тиранов. Начиналось революционное движение крестьянства против родовой аристократии, что и приводило к временной тирании.

Временные рамки: 2-я половина VI века до нашей эры.

Мотивы лирики: достижение внутренней гармонии и уверенности; к этому периоду относится доэсхилосвская трагедия.

Имена: Анакреонт, Пиндар. Ксенофан и Парменид – философы.

Третий период.

Характеризуется небывалым развитием хоровой лирики. Это время объединения греческих полисов в их борьбе за общегреческое демократическое единство, против деспотизма Востока. Период греко-персидских войн.

Временные рамки: 1-я половина V века до нашей эры.

Имена: Симонид Кеосский, Пиндар, Вакхилид.

Четвертый период.

Конец всего классического периода греческой поэзии. Художественный авторитет перешел к драме.

Временные рамки: 2-я половина V века – 1-я половина IV века до нашей эры.

Классификация лирики

Л И Р И К А
Д е к л а м а ц и о н н а я М е л и к а (п е с е н н а я)
Элегическая лирика Ямбическая лирика Сольная (монодия) Хоровая
Гражданская Философская Любовная Эпиграмма   Дифирамб Пеан Эпиникий Энкомий Эпиталамий Парфений Эпиграмма Просодия Гипорхема Сколия Френа (в честь Дионисия) (в честь Аполлона) (в честь победителя) (в честь заказавшего) (после брачного пира) (гимн девичьего хора) (кр. элег. стих) (песнь процессий) (песня-пляска) (застольная песня) (похоронная песня)

*Элегия у греков преимущественно метрический (пентаметр).

Мелика делится по жанру, теме и географическому признаку:

- Дорийский мелос родился на почве религиозных гимнов.

- Эолийский эпос – чисто субъективная лирика.

Хоровая песня – сохранила с культом и обрядом, воспевались идеалы спартанской доблести: патриотический долг.

Пиндар – самый знаменитый из всех древнегреческих поэтов. Родился около Фив между 522 и 518 гг. до нашей эры. Получил хорошее образование в Афинах, много путешествовал. Пользовался небывалой славой, написал около 4 тысяч произведений.

Его относят к поэтам хоровой лирики. Пиндара называют певцом Олимпийских игр. До нас дошло 4 книги, называемых по роду воспеваемых состязаний.

Любимая тема Пиндара – судьба человека.

Александр Македонский взяв Фивы, приказал разрушить их до основания, только один дом не тронули – дом Пиндара.

 

10. Сольная поэзия Сапфо, Алкея, Анакреонта. Анакреонтика последующих эпох.

 

Сольная лирика (Монодия) – Алкей и Сапфо (Сафо).

Аристократ Алкей – в песнях воспевает превратности судьбы (вынужден был бежать с острова Лесбоса, во время борьбы аристократии и демократии).

Изображает государство в виде корабля во время бури:

Носимся мы с кораблем смоленым,

Едва противясь натиску злобных волн.

Песни Алкея удивляют остротой и агрессивностью настроений.

Темы творчества: борьба, природа, вино, женщины.

Он обращается к Зевсу, Гере и Дионису, чтобы те помогли ему вернуться на родной Лесбос и покарали Питтака, возглавившего демократическое движение на острове.

Сапфо – «девятая муза». Женщина-поэтесса (характерное явление для дорийско-эолийских частей Греции). По возвращении из эмиграции (вероятно, бежала в Сицилию) открыла школу для обучения девушек наукам, пению и музыке

Тема лирики: любовь (доходящая до физиологических потребностей и самозабвения), природа (тоже проникнута эротическими ощущениями). Писала эпиталамии – песни после брачного пира перед спальней молодых; песни к подругам, эпиграммы. Писала и гимны.

Вот один из них.

Гимн Афродите Радужно-престольная Афродита, Зевса дочь бессмертная, кознодейка! Сердца не круши мне тоской-кручиной! Сжалься, богиня! Ринься с высей горних, — как прежде было: Голос мой ты слышала издалече; Я звала — ко мне ты сошла, покинувОтчее небо! Стала на червонную колесницу; Словно вихрь, несла ее быстрым лётом, Крепкокрылая, над землею темнойСтая голубок. Так примчалась ты, предстояла взорам, Улыбалась мне несказанным ликом...«Сапфо! — слышу.— Вот я! О чем ты молишь? Чем ты болеешь? Что тебя печалит и что безумит? Все скажи! Любовью ль томится сердце? Кто ж он, твой обидчик? Кого склоню яМилой под иго? Неотлучен станет беглец недавний; Кто не принял дара, придет с дарами; Кто не любит ныне, полюбит вскоре —И безответно...» О, явись опять — по молитве тайнойВызволить из новой напасти сердце! Стань, вооружась, в ратоборстве нежномМне на подмогу!

