Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы менеджмента. Принципы менеджмента. Развитие менеджмента.






М. как любая наука опирается на сис-му законов.

Объективные законы: - удовлетворение потребностей, - постоянное повышение производ-ти труда, - экономия времени, - опережение роста производ-ти труда над ростом зарплаты, Хозяйственные з.: - о предприятиях и предпринимательской деятельности, - об акционерном обществе, - о банках и банковской деят-ти, - налогах и налогооблажениях, - о рекламе.

Рыночные з.: - удовлетворение потребностей, - возрастание удовлетворенных потребностей, - спроса, - предложения, - конкуренции Принципы менеджмента:

1 Классический пр - пр. подбора и отбора кадров, - пр. обучения кадров, - пр. разделения труда, - - нормирование труда, - организация рабочих мест, - планирование работы работников, - тарификация работ,

2 Общеуправленческие пр. (связаны с орг-цией произв-ва. Три составляющих произв-ва: орудия труда, предметы труда и человек = сам труд): - специализация предприятия / работника (ограничение видов деят-ти), - концентрация (укрупнение орг-ции, крупные предприятия имеют больше возможностей: больше экон.ресурсов, больше работ, уменьш.затрат на произв-во, применять новейшие технологии и технику), - ритмичности произ-ва, - обратной связи в управлении, - экономичность, - оптимальности, - вариантности.

3Рыночные пр.: - самостоят-ть предприятия, вне зависимости от государства, - самоуправление орг-цией, - самофинансирование (на основе своих учредит-ых вкладов и прибыли), - самоокупаемость, - прибыльность, - рентабельность, - гибкости (быстрая адаптация к рыночным учловиям и потр-ям клиентов).

Развитие менеджм. Классическая школа м.: Ф. Тейлор 1916. Средство совершенствования произв-ва.Предлагалось стимулир-ние раб-в с целью повышения заинтересов-ти в увеличении производит-ти. Предусматривалась необх-ть отдыха, неизбежных перерывов в работе, устан-сь нормы выработки, за превышение которых платили больше. Признавалась вжность отбора людей, кот-е соответствуют выполняемой работе. Выделил управленческие функции в отдельную сферу.Разработал методологические основы рациональной организ-и труда и разраб-л организ-ю управления.Произошло отделение обучения работе от ее выполнения, планирование работы от ее исполнения. Считал, что лучше всего работу анализируют менеджеры, а рабочие должны выполнять то, что им скажут.Использ-е науч.анализа для опред-я лучших способов выполнения задачи; обеспеч-е раб-в ресурсами.необх-мыми для эффект-го выполн-я задач; обеспечение обучения раб-в.

Эмпирическая школа - П. Друкер, Д. Миллер, Р. Дэвис. Основа- любые рекомендации по управлению нельзя дать, если не было собрано достаточное количество конкретных данных, касающихся конкретной ситуации.

Эмпиризм — это особый подход к знанию, который предполагает уделение особого внимания опытным данным, которые затем обобщаются и объясняются. Эмпирическая школа изначально противопоставила себя школе человеческих отношений. В рамках эмпирической школы решались два основных вопроса. 1.практические исследования деятельности менеджеров. Эмпирическая школа в целом негативно относилась к работам университетских профессоров.

2. эмпирическая школа предложила развернутую концепцию современного капитализма. С позиции этой школы, современный капитализм существенно отличается от капитализма в стадии его зарождения. Изначально капитализм действительно был основан на эксплуатации человека человеком; в этом плане эмпирики были согласны с той позицией по отношению к капитализму, которую выразил Маркс и его последователи.

Школа человеческих отношений нач.1950 М. П. Фоллет и Э.Мэйо. Внимание к личности раб-ка. Исходные положения: 1.люди мотивируются соц. Потреб-ми, ощущают свою индивид-ть благодаря отнош-м с др.людьми.2.в рез-те промышл-й революции работа стала непривлекат-й.3. люди более отзывчивы к группам равных им людей, чем к руков-ву4.раб-к откликается побуждениям рукоовля, если тот удовлетв-т его потреб-ти. Управляя орг-й, важно относиться к челу как к личности, так и как к рабочему. Административная школа менеджмента Файоль считал, что существуют универсальные управленческие принципы. важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение раб-ка, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места, инициатива, корпоративный дух.

Школа социальных систем Центр- Институт Карнеги, вокруг которого объединился ряд университетских ученых (Г. Саймон, А. Этциони и др.), не согласных с позицией эмпирической школы. процесс управления — это социальное явление, а потому он может и должен изучаться при помощи научных методов. Человек в этой сложной системе социальных связей играет очень важную роль. При этом любая организация имеет свои цели, которые никогда не равны целям одной личности или совокупности целей составляющих ее людей. У любого человека есть потребности. В частности, А. Маслоу выделил пять уровней человеческих потребностей: 1) физ., 2) безоп-ть, 3) социальные(власть, любовь), 4) пот-ть в уважении, 5) самовыражение

Удовлетворив физ., человек начинает стремиться к удовл-ю потр-й следующего Естественно, труд также должен приносить удовл-е потр-й, иначе человек не Эта школа утверждает, что потр-ти чела вступают в противоречие с потр-ми орг-и.

Никакие наказания и матер-е поощрения не могут ликвидировать этот конфликт, нельзя этого достичь и уделяя внимание человеку как личности. Задача руководителя заключается не в том, чтобы попытаться исключить конфликт, а в том, чтобы сгладить, уменьшить его последствия.

Новая школа науки управления Кандорович, Новожилов. два главных напр-я:

1. Рассмотрение производства как “социальной системы” с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Сущность ситуацион-гоподхода заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Школа сумела определить основные внутр-е и внеш-е переменные (факторы), влияющие на орг-ю.

Еще одно напр-е новой школы связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.