Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение: Глоссарий






Авторитарность – социально-психологическая характеристика личности, отражающая стремление подчинять своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, связана с такими чертами как агрессивность, завышенная самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам. Авторитарность проявляется, как стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в структуре власти. Наиболее ярко авторитарность проявляется в автократическом давлении руководителя на подчиненных, в устранении пр. людей от участия в решении важных вопросов, строгом контроле решения любой задачи, жестком пресечении инициативы, воспринимая ее как своеволие и посягательство на его авторитет; результаты оцениваются субъективно.

Агрессивность - готовность к поведению агрессивному выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленные на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.

Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психологического, морального вреда. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, расовые, религиозные и идеологические столкновения типичны, сопровождающие их стереотипы представлений в создаваемом «образе врага».

Адаптация социальная – постоянный процесс приспособления к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Важный аспект адаптации – принятие социальной роли в процессе социализации личности.

Аномалия - отклонение от общей закономерности.

Апатриды (stateless persons; apathies – от греческого родина) – лица без гражданства, т.е. лица, не имеющие гражданства какого-либо государства. Правовое положение апатрид определяется государством пребывания с учетом безопасности государств, им должны предоставляться основные права человека. Состояние без гражданства является правовой аномалией и государство обычно стремиться уменьшить число апатридов.

Акторы - действующие участники переговорного процесса.

Безопасность личности - состояние защищенности индивидуума, его жизненно-важных интересов (прав и свобод, достоинства, жизни, здоровья, имущества, материальных и духовно-интеллектуальных условий существования) от внешних и внутренних угроз.

Беженцы (Refugees) – лица, покинувшие страну постоянного проживания в результате преследований, военных действий или чрезвычайных обстоятельств. Беженцем считается лицо, которое не пользуется защитой своего правительства и не приобрело другого гражданства. Понятие «беженец» применительно к определенной группе лиц, впервые было определено на Женевской (1926г.) конференции по вопросам русских и армянских беженцев. 28.06.1951г. в соответствии с резолюцией 426 (V) Генеральной Ассамблеей ООН от14.12.1950г. принята на Конференции полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, конвенция о статусе беженцев. Для получения статуса беженцев необходимо четыре условия: (1) лицо должно находиться за пределами страны своей гражданской принадлежности; (2) оно не может или не желает воспользоваться защитой правительства своей страны; (3) такое нежелание или невозможность проистекают из обоснованных опасений стать жертвой преследования; (4) в основе преследований, которых опасается лицо, должны лежать расовые, этнические признаки, различия в вероисповедании, гражданстве или политических убеждениях. В 1967 г. вступил в силу Протокол, касающийся статуса беженцев. Он расширил сферу применения Конвенции на Ситуации, которые возникли после 1 января 1951г.

Вид на жительство – разновидность удостоверения личности, свидетельствующего об определенном статусе иностранного гражданина, проживающего на территории того или иного государства.

Всеобщая Декларация прав человека – акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. (Международный день прав человека). На основе ВДПЧ. было принято около 50 многосторонних договоров по правам человека и первую очередь два пакта: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Положения В.Д.Н.Ч. отражены в конституции многих стран мира и Российской Федерации.

Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального уровня развития, создающих совместно с государством развитые социально-нормативные, правовые отношения.

Дипломатический протокол это совокупность общепринятых в международных отношениях правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, но и не только дипломатическими работниками, но и всеми официальными лицами, участвующими в международном общении, в международных переговорах. Строгое соблюдение протокола обязательно при проведении официальных бесед и международных переговоров, деловой международной переписке, при подписании международных договоров и соглашений, организации официальных приемов во время переговоров и по случаю их завершения. Правила дипломатического протокола основаны на международно-правовом принципе признания суверенного равенства государств и их представителей на переговорах, независимо от системы, размера государств и населения страны, политического влияния и ли экономической мощи. Принцип равноправия, хотя и не имеет обязательной юридической силы, но как правило, обязательно учитывается и проявляется в очередности представления, в рассадке на многосторонних международных переговорах, саммитах или конференциях.

Кокус -наименованиезакрытых совещаний делегации на переговорах, длящихся, по предварительному согласованию 15, 20, 30 минут.