Анакреонт – «придворный» поэт тирана Поликрата, затем тирана Гиппарха в Афинах.

Лирика Анакреонта – символ игривого, изящного эротизма, миром правит Эрот, сидя на троне Зевса. Поэт хотел бы победить этого юного шаловливого бога.

Анакреонтика – подложная увеселительная литература о радости жизни, любви, вина, пирушек с друзьями, которая вдохновляла поэтов 18-19 века.

В России переводили Ломоносов, Пушкин и Вересаев. В 1815 году 16-летний Пушкин в шутливом стихотворении «Пускай веселье прибежит…» назвал Анакреонта своим учителем..

11. Устройство театра и театральных состязаний в Древней Греции.

 

Театральные представления имели массовый характер. Для посещения театра афинским гражданам выдавали зрелищные деньги, в обмен на которые выдавались металлические номерки с указанием места. Представления начинались с утра и продолжались в течение дня. Публика приходила, запасшись едой. Театр Диониса вмещал 17 тысяч зрителей.

Состоял театр из трех главных частей:

· Орхестра – круглая, площадка, которую окружали деревянные скамьи для зрителей. Места охватывали орхестру полукругом и были поделены на 13 клиньев. В начале V века орхестра стала подковообразной, а деревянные скамьи были заменены каменные. Орхестра предназначалась для хора и актеров с жертвенником Дионису посредине.

· Театр (театрон) – зрелищные места, в первом ряду – кресло для жреца Диониса.

· Скена – строение позади орхестры, для переодевания актеров. В эллинистические времена когда хор и актеры уже не имели внутренней связи, актеры играли на каменной эстраде, примыкающей к скене, - проксении с двумя выступами по бокам – параскениями, а орхестра оставалась плясовым местом хора. По бокам проскения находились пароды – проходы для публики, актеров и хора.

· Проскений:

- выход из правой стороны – приход из деревни, с другой страны;

- выход с левой стороны – приход из города.

Древнегреческая публика легко усваивала эти определенности.

На передней части скены (обычно изображавшей дворец) было три двери, через которые выходили актеры:

- выход из центральной двери означал выход героя из шатра;

- выход из правой двери – из лагеря;

- выход из левой двери – с поля боя.

Театр в Древней Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя государство, назначая для этой цели специальных лиц. Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса: на Малых, или Сельских, Дионисиях (в декабре—январе по нашему календарю); Ленеях (в январе—феврале); на Великих, или Городских, Дионисиях (в марте—апреле). Драматические представления проходили как состязания драматургов, хорегов, актеров. В них участвовали три трагических и три комических поэта.Каждый из трагиков должен был представить четыре пьесы: три трагедии и однусатировскую драму. Трагедии были связаны единым сюжетом. После них ставилась сатировская драма на тот же сюжет, что и трагедии. Трагическая трилогия и сатировская драма составляли тетралогию. Комические поэты представляли по одной комедии. Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли тетралогию одного драматурга; под вечер исполняли одну комедию. К участию в состязаниях допускались только новые произведения; если ставились старые, уже игравшиеся, то они шли вне конкурса.

Разрешение на постановку пьесы драматурги получали от архонта (высшее должностное лицо в Афинах). Он же давал драматургам разрешение набрать хор. Архонт поручал хорегу (меценат), избранному из числа богатых граждан набрать хор, обучить его, обеспечить костюмами, оплатить и устроить по окончании празднества пир.

Хорегия – почетная обязанность, но вместе с тем была весьма обременительной, доступной лишь богатому человеку.

Из 10 аттических фил избирались судьи. После трехдневных состязаний 5 из этой коллегии, выбранных по жребию, высказывали окончательное решение.

Утверждались три победителя, получавшие денежную награду, но венки из плюща вручались только одержавшим первую победу.

Имена поэтов, хорегов и актеров-протагонистов записывались в особые акты и хранились в государственном архиве.

Театр могли посещать абсолютно все. Комедии позволялось посещать только самым распущенным дамам.

Трагические актеры, число которых постепенно возросло от одного до трех, играли в красочных, костюмах, увеличивая свой рост котурнами (специальная обувь на платформе) и высокими головными уборами. Размеры туловища искусственно увеличивались, на лица надевались ярко раскрашенные маски определенного типа для героев, стариков, юношей, женщин, рабов. Маски свидетельствовали о культовом происхождении театра, когда человек не мог выступать в своем обычном виде, а надевал на себя как бы личину. В огромном театре маски были удобны для обозрения публики и давали возможность одному актеру играть несколько ролей. Все женские роли исполнялись мужчинами. Актеры не только декламировали, но и пели и танцевали.

Актер-протагонист – играл главную роль, пользовался почетом и даже исполнял государственные поручения. 2-й и 3-й актеры зависели от первого и получали от него плату.

 

 

12. Происхождение и структура древнегреческой трагедии. Знаменитые древнегреческие трагики и их вклад в развитие трагедии.

