Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевое развитие. Речь — одно из важнейших средств коммуникации






Речь — одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах): собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Постепенно

формы речевого общения усложняются: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.

Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:

- собственно речи (её фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов);

- речевого этикета (освоения элементарных норм и правил вступления в разговор, поддержания и завершения общения);

невербальных средств (адекватного использования мимики, жестов).

3—4 года

Овладение речью как средством общения и культуры

Обеспечение развития первичных представлений:

- о правилах и нормах речевого этикета, необходимости вежливого обращения со взрослыми и сверстниками (на примерах персонажей мультфильмов, литературы.

Создание условий для приобретения опыта:

адекватного реагирования на обращение действием и доступными речевыми средствами;

- общения и взаимодействия со взрослыми и детьми в процессе игры(разговаривать о любимых игрушках, отвечать на вопросы, договариваться о совместных действиях);

- проявления вежливости в процессе общения, выполнения режимных моментов (здороваться при входе в группу с воспитателем и детьми, говорить «спасибо» при выходе из-за стола, слушать собеседника, при необходимости вежливо выражать просьбу, благодарить запомощь);

- использования форм индивидуального обращения ко взрослому и сверстнику (здравствуйте — здравствуй);

- участия в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе выполнения гигиенических процедур, игр (пользоваться ласковыми словами, пожалеть, развеселить).

Обогащение активного словаря в различных видах деятельности

Создание условий для приобретения опыта: понимания речи взрослого, обращённой к группе детей;

- понимания и использования некоторых обобщающих понятий(платье, рубашка — это одежда; кукла, мишка, мяч — игрушки и т. д.), многозначных слов (рука у человека и ручка у зонтика), семантических отношений слов разных частей речи в едином тематическом пространстве (дом — строят, рыба — плывёт и т. д.), глагольной лексики, отражающей действия самого ребёнка, близких людей и некоторых животных;

- называния предметов быта непосредственного окружения (посуды, мебели), предметов личного пользования (одежда, гигиенические принадлежности, игрушки), названий объектов природы и др.;

- использования слов с противоположным значением в процессе рассматривания предмета (этот мишка большой, а тот маленький и т. д.).

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и мо­нологической речи

Создание условий для приобретения опыта:

- использования правильно согласованных прилагательных и существительных в роде, числе и падеже -длинная верёвка, маленький зайчик и т. д.), пространственных предлогов (в, над, под, за и т. д.);

- участия в способах словообразования с помощью различных суффиксов в игре (заяц — зайчонок, кот — котёнок); участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность отвечать на вопросы и задавать их в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? Что он делает? Во что одет? Какого цвета одежда? И т. п., а также рассказать в трёх- четырёх простых предложениях об эмоционально значимых предметах, событиях, развитие речевого творчества

Создание условий для приобретения опыта:

- участия в прослушивании произведения литературы, фольклора, рассматривании иллюстраций к нему, в ситуациях речевого общения после прочтения литературного произведения;

- участия в коллективных играх на основе изложения коллективного рассказа (начинает рассказ взрослый, а дети, используя элементы творчества, продолжают);

- употребления запомнившихся слов, выражений, песенок героев литературных произведений.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематиче­ского слуха

Создание условий для приобретения опыта:

- правильного произнесения гласных, твёрдых и мягких согласных звуков ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [с], [ц]) в игровых упражнениях;

- участия в игровых упражнениях по развитию речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, интонации, в игровых ситуациях, вызывающих потребность воспринимать речь не только взрослых, но и сверстников, в воспроизведении ритма стихотворения, звукового образа слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его).Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературыСоздание условий для приобретения опыта: положительного реагирования на предложение послушать и прочесть ещё раз произведение -сказку, рассказ, потешку и т. д., поговорить о прочитанном; - участия в прослушивании малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов, доступных пониманию детей; - эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе положительного героя; - сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой, и т. п.);

-выявления положительных героев, их оценки с помощью доступного нравственно- ценного словаря, установления простейших связей последовательности событий в тексте; - участия в ситуациях общения, вызывающих потребность выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами;

-заучивания коротких стихотворений; - понимания иллюстраций к произведениям литератур

и фольклора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.