Конфликт -борьба за власть, ценности и ограниченные ресурсы, с целью нейтрализовать, подавить противника, ослабить его дееспособность по удовлетворению своих интересов (по Л. Козеру). Г. Крисберг - исходя из нормативно-ценностного подхода, видел причину конфликтов, в несовпадении целей и интересов противоборствующих сторон. Основной вопрос в конфликте, по Р. Дарендорфу - о доступе к распоряжению ресурсами (природными, сырьевыми, людскими, что означает доступ к ресурсам власти). Конфликт, это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороны того, что ее интересы нарушает, ущемляет или игнорирует другая сторона или стороны, готовы бороться за захват, подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных интересов

Компромисс - стороны идут на взаимные уступки (на горизонтальных переговорах); компромисс реален тогда, когда стороны готовы удовлетворить часть интересов друг друга.

Медиаторство – посредничество на переговорах по урегулированию конфликтов. Медиаторы осуществляют: организацию переговоров на официальном уровне, налаживают неформальные рабочие отношения между конфликтующими сторонами, создают совместные рабочие группы, участвуют в предоставлении информационного и академического научного анализа о позициях и интересах конфликтующих сторон. Стратегия посредника в урегулировании МК заключается: в проверке жизнеспособности собственной функции – роли третьей стороны, посредника способного обеспечить: принятие сторонами определенных обязательств, обсуждение процедурных вопросов, проведение переговоров по существенным вопросам, создание внешних стимулов к переговорам (социальные, экономические, политические, информационно-коммуникативные).

Международная переписка (виды): Нота - в первом (личная нота) или третьем лице, официальная или неофициальная. Личная нота начинается с обращения и заканчивается комплиментом. Вербальная нота (в 3 лице) излагает проблемы двусторонних или многосторонних МП от имени министерства, посольства, начинается с обращения, которое содержит комплимент, а заканчивается общепринятой формулой вежливости. Нотами запрашиваются визы, доводится официальная информация. Текст вербальной ноты может подписываться или парафироваться. Дату ставят после последнего слова текста и скрепляют печатью отправителя. Памятные записки. Для подтверждения устного заявления, устных договоренностей по повестке переговоров. ПЗ готовится заранее (излагается существо вопроса и обоснование) и вручается собеседнику или посылается ему, пишется в безличной форме (возбуждается просьба, приходится констатировать, сообщается, напоминается), на простой бумаге, не содержит обращения и комплимента, не подписывается, номер, печать не ставятся, адрес не указывается. Над текстом печатается заголовок – Памятная записка. Под текстом в левом нижнем углу ставится место (город) и дата отправления. Меморандум. Документ с изложением фактической, документальной или юридической стороны вопроса. (анализ или полемика), составляется в форме письма и не содержит комплимента, является либо приложением к нотам, либо самостоятельным документом Меморандум, являющийся самостоятельным документом вручается лично или посылается с курьером, в этом случае печать и номер на него не ставят, не подписывают, лишь указывают место и дату. Деловое письмо в МП принято писать на бланках организации, где уже отпечатаны ее реквизиты. Чем официальнее бланк, тем официальнее должен быть стиль ДП.

Менталитет (от франц. – mentalite)- совокупность социально-психологических установок, идеологически не оформленных и проявляющихся эмоций и привычек, ориентируя поведение какой- либо социальной или этнической группы, индивидуальна, на своеобразное и самобытное восприятие себя, своего придворного и социального окружения. В общественное понятие менталитета было введено французским этнологом К. Л. Леви - Брюлллем (1857-1939). Существенный элемент менталитета - эмоциональный фон сложного сочетания чувств, настроений, особенностей темперамента, эмоционально - волевых проявлений в образах, звуках, красках, отражаемых в бытие и традициях. Менталитет различается по содержанию (идеи, нормы), по функциям (обычаи обряды) и по характеру бытия. Традиции (устные и письменные) являются наиболее устойчивой стереотипной частью менталитета. Менталитет употребляется и в другом смысле - как общая для членов социально – политической группы или организации своеобразная социально - культурная и психологическая основа, позволяющая единообразно воспринимать и оценивать окружающую политическую реальность, понимать друг друга и действовать в соответствии с определенными устоявшимися нормами и образами.