 

Возникши первоначально из импровизаций... от зачинателей дифирамбов, трагедия разрослась понемногу... и, подвергшись многим изменениям, остановилась, достигнув того, что лежало в ее природе, — читаем мы в «Поэтике» Аристотеля (глава IV). — Речь из шутливой поздно сделалась серьезной, так как трагедия возникла из представления сатиров».

Дифирамб, к которому Аристотель возводит начальную стадию трагедии, — это хоровая песнь, составлявшая неотъемлемую часть культа Диониса, вегетативного божества, воплотившего в себе представления первобытного человека о зимнем умирании и весеннем пробуждении природы. В этом отношении религия Диониса — близкая параллель религии ближневосточных божеств, таких, как египетский Осирис или финикийский Адонис. Во всех случаях ритуал, носивший первоначально космический характер, включал в себя ежегодную смерть бога и его воскресение, причем последнее приходилось, естественно, на дни весеннего равноденствия, когда солнце поворачивает к лету, обещая новый урожай. Постепенно Дионис приобретает также черты зооморфного божества, его представляют в виде быка, оплодотворяющего стада, и еще в литературе V в. до н. э. его культовую песнь — дифирамб — называют «гонителем быков». Дионис пользовался особенным почитанием среди непосредственных производителей материальных благ — земледельцев, виноградарей, скотоводов. Это подтверждается ожесточенным сопротивлением, которое оказывала распространению религии Диониса в VIII—VII вв. до н. э. землевладельческая аристократия. Память об этом сохранилась в мифах о попытках некоторых царей изгнать или заточить в оковы юного бога, вселившего неистовство в души людей и вырвавшего их из-под власти сильных мира сего. В VII—VI вв. до н. э. культ Диониса стал в руках тиранов одним из орудий идеологической борьбы со знатью. Так, дифирамб пользовался большим успехом в Коринфе во время правления тирана Периандра. Жившего при его дворе полулегендарного певца Ариона античность считала первым, кто придал импровизационному дифирамбу организованную литературную форму.

 

 

Не раньше VI в. до нашей эры в Греции зародилась драма. Основной источник – олимпийская, гомеровская мифология. Воплотилась в форме трагедии и комедии из культа Диониса. 1-я трагедия поставлена при Писистрате.

Трагедии было принято писать четвёрками – тетралогиями:

· три трагедии на какой-либо мифологический сюжет и к ним

· четвёртая – развлекательная пьеса.

Пролог – начало трагедии до выступления хора (12, потом 15 человек).

Парод – хоровая партия, исполняемая в движении хором.

После этого хор оставался на орхестре до конца. (Корифей – глава хора).

Далее чередовались:

Эписодии (привхождение) и стасимы (стоячие песни хора);

Эксод – заключительная песня хора (конец трагедии).

Коммос (ударяю себя в грудь) – пение хора и актеров.

Эсхил – первый великий греческий трагик, «отец трагедии», жил в первой половине V века до нашей эры, в ту эпоху греко-персидских войн.

· Родился он в 525 г. в Элевсине, в аристократической семье.

· В качестве воина он участвовал во всех главнейших боях: при Марафоне (490), у Саламина (480) и при Платеях (479).

· Умер в 456 году в Силиции, куда ему пришлось уехать из-за поражения в состязаниях с молодым Софоклом.

· Написал около 90 трагедий (70 трагедий и 20 сатировских драм). До нас дошло только 7 трагедий и более 400 фрагментов: Умоляющие; Персы; Семеро против Фив; Орестея (Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды); Скованный Прометей.

Эсхил знаменит тем, что ввел второго актера. Введение 2-го актера было революционным, т.к. сокращало партии хора и расширяло диалог, давая возможность вводить и гораздо большее число действующих лиц, поскольку два актера могли сразу играть несколько ролей.

Эсхил – поборник просвещенной аристократии, которая борется с дикостью и варварством старых времен.

Основа сюжетов трагедий:

· распад общинно-родового строя

· борьба матриархата с патриархатом

· самоотрицание рода в мифах о родовом проклятии.

Боги управляют человеком, человек у Эсхила – арена борьбы богов. Эсхил всегда отстаивал гармонию личности.

Софокл - великий трагический поэт Греции.

    • Родился около 496 г. до н.э. в Колоне близ Афин (прославленном им в трагедии «Эдип в Колоне»).

· Умер в 406 г. до н.э.

· В 480г., 16-летним юношей, он участвовал в хоре эфебов, выступавшем в честь победы при Саламине. Это дало основание сопоставлять биографию трех великих трагиков.

Эсхил был участником Саламинского сражения, Софокл его прославлял, а Еврипид в это время родился.

В течение тридцати лет Перикл стоял во главе Афинского государства, которое в

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тематика тестовых заданий | Оценка штампуемости по технологическим пробам




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.