Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные сети. Понятие и история развития.






 

Понятие социальной сети изначально было введено в XX веке социологами, определившими ее как социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, группа, индивид), и взаимозависимостей или связей между ними (социальных отношений).

Анализ социальных сетей позволяет интерпретировать социальные взаимодействия в понятиях теории сетей (междисциплинарное направление исследований, входящее в состав теории графов и науки о сетях), в рамках которой изучаются индивидуальные агенты и связи между ними.

Исследования в рамках различных дисциплин показывают, что социальные сети действуют на всех уровнях и оказывают существенное влияние на жизнь людей, организаций и сообществ.

В социологии социальная сеть считается неустойчивой формой существования группы людей, промежуточной между аудиторией и сообществом. Хотя период существования такой формы может быть весьма длительным, социальная сеть должна постоянно воспроизводить себя, а внутри нее должна происходить непрерывная взаимосвязь агентов. В противном случае сеть деградирует до уровня аудитории или разрушится. Социальная сеть отличается от аудитории наличием взаимосвязей между участниками объединения, однако не предполагает обязательных целенаправленных совместных действий.

Применительно к сети Интернет понятие социальной сети, прежде всего, отсылает к теории «шести рукопожатий». Согласно популярной гипотезе, выдвинутой в 1969 г. американскими психологами С. Милгрэмом и Д. Трэверсом, каждый человек на Земле опосредованно знаком с любым другим человеком через короткую цепочку общих знакомых – в среднем из шести человек (так называемый «эффект малого мира») [13].

Исторически первые веб-сайты в сети предполагали исключительно однонаправленную коммуникацию: владельцы или редакция сайтов вещали для пользователей (производили информацию в виде статей, фотографий и т.п.), а пользователи, оставаясь анонимными, потребляли информацию как читатели или зрители. С развитием технологий появлялись различные инструменты обратной связи в виде голосований или функции комментирования; активно развивались службы общения в виде конференций и чатов. Переломным моментом можно считать появление функций персонификации пользователей в виде анкет и служб знакомства, предоставляющих возможности поиска таких анкет по заданным признакам.

В настоящее время знакомства и поиск людей являются ключевыми элементами большинства социальных сетей. Другой немаловажной функцией стал поиск «потенциальных друзей» из числа знакомых или людей со схожими данными в анкетах. Это объясняется приоритетной ролью потребности в коммуникации в жизни социума. Почти все популярные службы социальных сетей стремятся удовлетворить ключевые потребности личности, определенные в «пирамиде Маслоу»: общение, признание и самовыражение, – предлагая социальную и техническую базу для решения данных задач. Наконец, немаловажными (в некоторых случаях – ключевыми) функциями социальных сетей могут выступать обмен ресурсами и кооперация с целью достижения совместных целей.

Важно отметить, что с социологической точки зрения популяризация социальных сетей приводит к изменению принципов концентрации аудитории в сети Интернет. Если традиционно пользователи объединялись в тематические сообщества (подобное структурирование по темам было свойственно еще до развития сети Интернет, в частности, сети FidoNet), то в настоящее время аудитория часто организуется вокруг людей, т.е. социальные сети стали более эгоцентричны.

Социальные и коммуникационные функции сайтов обеспечили стремительный рост популярности социальных сетей в Интернете. Благодаря заметному увеличению числа пользователей сети Интернет во всем мире участники популярных служб социальных сетей получили значительное пространство для коммуникации и фактически основанный на практике принцип «шести рукопожатий». С 2002 - 2003 гг. стремительно растет и количество сайтов, обладающих элементами социальной сети. В англоязычной литературе даже распространилась формула YASNS – Yet Another Social Networking Service (букв. «еще одна служба социальной сети»). Более того, появились службы, позволяющие пользователям с минимальными затратами создавать собственные службы социальных сетей.