Мировая система - единое общемировое пространство, основанное в наше время на быстром перемещении капитала, новой информационной открытости мира, технологической революции, приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, коммуникационном взаимодействии, планетарной научной революции; для нее характерны транснациональные социальные движения, новые виды транспорта, телекоммуникационные технологии, интернациональная система образования, взаимодействия как национальных экономик, так и культур, традиций разных народов, стран.

«Народная дипломатия» - организация «вертикальных переговоров», параллельных основному официальному переговорному процессу по урегулированию конфликтов. Организуются «круглые столы», конференции, симпозиумы ученых, политиков, общественных деятелей, с привлечением лидеров различных политических, экологических, движений, национально-культурных организаций и традиционных религиозных организаций, иных гражданских инициатив по урегулированию международных конфликтов.

НАОС (Наилучшая альтернатива обсуждаемому соглашению) стратегиянахождение принципиально нового решения путем сотрудничества (по Р. Фишеру и У. Юри -выйти за пределы, рассмотреть проблему шире первоначальных позиций). Поиск принципиально нового решения более сложен, требует нестандартного подхода, это - метод принципиальных переговоров - путь ведения переговоров, предусматривающий позицию, основанную не на слабости или твердости, а чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, стремление найти взаимную выгоду там, где только возможно, а там, где интересы не совпадают следует настаивать на таком результате, который был бы основан на каких-то справедливых нормах). Это - жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров.

Переговоры международные - способ решения самых различных вопросов международной жизни, мирного разрешения споров, основанный на организации непосредственных контактов должным образом уполномоченных лиц соответствующими заинтересованными субъектами международного права, либо новыми акторами/участниками международных отношений. В переговорах на высшем уровне обсуждаются ключевые вопросы взаимоотношений, крупные международные проблемы.

Процедурное соглашение – разрабатывается и принимается рабочей группой до начала МП, включает следующие процедурные вопросы: Согласие вести переговоры. 2. Определить состав участников переговоров. 3. Число участников с каждой стороны. 4. Кто будет представлять стороны. 5. Кто будет выступать от всей делегации. 6. Возможность привлечения к участию в переговорах «резервного» состава команды. 7. Время первой встречи. 8. Место первой встречи. 9. Время и число последующих встреч. 10. Какой будет форма соглашения. 11. Отношение к гласности переговорного процесса (освещение переговоров в СМИ). 12. Вопросы конфиденциальности. 13. Механизм сбора, обмена, верификации информации. 14. Продолжительность «кокусов» (закрытых совещаний делегации). 15. Метод выбора посредников, лиц, собирающих информацию или арбитров на случай тупиковой ситуации или продолжения конфликта после его формального разрешения. 16. Правила вежливости и недопустимый стиль поведения. 17. Проблемы, по которым будет вестись обсуждение. 18. Порядок обсуждения вопросов. 19. Какие вопросы будут обсуждаться на дальнейших переговорах. 20. Процесс разрешения разногласий в будущем, в случае обвинений в нарушении процедурных соглашений или остановки переговорного процесса вследствие непредвиденных обстоятельств.

Политическая безопасность – состояния защищенности государства и общества, политических организации и демократических партий, политических прав личности от внешних и внутриполитических угроз; создания условий для поддержания политической стабильности и удовлетворения политических интересов граждан, политических организаций, партий и т.п. в целях развития и сохранения демократии, общенационального согласия, национально – государственного суверенитета.

Приоритет общефедерального законодательства - один из важнейших принципов федеративного устройства государства, обеспечивающий сохранения единства социально-экономического и правового пространства страны, единства федеративной государственности и социально – политической безопасности в целом. Реализация приоритета общефедерального законодательства предполагает действие четкого механизма наложения санкций к тому субъекту федерации в нормативно – законодательных актах, которого провозглашается или скрыто проводится принцип верховенства на территории данного субъекта собственного законодательства.

