Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели рынка, их характеристика.






Выходя на рынок, фирма должна знать, что это за рынок.

 

Модели рынка:

 

- Совершенная конкуренция

- Чистая монополия

- Монополистическая конкуренция

- Олигополия

 

Рынок характеризуется по нескольким параметрам:

 

- Число фирм

 

- Тип продукта

 

Стандартизированный товар – это товар, предлагаемый различными предприятиями, но воспринимаемый покупателями как однородный во всех случаях или дифференцированный товар

Дифференцированный товар – товар, предлагаемый различными предприятиями и воспринимаемый покупателями как различный у каждого продавца

 

- Степень контроля над ценой

 

- Условия вступления в отрасль

 

- Наличие неценовой конкуренции

 

- Где чаще встречается

 

Входные барьеры:

- Правительство наделяет фирму исключительными правами

- Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы

- Авторские права и патенты

- Эффект масштаба

- Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами

 

 

  Рынок совершенной конкуренции Рынок чистой монополии Рынок олигополии Рынок монополистической конкуренции
Число фирм Большое число фирм > 100 Единственная фирма Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции (2-20) Множество производителей (но значительно меньше, чем в условиях чистой конкуренции)
Тип продукта Стандартизированная продукция Уникальная продукция Отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий (товары промышленного спроса) Много действительных или воображаемых различий в продукции (по качеству, условиям продажи, по размещению продукта и степени его доступности, по упаковке, рекламе, торговым маркам)
Наличие неценовой конкуренции Ни один из участников не способен повлиять на положение рынка. Неценовая конкуренция отсутствует, ценовая – возможна, но бессмысленна нет При ценовом соглашении ведется неценовая реклама. Наличие неценовой конкуренции
Степень контроля над ценой нет По своему усмотрению устанавливает цены на свою продукцию Частичный контроль над ценами. Возможно соглашение между фирмами о фиксации цен, разделении или распределении рынка. При изменении цены одной фирмой в поведении других фирм возможны либо следование, либо игнорирование Очень слабый контроль над ценами. Так как фирм очень много невозможен договор между ними по поводу ограничения объема и регулирования цен
Условия вступления в отрасль Свободный вход и выход Существуют факторы, блокирующие вход в отрасль Вступление в отрасль ограничено. Легкий вход и выход из отрасли (однако, финансовые траты больше, чем при чистой конкуренции, т.к. необходимы вложения в отработку собственной разновидности продукта и в рекламу)
Где чаще встречается Характерно для с/х, фондовой биржи, рынка иностранных валют.   Характерно для металлургии, машиностроения, электротехники, электронной промышленности. Наблюдается в легкой промышленности, розничной торговле

 

13. Классификация (деление) издержек производства. Понятие экономических и бухгалтерских издержек. Структура бухгалтерских издержек. Составляющие издержек. Предельные издержки.

 

Издержки – это общие текущие затраты, которые несет предприятие при производстве и реализации определенного объема продукции (работ, услуг).

 

Явные издержки – это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

 

К явным издержкам относят, например:

- заработную плату рабочих (денежный платеж рабочим как поставщикам фактора производства – рабочей силы);

- денежные затраты на покупку или плата за аренду станков, машин, оборудования, зданий, сооружений (денежный платеж поставщикам капитала);

- оплата транспортных расходов;

- коммунальные платежи (свет, газ, вода);

- оплата услуг банков, страховых компаний;

- оплата поставщиков материальных ресурсов (сырья, полуфабрикатов, комплектующих).

 

Еще одно название явных издержек - бухгалтерские издержки, поскольку они полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия.

 

Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме (собственный капитал, собственная земля, собственные предпринимательские способности).

 

Владелец этих ресурсов не несет явных денежных затрат, это неоплачиваемые, или внутренние издержки. Но это именно издержки, поскольку они могут быть представлены в денежной форме в виде платежей, которые могли бы быть получены предприятием (фирмой) при альтернативном использовании данных внутренних ресурсов. Потеря этих платежей и означает, что фирма несет издержки.

 

Экономические издержки = Явные (бухгалтерские) издержки + Неявные (вмененные) издержки

 

Классификация издержек:

 

1. По способу отнесения на готовую продукцию:

 

- Прямые издержки – это затраты, которые могут быть отнесены непосредственно на тот или иной вид продукции.

- Косвенные издержки – это затраты, связанные с управлением и обслуживанием основного производства и являющиеся общими для нескольких видов продукции или для производства в целом.

 

2. По роли в процессе производства:

 

- Основные расходы связаны непосредственно с производственным процессом.

- Накладные расходы связаны с обслуживанием производственного процесса

 

3. По степени влияния объема выпуска продукции:

 

- Условно-постоянные издержки (fixed cost) – FC – это экономические издержки, которые не изменяются при изменении объема производства.

- Условно-переменные издержки (variable coast) ‑ VС – это экономические издержки, которые зависят от объема производства, т.е. изменяются с изменением объема производства.

 

Совокупность условно-постоянных и условно-переменных издержек по производству партии продукта составляет общие издержки (total cost)– ТС=АС+VC

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.