Хотя точный суммарный объем аудитории социальных сетей во всем мире не известен, можно предположить, что это сотни миллионов пользователей. При этом исследования отмечают также высокую активность коммуникаций: в среднем каждый участник социальной сети проводит в ней около часа в день (в России примерно 30% пользователей сети Интернет проводят в социальных сетях от одного до трех часов в день). В некоторых случаях увлечение пользователей социальными взаимодействиями в сети Интернет наносит урон их деятельности и активности в реальном мире. Известны случаи запрета доступа сотрудникам коммерческих и даже правительственных организаций к тем или иным социальным сетям (так, солдатам американской армии запрещен доступ к MySpace, в Канаде чиновникам запрещен доступ к Facebook [8]). Популярность социальных сетей определяет высокий интерес к подобным службам со стороны бизнеса, инвестиционных фондов и государственных организаций.

В настоящий момент не существует общепринятого бесспорного определения социальной сети в Интернете. Обычно это понятие определяется как интернет-ресурс, предназначенный для взаимодействия людей в группе или в группах (ITpedia.ru). При этом указывается, что в качестве подобия социальной сети можно рассматривать любое сообщество в сети Интернет, представители которого участвуют в совместных обсуждениях. Однако данное определение чрезмерно размытое и не выделяет именно социальные аспекты сетей.

Исходя из сказанного выше, можно дать следующее определение понятию «социальная сеть». Социальная сеть в сети Интернет – это интерактивный многопользовательский веб-сайт, обладающий рядом обязательных качеств:

· содержание (контент) сайта создается исключительно или преимущественно его пользователями;

· сайт представляет собой автоматизированную среду, в рамках которой пользователи имеют возможность создавать связи с другими пользователями (социальные связи) или социальные объекты (тематические группы);

· пользователи имеют возможность получать статическую и динамическую информацию об объектах, существующих в данной социальной среде, о социальных связях между ними;

· пользователям доступны функции коммуникации с другими пользователями и социальными объектами.

Таким образом, от других типов ресурсов в сети Интернет, в том числе от сайтов, имеющих функции обратной связи или предлагающих инструменты для общения пользователей, социальные сети отличаются развитой социальной направленностью и наличием механизмов, явно позволяющих пользователям объединяться и взаимодействовать в группах.

Стандартная социальная сеть включает в себя следующие инструменты:

· хранение карточки с личными данными;

· онлайновая адресная книга;

· онлайновый органайзер, которым можно пользоваться с любого компьютера;

· хранилище мультимедийных данных пользователя;

· возможность создавать черный список пользователей и много других инструментов и функций.

Можно выделить типичные характеристики и функции социальных сетей:

· хранение персональных анкетных данных участников и информации об их связях («друзья», «контакты» и т.п.);

· возможность устанавливать связи типа «друг», «знакомый» и т.п. в отношении других участников сети;

· возможность размещать на сайте собственное информационное наполнение (статьи, комментарии), в том числе мультимедийное (фотографии, музыка, видеоролики);

· возможность обмена мгновенными или почти мгновенными сообщениями с другими участниками сети (чат);

· возможность отслеживать активность (публикуемую информацию) других пользователей и реагировать на нее голосованием, комментированием;

· возможность индексировать информационное наполнение посредством задания ключевых слов, упрощающих систематизацию и в дальнейшем поиск информации;

· возможность создавать тематические группы, устанавливать принадлежность к тематическим группам;

· наличие рейтингов пользователей по различным параметрам (статистические, вычисляемые), например популярность, активность, рейтинг отношения или доверия со стороны других пользователей;

· назначение модераторов из числа участников сети (преимущественно в тематических коллективных блогах);

· расширенные функции, построенные на базе связей участников (например, календарь событий или встреч пользователей с функциями совместного доступа);

· возможность создания мини-программ на основе стандартизированного открытого языка разработки для интеграции в функционал социальной сети;

Игровой составляющей, создающей дополнительную мотивацию общения и взаимодействия участников (как правило, многопользовательские игры, частично ориентированные на расширение круга контактов пользователя).

Кроме того, для социальных сетей обычно характерны:

· высокая скорость распространения информации, в том числе доверительных мнений («экспертные трибуны») и настроений («сарафанное радио»);






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.