Протокол приема зарубежной делегации соотносятся с целью приезда. Целью визита может быть выяснение возможностей установления или углубления контактов, сотрудничества, проведение переговоров; подписание документов; организация международных семинаров, саммитов, конференций, ярмарок, выставок. Цель визита, персональный состав делегации и уровень ее представительства, с точки зрения социального менеджмента международных переговоров самые существенные моменты, которые определяют особенности приема зарубежной делегации. Необходимо подготовить две программы пребывания: общую, предназначенную для гостей; и подробную, с описанием технических деталей социального менеджмента.

Психология переговоров – предполагает учет: основных культурных ценностных ориентаций, обычаев, норм, правил, влияющих на манеру поведения людей в процессе коммуникации; ментальных особенностей, связанных со спецификой человеческого восприятия и мышления; специфику невербальных коммуникаций; основных моделей принятия решений, степени самостоятельности при принятии решений; наиболее характерные тактические приемы и особенности поведенияво время переговоров

Свобода слова (Freedom of Expression) – право беспрепятственно выражать свое мнение и убеждение, без вмешательства извне и независимо от государственных границ. Согласно ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, свобода слова может иметь ограничения, связанные с обеспечением уважения прав и репутации других лиц, охраной государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Ограничения могут также иметь целью обеспечение территориальной целостности государства, предотвращения беспорядков и преступлений, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально, или поддержание авторитета и беспристрастности судебных органов (ст.10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах 1950г.) Свобода слова имеет пределы, связанные с недопустимостью распространения ложных сведений и необходимостью обеспечения конфиденциальности некоторых видов информации. Не допускается использование свободы слова для вмешательства в личную жизнь, посягательства на честь и достоинства. В качестве возмещения ущерба при распространении неверных, ложных, клеветнических сведений применяется материальное возмещение материального ущерба, право на ответ и обнародование опровержения. Существующая Международная Конвенция о праве на опровержение 1952 года, ни разу не применялась.

Специфика организации современных международных переговоров (МП)1. Многообразие ситуаций МП - отнюдь не всегда в условиях стабильного геополитического, экономического, социального партнерства. Подчас переговоры предстают ареной ожесточенной конфронтации, острого соперничества. Не исключена в современном обществе и возможность участия в переговорах в экстраординарной ситуации с террористами (захват заложников, самолетов), с полевыми командирами в зонах локальных вооруженных конфликтов и т.п. 2. Круг участников (акторов) МП постояннорасширяется, это не только дипломаты, но и те, кто ведут переговоры в связи с урегулированием региональных, межэтнических конфликтов (государственные служащие самых различных рангов); менеджеры крупного и среднего бизнеса, участвующие как в формализованных, официальных переговорах (в качестве членов делегации, экспертов), так и в неформальных переговорах. 3. Учет значимости этнопсихологических и этнокультурных различий, специфики ценностных символов у представителей разных народов – новых акторов/участников международных переговоров, не вполне владеющих унифицированными стандартами культуры делового общения, универсального стиля переговоров. 4. МП стали более частыми, сложными и детальными. Для общественного внимания в современных условиях МП открываются “четвертой властью” – СМИ, обнаруживая уровень предварительной подготовки проведения переговоров и степень компетентности их участников.

Социально - политическая безопасность - (1) состояние защищенности личности, общества и государства в сфере основных социальных и политических прав и свобод, потребностей, интересов и ценностей; (2) условие стабильности функционирования демократических общественно-политических структур, государственного устройства, институтов власти и управления, достижения в обществе мира и согласия; (3) система мер политического, правового, экономического, идеологического и организационного характера, позволяющая обеспечить баланс интересов личности общества и государства, создать условия для защиты их от внутри - и внешнеполитических угроз в целях достижения гражданского мира, политической стабильности, сохранения и развития демократии.

Социально-политическая стабильность – это устойчивое состояние социально-политической системы, позволяющего обеспечивать функционирование государства и развитие социальных и политических организаций, даже в условиях динамических, внешних и внутренних изменений. Социально-политическая стабильность представляет собой такое сочетание устойчивости и внутреннего равновесия общества, которое обеспечивает максимально благоприятные условия для всестороннего развития общества, государства и личности; оно является результатом целенаправленной деятельности государства и социальных институтов по обеспечению национальной безопасности.

Стратегия переговорного процесса - это ряд запланированных, последовательно осуществляемых шагов, которые приведут к достижению поставленной цели, это точное понимание того, что, когда и как надо делать: определение лиц, ответственных за ведение переговоров; обучение ответственных за переговоры лиц; составление перспективного плана для переговоров при существующих долгосрочных деловых отношениях.

Терроризм (от латинского “horror”- ужас) – радикальное социально-политическое явление. Ему соответствуют формы и методы политической борьбы с использованием насилия и/или угрозы применения насилия, угрожающие социально-политической безопасности, которые направлено на то, чтобы вызвать ужас, устрашение, чтобы изменить намерения и интересы других личностей, группы лиц (заложников), общества и государства для достижения политических или социальных целей. Конечная цель терроризма - заставить подчиниться своим требованиям социально-политические структуры, органы или лицо, обладающие властными полномочиями и изменить их политику или их действия. Терроризм как социально-политическое явление включает в себя следующие основные элементы: (1) экстремистскую идеологию; (2) комплекс организационных структур для осуществления терроризма; (3) практику террористических действий. Отличительные черты терроризма как явления политической борьбы: (1) конспиративный образ действий подготовки и осуществления террористических акций; (2) стремление обеспечить огласку или самого факта совершения террористического действия и рекламу идейно-политической позиции для расширения социальной базы и поддержки экстремистской организации.

«Чжимоу» - ведение переговоров, основанное на специфической стратегии и тактических приемах искусства военного противоборства в дипломатии, одновременно означает и сообразительность, изобретательность, и находчивость, органично вошедшей в китайский национальный стиль ведения переговоров. Швейцарский исследователь Х.фон Зенгер, назвал тактические приемыведения переговоров, базирующиеся на стратегии «чжимоу» - стратагемы, по аналогии с трактатом римского полководца и государственного деятеля Секта Юлия Фонтина (1 в. н.э) «Strateqemata»- « Военные хитрости».

Чрезвычайные меры разрешения конфликтов на национальном
и международном уровне: на национальном уровне на основе законов: о чрезвычайном положении, о чрезвычайных полномочиях, об охране общественного порядка, о борьбе с терроризмом; в международной практике урегулирования региональных и локальных международных конфликтов, необходим мандат ООН.

Урегулирование международных региональных этнополитических конфликтов – базируется на внимании к содержанию статьи 33, главы 1У Устава ООН – «Мирное разрешение споров»: «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям иным мерам по своему выбору». В решении Исполкома ЮНЕСКО(1992 г.) содержится ключевой вывод: «Конфликты неизбежны, необходимы и могут даже иметь свои позитивные стороны, неся с собой инновации, изменения, рефлексии. Но позитив будет зависеть от нашей способности управлять и предотвращать насильственные, деструктивные проявления».

Функции переговоров: информационнаяфункция (стороны заинтересованы в обмене взглядами, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия); коммуникативнаяфункция (налаживание новых связей, отношений); функции регуляции и координации действий; контроля (например, по поводу выполнения соглашений); имитационная функция отвлечения внимания (одна из сторон стремится выиграть время для перегруппировки или наращивания сил); пропаганды (позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете в глазах общественности).

Эмигрант (Emigrant) – лицо, покинувшее страну своего гражданства и поселившееся в другом государстве. Такое переселение может быть добровольным или вынужденным (политические эмигранты, беженцы). Если эмигрант не получает гражданства страны пребывания, он подпадает под понятие «иностранец» и в отношении его действуют международные стандарты, изложенные в Декларации прав человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985г.

Этикет -(от фр. é tiquette - этикетка, надпись) - нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён. Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды, которые исходят из основных общепринятых норм поведения. В международных переговорах этикет основан на признании норм международного права (принцип паритетности), знании элементов дипломатического протокола, специфики этнокультурных различий и этнопсихологических ресурсов реагирования в поведении, способах принятия решений в той или иной национальной делегации.

 

Разработчик УМК:

доктор социологических наук,

профессор ВШССН (факультет)

МГУ им. М. В. Ломоносова Н. Р. Маликова

 

 


* Не предусмотрен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.